Сказкотерапия в помощь родителям. Ч. 3

   Глава вторая
   ПОЧЕМУ ОНИ ВРУТ?

  «Врут тому, кому правду говорить опасно»  (Н. Козлов.)
***
  «У страха глаза велики» (рус. посл.).

   Все мы, взрослые люди, в той или иной степени сталкивались с проблемой детского вранья и, мягко выражаясь, присвоения чужих вещей. А если как следует поднапряжем свою память и будем вполне честными с самими собой, то припомним и собственные похожие грешки далекого детства. Но, разумеется, не такие ужасные, нет! Как правило, родителей особенно ужасают детские преступления в том случае, если сами они в детстве себе такого не позволяли. А причины для такого «плохого» поведения детей всегда есть. И их несколько.
 
   Первая, наиболее распространенная причина вранья, отражена в эпиграфе. Т.е. причиной является страх ребенка перед последствиями его поступков, причем, теми последствиями, которые предполагает ребенок, а не имеет в виду родитель. И это совсем не обязательно страх физического наказания или ваших криков. Это может быть страх потерять любовь самого близкого человека, от которого ребенок чувствует свою зависимость - мамы или папы, а также бабушки и дедушки. Ради того, чтобы сохранить любовь, некоторые дети готовы идти на любую ложь, и бесполезно им доказывать путем логических умозаключений, что мы их будем еще меньше любить, если они будут продолжать врать. Их логика пока по-детски особенная. Они невольно поддерживают родительский миф о том, каким должен быть ребенок - этаким рыцарем без страха и упрека, не имеющим права на ошибки. А сами-то мы... все давно забыли - услужливые механизмы психологической защиты личности благополучно вытеснили большинство травмирующих фактов вроде кражи колбасы из холодильника. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. И чем активнее ребенок, чем больше у него потребностей, тем большее количество ошибок может он совершить, пока усвоит правила взрослых игр.
   По статистике обманы и кражи по наивности, недопониманию, совершаются очень часто детьми вплоть до конца начальной школы, позднее - значительно реже. Поэтому не стоит считать своего провинившегося ребенка преступником на основании его ошибок, его двоек по поведению - это оценки за процесс учебы - настоящая ответственность вся еще впереди. А лучше подумать самим, почему ребенок действует тайком, почему он боится посвятить вас в тайну своих потребностей? Почему его желания кажутся ему плохими, почему уже сейчас он чувствует себя преступником сам? Если родитель сможет быть честен сам с собой и сочувственен к ребенку, то ко времени полной взрослости окажется, что дети ничем не хуже своих родителей, а, может даже, и гораздо лучше.
 
   Причина номер два: они нас так «достают» - привлекают к себе внимание, в котором чувствуют недостаток, совершая проступок. Это поведение уже не наивное, а провоцирующее, манипулятивное, и родители, как правило, это чувствуют и сердятся на детей. Хотя лучше сердиться на самих себя. Ребенок хочет вырасти хорошим человеком, а для этого ему как растению, нужен солнечный цвет, тепло, регулярный полив и всякие «уДОБРЕния». И если они этого недополучают, то могут поднять бунт на вашем домашнем корабле. Ведь они просто не хотят вырасти хилыми и корявыми моральными уродами! А о том, что можно привлекать внимание хорошими поступками, им еще неизвестно, да и то сказать, это редко бывает правдой. А гораздо чаще бывает так: мама девочки-отличницы месяцами не смотрит дневник и рассеянно кивает в ответ на сообщение о пятерках (дескать, так и нужно, продолжай в том же духе), пока дочь в гневе не сообщает маме, что раз так, она будет учиться на двойки, если никому не нужны ее пятерки. Вот и попробуй привлечь к себе потоки родительского внимания (читай - полив и согрев) честным способом. Да и на глазок родители больше дорожат детьми, которые им тяжело достались, в которых пришлось вложить много своей души.
   Так правы дети или нет? Я думаю, что правы. По моему опыту многие родители, чьи дети имели протестное поведение и которые сумели разобраться в его причинах, сумели восстановить теплые дружеские отношения с ними. А это и есть единственная надежная профилактика таких тяжелейших социальных отклонений, как наркомания, алкоголизм и правонарушения.
 
   Причина номер три – дети таким способом компенсируют недостаток положительных эмоций, свою недолюбленность родителями, невостребованность своих недоразвившихся возможностей, непопулярность среди окружения. Нередко маленькие воришки на добытые деньги устраивают настоящие потлачи для сверстников, раздачу лакомств и игрушек. Надо сказать, что так же поступает в племени американских индейцев молодой кандидат на должность вождя, чтобы заручиться поддержкой племени. Так поступает и кандидат в депутаты нашей отечественной Думы, раздавая предвыборные обещания. Так ли уж иррационально поведение маленького неопытного ребенка, который еще не знаком с честными способами достижения своих целей, обретения друзей и сторонников? Большая удача, если родителям удается преподать ребенку собственный пример честных способов жить.
 
   Есть значительно реже встречающаяся причина лжи и воровства - особенности наследственности и, главное, воспитания, ребенка, патологические наклонности его биологических родителей, усиленные образом жизни. В таких случаях бывает необходима длительная и постоянная психолого-психиатрическая помощь и социально-психологическая реабилитация. Проблема в том, что родители за помощью сами не обращаются.

   Что же делать, если ребенок «достал» вас своими преступлениями?
   Во-первых, нажмите на свои «тормоза» (у взрослых они уже должны быть в отличие от детей), и подумайте, чем вы могли загнать его в угол. Вспомните о собственном, временами невеселом детстве, спросите у своих родителей, если они неподалеку, как сами давали им «прикурить» в свое время. И поговорите с ребенком не с позиции инквизитора, беспощадно выжигающего ересь, а встав с ним рядом, плечом к плечу, на его нелегком пути. В таких случаях очень хорошо помогает соблюдение имеющегося в нашей культуре ритуала отхода ко сну, когда вы имеете ни с чем не сравнимую возможность реанимировать ваши отношения и понять ребенка. Для этого бывает достаточно посидеть рядом с ребенком, поговорить с ним перед сном, рассказать ему любимую сказку, спеть колыбельную песенку, погладить спинку и пяточки. Только все это надо делать с чистым и открытым сердцем, и на двадцать минут полностью отложить все заботы. Помните у Мамина-Сибиряка: «Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать тебе сказки...»? Все дети мечтают о таком папе и такой маме. Сделайте их счастливыми. Это можете только вы. И вы это можете, только захотите очень сильно, больше всего на свете.
   
   Еще одна воспитательная тонкость показана Григорием Остером в его рассказе «Глубокое уважение». Родители считают, что хуже их Коли нет никого: двойки из школы, разбитые окна, разорванные ботинки и т.д. Весь джентльменский (с большой дороги) набор. И ругают его и наказывают. Потом папа решил все-таки узнать, нет ли кого-нибудь еще хуже. И вышел вечером во двор, покурить. А там его в темноте уже подслушавший их с мамой разговор сын дожидается. Со светлячком в руке, будто курит. И рассказывает басом папе о своем сыне Толе, который… ну, вообще, хуже не бывает.
   Обрадованный папа прибегает домой и рассказывает маме:
- Знаешь, а Коля наш, оказывается не самый плохой. Тут у соседа сын Толя есть, тоже, как наш, во втором классе, так про него, про этого Толю, и рассказывать страшно. А Коля наш ещё ничего. По сравнению с этим Толей он совсем хороший. Если с Толей сравнивать, так мы своим сыном  просто гордиться должны.

   Мама задумалась, а потом решила:
- Если так, тогда давай будем нашим сыном гордиться. Не будем его ругать, а с завтрашнего дня будем относиться к нему с глубоким уважением.

   И начали папа и мама относиться к Коле с глубоким уважением. А ругать его совсем перестали. И от этого уважения стало Коле вдруг как–то не по себе. Не то, чтобы совестно, а как-то неловко и неуютно. И стал Коля, сам того не замечая, потихоньку исправляться, исправляться… И постепенно совсем исправился.
 
   Вариант Остера возможен у тех родителей,  которые сами в себя верят и хорошо к себе относятся. Тогда вложенный ими труд в ребенка,  забота и любовь видятся как позитивная и самая сильная программа его развития. Если же боитесь, что у вас растет преступник, это первый сигнал того, что вы сами к себе относитесь плохо и не уверены в своих действиях и результатах. А крайним оказывается ребенок. 
 
   Если ваши усилия не помогают или ваше собственное состояние слишком тяжело для терапевтических отношений с ребенком, вам поможет консультация и совместная работа с психологом или врачом-психотерапевтом. Причем, чаще всего помощь нужна не маленькому отступнику, а запутавшимся в собственном страхе родителям. На западе есть даже специальные психологические службы помощи родителям, склонным к жестокому обращению с детьми. У нас в стране пока четко проговаривается  только проблема оказания помощи жертвам насилия. Видимо, легализация проблемы самих «насильников» - дело будущего. Родители, у которых есть склонность к слишком «крутым» разборкам с собственными детьми, имеют право не чувствовать сами себя окончательными преступниками, а понять причины своей непримиримости, найти свой собственный страх перед жизнью,  увидеть его в лицо, а, значит, лучше контролировать свою жизненную позицию.
 
   Сказка про мышонка Пикселя все на ту же тему.

      МЫШОНОК ПИКСЕЛЬ

      Мышонок Пиксель жил в маленькой темной норке вместе с бабушкой. Он был хорошим мышонком, помогал бабушке, и она очень его любила. Только все   равно Пиксель часто бывал грустным, у него не было друзей, кроме бабушки.   
      Однажды бабушка уехала навестить свою сестру, и Пикселю пришлось жить в большой норке вместе с другими мышатами. За ними ухаживали  большие  мышки. Их было много, и никто из них не был похож на его бабушку. Пиксель совсем тогда расстроился. Друзей у него так и не появилось. Другие мышата были ему неинтересны. Они приглашали его играть с ними, но он  не хотел. Он думал, что все они плохие. Еще он думал, что драться нехорошо, и бедного мышонка били только за то, что он не давал сдачи и все время  плакал. Мышата его не понимали и смеялись над ним за то, что он такой плакса. 
    
   Однажды другой мышонок из этой большой норки, которого звали Носик (потому что у него был длинный носик, которым так удобно залезать в любую щелочку), принес с улицы очень красивую и вкусную бумажку от шоколадной конфеты. На ней еще сохранилось немножко шоколада! Носик спрятал свою  добычу в уголок под щепочку, а Пиксель видел это. Потом он все время думал и думал об этой красивой и вкусной бумажке. В конце концов, он не выдержал и потихоньку прокрался в этот уголок, когда его никто не видел, и взял бумажку, спрятал потом под свою щепочку, где уже лежал любимый камешек  Пикселя.
       
   Когда Носик вернулся и проверил свой тайник, бумажки, такой вкусной и красивой, не оказалось на месте! А Носик был уже очень голодный. Он  расплакался, хотя и не был плаксой. Уж очень обидно было, что кто-то взял его сокровище. Другие мышата пожалели Носика, а самый умный из  них, Головастик (у него была большая, умная голова), сказал:
-  Наверное, у нас завелась крыса. Мыши не могут красть друг у друга, только крыса могла это сделать. Надо выследить эту крысу.   
      
   Но мышата были еще маленькие и скоро забыли об этом случае. А Пиксель трясся от страха, что бумажку могут найти, и никак не хотел привыкать к мышатам. Они же к нему привыкли и больше не трогали, они его почти не  замечали. Однажды большие мышки принесли в норку много вкусных зернышек пшеницы, и мышата все наелись до отвала. Пиксель тоже наелся. Немного зернышек осталось, и большие мышки положили их в специальную ямку, на следующий день. Пикселю очень захотелось съесть самому эти зернышки, и он выбрал момент, когда никого не было рядом, и забрал  их почти все.   
      
   Забрал, сколько мог утащить в своих лапках. И быстро спрятал в своем  тайнике, где уже лежала красивая бумажка и камешек. Утром большие мышки хотели накормить мышат и заглянули в норку, но там было всего лишь два зернышка.
-  Мышата, кто брал отсюда зернышки? – строго спросила мышка Магда  Емельевна.
-  Мы не знаем, - отвечали мышата. 
       
   И Пиксель тоже ответил, что он не знает.   
-  Наверное, это опять крыса, – сказал умный Головастик.
      
   Магда Емельевна ответила, что не видела здесь никаких крыс, и что, наверное, это сделал кто-то из мышат. Пиксель напугался, но продолжал  молчать. В ту ночь он даже не мог спать от страха. Один раз он потихоньку встал и съел зернышко из своего тайника, и ему стало немного лучше – ведь оно было такое вкусное. И он опять лег спать и уснул. Ночью ему приснилось, что Магда Емельевна нашла его тайник и узнала, что все украл он, Пиксель. Все остальные мышата набросились на него, и тут он проснулся. На его мордочке были слезы, и он опять дрожал от страха. На самом деле все еще спали, и в норке было тихо-тихо. Но Пиксель уже не мог уснуть до самого утра.   
       
   Утром Магда Емельевна собрала всех мышат и спросила их:
-  Что же мы будем делать, ведь среди нас завелся вор?
   Тогда Пиксель не выдержал, заплакал и сказал:
-  Это я взял…
   И он вернул бумажку Носику и зернышки всем мышатам. Тогда все стали  кричать:
-  Выгнать его надо из нашей норки, не нужны нам такие, как этот Пиксель!
   Но Магда Емельевна строго посмотрела на них и сказала:
-  Вы, что сами  никогда никого не обманывали или не вели себя очень плохо?
       
   Мышата опустили головы и промолчали. Тогда Магда Емельевна погладила Пика по голове и сказала:
-  Первый раз прощается, второй раз запрещается, а в третий раз –  получишь в глаз! На сей раз, Пиксель, мы тебя прощаем. Постарайся стать честным мышонком.
       
   Пиксель плакал и обещал постараться стать честным мышонком. Но, если уж честно, то не знал, как. Ведь ему было все время грустно и скучно. Он все ждал,  что к нему вернется бабушка. А потом он немножко подрос и стал играть с мышатами в футбол, заниматься на тренажерах, кататься на  велосипеде. Все это ему очень понравилось. А потом он выучился на механика и стал хорошим мастером. И к нему все стали ходить и просить починить разные сложные вещи. И он все это делал с удовольствием. А бабушка? Конечно, она вернулась и забрала Пикселя к себе домой, и он иногда приходил в гости к мышатам и Магде Емельевне, потому что они были очень хорошие. И Пиксель тоже. 

***
  Это сказка про мальчика Алешу, который в детском коллективе социального приюта оказался нечист на руку. Мать очень рано отказалась от его воспитания и передала бабушке. Отец присутствовал в его жизни почти виртуально. И этот мальчик чувствовал себя очень несчастным, не имея возможности с кем-то поделиться. Но он соглашался «заниматься» с психологом, причем, чем угодно. Для начала мы выучили таблицу умножения, а потом я предложила ему сочинять сказку. Начало сказки у меня уже было, но продолжение мы писали вместе. О его собственном воровстве и обмане мы вообще не говорили. О мышонке говорить было можно. Так появился Пиксель и Магда Емельевна, которая приняла мышонка под защиту, как оступившегося, но еще не преступившего. Да и кто еще мог бы понять бедного мышонка, как не кающаяся Мария из Магдалы, ставшая в нашей истории по желанию Алеши дочерью известного плута Емели? С этим Алешей потом был запомнившийся мне случай. Однажды у меня пропал аудиодиск в этой группе детей, я их спросила, не взял ли кто случайно, и никто не сознался. Через день-другой Алеша подошел ко мне и молча протянул искомый диск.
- Я его нашел.
 
   Пусть это не было всей правдой, но я была ему очень благодарна за то, что он не предал нашу с ним сказку. А через два-три месяца он действительно играл с мальчишками в футбол. Видно, человек всегда имеет шанс почувствовать себя изнутри.


Рецензии