Захаров Георгий Нефедович
В РККА с ноября 1930 года, был призван Мелекесским районным военкоматом Куйбышевской (Самарской) области.
Окончил 7-ю военную школу лётчиков в Сталинграде в 1933 году.
В 1935 году ему было присвоено воинское звание «лейтенант».
Служил в Северо-Кавказском военном округе. Затем, был старшим летчиком и командиром звена в 109-й истребительной авиационной эскадрилье 36-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 20 октября 1936 года по 7 апреля 1937 года в качестве пилота и командира звена истребителей И-15. Летал также на трофейном итальянском истребителе Фиат-32.
Имел псевдонимы «Энрике Лопес» и «Родригес Кромберг».
В одном из боев сражался в одиночку против 12 истребителей Хе-51 и сбил 1 (по другим данным 2 или даже 3) из них, а ещё один вражеский самолет врезался в землю во время боя.
Всего в Испании сбил 6* самолетов.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
В 1937 году ему было присвоено воинское звание «старший лейтенант».
Командовал отрядом в 109-й истребительной авиационной эскадрилье.
В 1937 году участвовал в войсковых испытаниях истребителя И-15бис.
Участвовал в национально-освободительной войне в Китае с ноября 1937 года (апреля 1938 года) по сентябрь 1938 года, возглавлял истребительную группу советских летчиков.
Всего в Китае произвел около 15 боевых вылетов, сбил в групповых боях 2 (3) японских самолета.
Во время перегона в Советский Союз трофейного японского истребителя А5М потерпел аварию, и при вынужденной посадке в горах, на берегу речки, сломал левую руку и ногу.
В 1938 году ему было присвоено воинское звание «полковник» (минуя два звания!).
Окончил курсы при Военной академии Генштаба в 1939 году.
Командовал ВВС Сибирского военного округа с 1939 года (с ноября 1938 года) по декабрь 1940 года.
4 июня 1940 года ему было присвоено звание «генерал-майор авиации».
С августа того же года командовал 43-й истребительной авиационной дивизией Белорусского военного округа
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
В первый же день войны сбил в бою над Минском 2 бомбардировщика Ю-88.
«…Во второй половине дня, когда были отданы необходимые распоряжения и все, казалось, было предусмотрено, я назначил место сбора, сел в свой И-16, взлетел и пошел к Минску. Я все еще думал, что прикрытие Минска - задача, скорее, почетная: самое жаркое небо над Белостоком и другими приграничными центрами. День уже клонился к вечеру, погода по-прежнему стояла ясная. И я шел к Минску на большой высоте, не имея никаких данных, строя лишь догадки и совершенно не представляя той силы удара, которую враг обрушил на рассвете на приграничные аэродромы.
…Минск горел.
Полыхал аэродром, куда я намеревался приземлиться, - очевидно, немцы подожгли склады с горючим. На аэродроме вперемежку стояли самолеты разных систем, абсолютно незамаскированные, все было забито техникой - целой и изуродованной. Я не стал садиться сразу, а сначала сделал круг над городом.
Низко ходили большие двухмоторные машины. Я видел их, подлетая, но мне и в голову не могло прийти, что это «юнкерсы»! Они ходили на малых высотах и прицельно швыряли бомбы на отдельные здания. Вражеских истребителей в небе не было. Подвергая город в течение дня непрерывной бомбардировке, превратив аэродром в жаровню, «юнкерсы» под вечер чувствовали себя в полной безопасности.
Я находился выше их, прямо над центром города, когда увидел один Ю-88 над крышей штаба округа. Раздумывать долго не стал - спикировал, пристроился фашисту в хвост и в упор дал длинную очередь. «Юнкерс» не загорелся, но резко накренился и упал. Упал он в районе оперного театра. Над окраиной города я атаковал другой и зажег его. Он уходил, дымя, но, я думаю, не вытянул: как и у первого, у него был слишком мал запас высоты. А мой истребитель поглощал последние капли горючего. Времени, чтобы сесть на нужный мне аэродром, уже не хватало. Пришлось садиться на площадке в Лощице, где все горело…»
(Из книги Г. Н. Захарова «Я - истребитель»)
До октября 1941 года командовал 43-й истребительной авиационной дивизией, затем был назначен начальником летной школы в Улан-Удэ, а ещё позже - начальником авиационного училища.
В начале 1943 года вернулся на фронт, с марта до конца войны возглавлял 303-ю истребительную авиационную дивизию, в составе которой, вместе с советскими летчиками сражался и французский полк «Нормандия-Неман». Воевал на Западном фронте, участвовал в освобождении Белоруссии, воевал над Восточной Пруссией в составе 3-го Белорусского фронта.
С 1944 года стал летать на Як-3, на фюзеляже которого был изображен «Георгий Победоносец на белом коне, поражающий змея» и большая белая стрела.
Всего за годы Великой Отечественной войны произвел 153 боевых вылета на самолетах И-16, Як-1, Як-7б, Як-9, Ла-5 и Як-3, участвовал в 48 воздушных боях, лично и в составе группы сбил 10 самолетов. По другим данным лично сбил 2 и в группе 3 самолета.
К окончанию войны имел общий налет 3.578 часов.
После окончания войны продолжал служить в авиации.
Всего за свою лётную карьеру освоил 45 типов самолетов, налетал 7.000 часов в воздухе.
Окончил Военную академию Генштаба в 1950 году.
Занимал ряд ответственных командных должностей, в том числе командовал дивизией на Дальнем Востоке.
17 октября 1960 году уволился в запас в звании генерал-майора авиации.
Написал две книги: «Повесть об истребителях» и «Я – истребитель».
Проживал в городе Москва (Россия).
Умер 6 января 1996 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Список известных воздушных побед Г. Н. Захарова:
04.11.1936 1** Хе-51 Мадрид лично
09.11.1936 1/2 Арадо-68 Мадрид в паре с другим летчиком
17.11.1936 1/2 Арадо Мадрид в паре с другим летчиком
11.02.1937 1 Фиат-32 Альмерия лично
00.02.1938 1/гр. А5М Наньчан в составе группы
29.04.1938 1/гр. А5М Наньчан в составе группы
22.06.1941 2 Ю-88 Минск лично
00.10.1941 1 Хш-126 Медынь лично
00.10.1944 1 Ме-109 Тильзит лично
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за образцовое командование авиационной дивизией, за личное мужество и героизм, Георгию Нефедовичу Захарову было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 6242).
Награжден тремя орденами Ленина (19.04.1945, 05.11.1954, 29.08.1955), четырьмя орденами Красного Знамени (02.01.1937***, 17.07.1937****, 14.11.1938, 19.11.1951), орденом Кутузова 2-й степени (03.07.1944), орденом Александра Невского (31.08.1943), орденом Отечественной войны 1-й степени (06.04.1985), двумя орденами Красной Звезды (06.11.1945, 22.02.1955), медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими медалями, а также российским орденом Жукова (25.04.1995), французскими орденами Почетного легиона (1943), Военным крестом 1939-1945 с пальмовой ветвью, крестом «За лётные боевые заслуги» (1944).
Примечания:
* Кроме того, 8 декабря 1936 года, вместе с лейтенантом Н. И. Шмельковым, он по ошибке сбил французский пассажирский самолет Потез-540, который при вынужденной посадке скапотировал и загорелся. В результате трагической ошибки погиб французский журналист Луи Де ля Прэ.
** Кроме того, ещё один самолет врезался в землю во время боя.
*** Орден имел порядковый № 784.
**** Орден имел порядковый № 65/"2".
Свидетельство о публикации №220122100707
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 21.12.2020 14:44 Заявить о нарушении
С дружеским приветом,
Олег Каминский 21.12.2020 18:15 Заявить о нарушении