Захаров Георгий Нефедович

Родился  24  апреля  1908  года  в  селе  Старое  Семёнкино  ныне  Клявлинского  района  Самарской  области  (Россия)  в  семье  крестьянина.  Русский.  В  годы  гражданской войны  беспризорничал.  Окончил  сельскохозяйственный  техникум,  работал  в  совхозе. 
В  РККА  с  ноября  1930  года,  был призван  Мелекесским  районным  военкоматом  Куйбышевской  (Самарской)  области. 
Окончил  7-ю  военную  школу  лётчиков  в  Сталинграде  в  1933  году. 
В  1935  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «лейтенант».
Служил  в  Северо-Кавказском  военном  округе.  Затем,  был  старшим  летчиком  и  командиром  звена  в  109-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  36-й  истребительной  авиационной  бригады  Киевского  военного  округа. 
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  20  октября  1936  года  по  7  апреля  1937  года  в  качестве  пилота  и  командира  звена  истребителей  И-15.  Летал  также  на  трофейном  итальянском  истребителе  Фиат-32. 
Имел  псевдонимы  «Энрике  Лопес»  и  «Родригес  Кромберг».
В  одном  из  боев  сражался  в  одиночку  против  12  истребителей  Хе-51  и  сбил  1  (по  другим  данным  2  или  даже  3)  из  них,  а  ещё  один  вражеский  самолет  врезался  в  землю  во  время  боя. 
Всего  в  Испании  сбил  6*  самолетов.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
В  1937  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «старший  лейтенант».
Командовал  отрядом  в  109-й  истребительной  авиационной  эскадрилье.
В  1937  году  участвовал  в  войсковых   испытаниях  истребителя  И-15бис. 
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Китае  с  ноября  1937  года  (апреля  1938  года)  по  сентябрь  1938  года,  возглавлял  истребительную  группу  советских  летчиков.      
Всего  в  Китае  произвел  около  15  боевых  вылетов,  сбил  в  групповых  боях  2  (3)  японских  самолета.
Во  время  перегона  в  Советский  Союз  трофейного  японского  истребителя  А5М  потерпел  аварию,  и  при  вынужденной  посадке  в  горах,  на  берегу  речки,  сломал левую  руку  и  ногу.
В  1938  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «полковник»  (минуя  два  звания!).
Окончил  курсы  при  Военной  академии  Генштаба  в  1939  году.
Командовал  ВВС  Сибирского  военного  округа  с  1939  года  (с  ноября  1938  года)  по  декабрь  1940  года.
4  июня  1940  года  ему  было  присвоено  звание  «генерал-майор  авиации».
С  августа  того  же  года  командовал  43-й  истребительной  авиационной  дивизией  Белорусского  военного  округа
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  22  июня  1941  года. 
В  первый  же  день  войны  сбил  в  бою  над  Минском  2  бомбардировщика  Ю-88. 

     «…Во  второй  половине  дня,  когда  были  отданы  необходимые  распоряжения  и  все,  казалось,  было  предусмотрено,  я  назначил  место  сбора,  сел  в  свой  И-16,  взлетел  и  пошел  к  Минску.  Я  все  еще  думал,  что  прикрытие  Минска  -  задача,  скорее,  почетная:  самое  жаркое  небо  над  Белостоком  и  другими  приграничными  центрами.  День  уже  клонился  к  вечеру,  погода  по-прежнему  стояла  ясная.  И  я  шел  к  Минску  на  большой  высоте,  не  имея  никаких  данных,  строя  лишь  догадки  и  совершенно  не  представляя  той  силы  удара,  которую  враг  обрушил  на  рассвете  на  приграничные  аэродромы. 
     …Минск  горел.
     Полыхал  аэродром,  куда  я  намеревался  приземлиться,  -  очевидно,  немцы  подожгли  склады  с  горючим.  На  аэродроме  вперемежку  стояли  самолеты  разных  систем,  абсолютно  незамаскированные,  все  было  забито  техникой  -  целой  и  изуродованной.  Я  не  стал  садиться  сразу,  а  сначала  сделал  круг  над  городом.
     Низко  ходили  большие  двухмоторные  машины.  Я  видел  их,  подлетая,  но  мне  и  в  голову  не  могло  прийти,  что  это  «юнкерсы»!  Они  ходили  на  малых  высотах  и  прицельно  швыряли  бомбы  на  отдельные  здания.  Вражеских  истребителей  в  небе  не  было.  Подвергая  город  в  течение  дня  непрерывной  бомбардировке,  превратив  аэродром  в  жаровню,  «юнкерсы»  под  вечер  чувствовали  себя  в  полной  безопасности. 
     Я  находился  выше  их,  прямо  над  центром  города,  когда  увидел  один  Ю-88  над  крышей  штаба  округа.  Раздумывать  долго  не  стал  -  спикировал,  пристроился  фашисту  в  хвост  и  в  упор  дал  длинную  очередь.  «Юнкерс»  не  загорелся,  но  резко  накренился  и  упал.  Упал  он  в  районе  оперного  театра.  Над  окраиной  города  я  атаковал  другой  и  зажег  его.  Он  уходил,  дымя,  но,  я  думаю,  не  вытянул:  как  и  у  первого,  у  него  был  слишком  мал  запас  высоты.  А  мой  истребитель  поглощал  последние  капли  горючего.  Времени,  чтобы  сесть  на  нужный  мне  аэродром,  уже  не  хватало.  Пришлось  садиться  на  площадке  в  Лощице,  где  все  горело…»
     (Из  книги  Г.  Н.  Захарова  «Я  -  истребитель»)

До  октября  1941  года  командовал  43-й  истребительной  авиационной  дивизией,  затем  был  назначен  начальником  летной  школы  в  Улан-Удэ,  а  ещё  позже  -  начальником  авиационного  училища. 
В  начале   1943  года  вернулся  на  фронт,  с  марта  до  конца  войны  возглавлял  303-ю  истребительную  авиационную  дивизию,  в  составе  которой,  вместе  с  советскими  летчиками  сражался  и  французский  полк  «Нормандия-Неман».  Воевал  на  Западном  фронте,  участвовал  в  освобождении  Белоруссии,  воевал  над  Восточной  Пруссией  в  составе  3-го  Белорусского  фронта. 
С  1944  года  стал  летать  на  Як-3,  на  фюзеляже  которого  был  изображен  «Георгий  Победоносец  на  белом  коне,  поражающий  змея»  и  большая  белая  стрела. 
Всего  за  годы  Великой  Отечественной  войны  произвел  153  боевых  вылета  на  самолетах  И-16,  Як-1,  Як-7б,  Як-9,  Ла-5  и  Як-3,  участвовал  в  48  воздушных  боях,  лично  и  в  составе  группы  сбил  10  самолетов.  По  другим  данным  лично  сбил  2  и  в  группе  3  самолета.
К  окончанию  войны  имел  общий  налет  3.578  часов.   
После  окончания  войны  продолжал  служить  в  авиации. 
Всего  за  свою  лётную  карьеру  освоил  45  типов  самолетов,  налетал  7.000  часов  в  воздухе. 
Окончил  Военную  академию  Генштаба  в  1950  году. 
Занимал  ряд  ответственных  командных  должностей,  в  том  числе  командовал  дивизией  на  Дальнем  Востоке.      
17  октября  1960  году  уволился  в  запас  в  звании  генерал-майора  авиации.
Написал  две  книги:  «Повесть  об  истребителях»  и  «Я – истребитель». 
Проживал  в  городе  Москва  (Россия). 
Умер  6  января  1996  года.  Похоронен  на  Кунцевском  кладбище  в  Москве.       

Список  известных  воздушных  побед  Г.  Н.  Захарова:
04.11.1936       1**     Хе-51                        Мадрид                           лично
09.11.1936       1/2      Арадо-68                  Мадрид                           в  паре  с  другим  летчиком
17.11.1936       1/2      Арадо                       Мадрид                            в  паре  с  другим  летчиком         
11.02.1937       1         Фиат-32                    Альмерия                        лично    
00.02.1938       1/гр.    А5М                         Наньчан                          в  составе  группы
29.04.1938       1/гр.    А5М                         Наньчан                          в  составе  группы
22.06.1941       2         Ю-88                         Минск                             лично
00.10.1941       1         Хш-126                     Медынь                           лично
00.10.1944       1         Ме-109                      Тильзит                           лично

Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР  от  19  апреля  1945  года  за  образцовое  командование  авиационной  дивизией,  за  личное  мужество  и  героизм,  Георгию  Нефедовичу  Захарову  было  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза  («Золотая  Звезда»  №  6242).

Награжден  тремя  орденами  Ленина  (19.04.1945,  05.11.1954,  29.08.1955),  четырьмя  орденами Красного Знамени  (02.01.1937***,  17.07.1937****,  14.11.1938,  19.11.1951),  орденом  Кутузова  2-й  степени  (03.07.1944),  орденом  Александра  Невского  (31.08.1943),  орденом  Отечественной  войны  1-й  степени  (06.04.1985),  двумя  орденами  Красной  Звезды  (06.11.1945,  22.02.1955),  медалями  «За  боевые  заслуги»  (03.11.1944),  «За  взятие  Кенигсберга»,  «За  взятие  Берлина»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»  и  другими  медалями,  а  также  российским  орденом  Жукова  (25.04.1995),  французскими  орденами  Почетного  легиона  (1943),  Военным  крестом  1939-1945  с  пальмовой  ветвью,  крестом  «За  лётные  боевые  заслуги»  (1944).

Примечания:
*     Кроме  того,  8  декабря  1936  года,  вместе  с  лейтенантом  Н.  И.  Шмельковым,  он  по  ошибке  сбил  французский  пассажирский  самолет  Потез-540,  который  при  вынужденной  посадке  скапотировал  и  загорелся.  В  результате  трагической  ошибки  погиб  французский  журналист  Луи  Де  ля  Прэ. 
**     Кроме  того,  ещё  один  самолет  врезался  в  землю  во  время  боя.
***     Орден  имел  порядковый  №  784.
****     Орден  имел  порядковый  №  65/"2".


Рецензии
Отважный лётчик. Но почему-то его, несмотря на все данные, выше дивизии не пустили.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   21.12.2020 14:44     Заявить о нарушении
Может быть, эта должность как раз подходила ему...
С дружеским приветом,

Олег Каминский   21.12.2020 18:15   Заявить о нарушении