Прин-цЫпы моего авторства

Мои особенности Авторства.

   В общем, я в последнее время довольно уверенно заявляюсь автором. Отчего ж не заявляться, имея в арсенале 3 готовые книги, и 2 почти готовые, не считая уймы пробных. За это время оформился некоторый «почерк» - то, чему я научилась, и чему целенаправленно учусь. То, что выбираю в бесконечном пространстве вариантов изложения своих идей.
   То есть я осознанно ставлю перед собой определенные задачи, и так же определяю для себя шаблоны, которых намерена избегать. (другой вопрос — на сколько у меня это получается?)
   И потому хочу сформулировать и изложить художественные приемы и принципы своего авторства. Интересно, на сколько у меня выходит следовать им?

Итак:

   1. Уже упоминала, что мне часто и самой скучны авторы женщины. Есть и исключения — Сьюзен Элизабет Филлипс, Энн Райс. Первая — романистка с всегда витиеватым сюжетом на крепкой психологической основе, богатой биографией героев, и потрясающим юмором, вторая — лишенная комплексов и не пугающаяся сложных тем. Но в целом…
...женская гиперсентиментальность и ограниченность авторских задач, типичность, недостаточность самоиронии — меня всегда удручали.
   Никогда не забуду, как году этак в 2013м подруга-фанатка «50-ти оттенков» уговорила меня 14 февраля пойти на премьеру данного фильма. (я не лесбиянка!).
   Сидя на 1м ряду, я отгадывала саундрек шазамом и угарала, наблюдая, как из романтического-сада-маза-вертепа (кстати, я - не ханжа!) массово дезертируют силой или обманом втащенные в зал мужья. Незадолго до этого я мысленно отправила в урну эту же книгу, не взирая на многие другие рекомендации. Но тогда, в кинотеатре, именно в тот момент я поняла, как далеко женское понимание романтики и смыслов - от мужского. И поставила себе четкую задачу: не только побольше читать мужчин (Паланик, Минаев, Шерстобитов!), но и писать нечто им «удобоваримое». Так что я стараюсь уйти из клинически-женского взгляда - в крепкий «унисекс».

   2. Я терпеть не могу книги от первого лица. Вот не могу понять их популярности. (Я даже публицистику редко пишу от себя! Чаще придерживаюсь нейтральности. А уж сочинялки...).
   Для меня полное погружение в героя - избыточно, мне нужно погружение... Даже не в историю, а в контексты - контрасты её оценки разными субъектами. У меня минимум(!) 2 главных героя, за мыслями которых слежу поочередно, плюс 3-4 постоянных героя через которых смотрю историю и героев, и ещё парочку разовых и однократных. Получается такое 3D восприятия. Обьемчик. Немного не визуальной «киношности» через слова.

   3. Я люблю скакать по таймингу событий, делать флешбеки. Начинаю с середины, потом уместно ныряю в предыстории и (редко) совершаю забросы-обещания в будущее.
   К тому-же мне нравится играть со временем: либо создавать ощущение постепенности (и тогда могут быть повторы), либо резкие перескоки.

   4. Стараюсь уйти от слишком длинных предложений и нагромождений. Учусь емкой краткости. Пока ещё — учусь. Лаконичность завораживает меня саму.

   5. Глаголы и причастия - сложная игра грамматических времен повествования: Я не путаюсь в этом компоненте - в падежах, временах и деепричастных оборотах я манервирую достаточно умело. Хотя, понятно, тексты велики и иногда сказывается спешка. Но текст я - слышу. И красота его "внутряшки" иногда превосходит для меня даже значимость описываемых событий (ну то есть - есть смысловые отрезки, и они особенно хороши когда компактны, а есть — просто «пейзажности», просто для красоты).
   Поэтому игра с временами - это намеренная тактика. Глаголы в настоящей, прошедшей и будущей форме - мне кажется это даёт динамику (наст.вр.) и панорамный краткий обзор (будущ.вр.), которыми приятно разбавлять привычное прошедшее и констатации. Постоянное "она сказала и сделала" быстро наскучивает.
   Хотя, разумеется, такая игра требует осторожности, чтоб текст не выглядел неграмотно. Нужны умелые переходы.
 
   6. Крайне деликатно и обтекаемо, но использую откровенности, эпатаж и (штучно) - ненормативную лексику.

   7. Стараюсь не то чтоб прям исключительно сленгом, но осовременить речь и мышление героев — темпом, заходами, «клиповостью».

   8. Учусь намеренно По-Паланиковски упрощать сложное, и усложнять обыденное.

   9. Я отличаюсь весьма вольным обращением с языком. Люблю нарушать правила правописания намеренно! (рассказывала об этом отдельным постом!) чтоб оживить текст. Для меня удесятеренные гласные, странные переносы на новую строку, коверкания слов в производные — это стратегия. И да, я в ней уверена. Пускай мои тексты будут привычны блогерам с их букво-вольностями.

   9. Н у и музыка, разумеется. У моих глав есть саундтреки. Даже просто самостоятельные отрывки текста (различной величины) я «подвешиваю» на конкретные треки, делаю это крайне изобретательно и неординарно, используя нетоповый редкий аудиоряд лишенный привязок. Как аудиал я хорошо миксую "звучание" письменного текста и музыки. И это становится частью моего повествования.
   Своровала этот приём в дневниках ЛайвИнтернет. Но в книгах - никогда не встречала.
   Думаю, просто упоминание песен не нарушает авторских прав, но может повысить внимание к стоющей музыке, прицепив к ним ряд художесивенных ассоциаций.


   Мои сложности:
   - нагромождения, длинные предложения. Перескоки. Я работаю над этим в сторону сТильной лаконичности.
   - структура. Иногда я заигрываюсь и запутываюсь - что куда. Но эксклюзивно разработанная сложная форма плана в экселе с неограниченной детальностью - очень выручает в ориентировании в больших формах. А теперь выручает и немного освоенный инструмент структуры документа в текстовых редакторах. В итоге "вывозила" 200-300 листов за 2,5 месяца, успешно раскидывала разрозненные заметки.
   - игнорирование описаний второстепенных героев и внешнего антуража. Делаю это сознательно. Могу, но не хочу на это отвлекаться и отвлекать от атмосферы ощущений и мыслей. Так что даю мало визуальных подробностей. Но могу упускать из виду, что не каждый читатель способен сам дорисовать «дизайн».
   - Зато: имею обыкновение романтизировать, идеализировать и поэтизировать совсем бытовые вещи. Имею склонность по-Паланиковски преувеличивать (а лучше б — его же способность преуменьшать!) довольно стандартизированные и обобщенные события и понятия.
   - фанфики. Я часто выбираю весьма видных и узнаваемых "образцов". И это — проблема. Хотя... Даже у Волконского, Остапа Бендера и Лолиты были прототипы, это известная писательская практика.
   Но блин, тогда не было телевидения.
   Однако помним, что существует фраза "все совпадения - случайны". Я старательно ухожу от разоблачающих ключевых подробностей. Маскировка — дело опыта!
   - ну и главное: выпав из потока, можно на долго потерять рукопись или не закончить её вообще. Но выручает план в Эксель с количеством символов. Помогает оценивать абсолютные показатели своего продвижения и мотивирует не выпадать.
Мой любимый шрифт “comic sans MC - 11» даёт как раз примерно 3000 символов на страницу. Можно даже высчитать страницы.


Рецензии