6. Мраморный карьер. Капитоновское озеро. 2. 08. 2

 
Кончается лето...
Нина Савельева 
Еще нас август балует теплом,
    и летних чувств еще высок полет...
Но близок он уже - времен излом,
    а в пенье птиц все больше грустных нот.

Они в душе моей ответный слышат звук,
    в пристанище надежное летят.
Волшебною симфонией разлук
     проводят лето... Осень возвестят...

Спокойно встречу я ее, легко.
    Пока я верю, что придет весна!
А жизни край, надеюсь, - далеко,
    и новым летом  надышусь сполна!

-Тамара, в субботу едем на Капитоновское озеро и мраморный карьер. Бери палки, идти придётся далековато.
      Вот как, недалеко от Качканара, оказывается, ещё и мрамор добывали! Как не поехать!? Платина, золото и мрамор! И всё это рядом с Качканаром?!  Как мало я ещё знаю о богатстве Урала. Но оказалось не судьба мне видеть этот карьер: невралгия меня сразила. Я же решила проявить инициативу, но как говориться - инициатива наказуема. Так я сама себя и наказала. Как-то Светлана Ивановна сказала, что надо бы и нам где-то лавочку сделать. Наш дом на капитальном ремонте, и я у рабочих я выпросила несколько досок для лавки, и сама две небольшие принесла на остановку. Так вот этого мне и хватило: мне же никаких нагрузок нельзя поднимать, а у меня ещё и рюкзак. Пока ожидали маршрутку, мне стало совсем плохо. Вот так я и не увидела этого карьера. Но это ничего не значит, что я не видела, друзья всё видели, фотографировали. По их фотографиям я напишу.
 
      Сейчас читаю свою книжечку о наших экскурсиях и только сейчас до меня дошло, что это же путеводитель по Уралу. Когда я писала, не задумывалась, просто добавляла из интернета сведения о крае, реках и горах. Теперь же читаю с карандашом и блокнотом, как раньше я читала книги, выписывала интересные фразы или что - то мне неизвестное. Теперь записываю протяжённость рек, названия скал и другие интересные факты, которые надо бы помнить. Написать-то написала, но не помню, когда, какой город или монастырь был построен. С сыном возник спор о Соликамске и Верхотурье. Он помнил даты, а я не могла ничего назвать. Он только ухмыльнулся: а ещё писатель! Вот теперь я и занялась самообразованием по своей же книге. Мне это интересно, я же когда - то мечтала стать историком или литератором. Теперь в некоторой степени писатель - литератор, а историю края изучаю по своим книгам.  Только не всем из нашего коллектива история и география интересна. Некоторые только на фотографии смотрят, но уж простите, тут дело вкуса.

      Так что же это такое – мрамор?
Очень немногие камни могут похвастаться таким разнообразием применений, как мрамор: этот природный материал используется в архитектуре и строительстве, химической промышленности и фармацевтике, в сельском хозяйстве. Он обладает множеством уникальных свойств, которые его делают неповторимым и незаменимым. Интересно его происхождение, свойства, состав, виды мрамора, его месторождения и применение в разных отраслях.

    Конечно, всё это интересно, но у меня же не научный труд, поэтому вдаваться в эти вопросы не буду. А вот где эти карьеры находятся, другой вопрос. Какие же молодцы Татьяна и Александр, они наши гиды и путеводители они много лет вместе путешествуют на своей машине. Отличная пара, интересы у них совпадают, поэтому они так много объехали и нам теперь о них   рассказывают и показывают эти места.
Раз я не могу рассказать, как и где находится этот карьер, то я поискала его в интернете.

«Доброго дня уважаемые читатели! В очередной раз, рассматривая карту со спутника, мы наткнулись на интересный объект, о котором не удалось получить никакой информации. Так летом, 2016 года, мы отправились на север области, с целью выяснить, что же это такое. Без особого труда, проезжая несколько деревень и поселков, добрались до точных координат 58°45’18.6;N 59°45’08.2;E. Дорогу в самом конце, можно проехать только на машинах повышенной проходимости. Мы были очень удивлены тому, что нашли. Местом, найденным на карте, оказался заброшенный мраморный карьер, который, как удалось выяснить у жителей ближайшей деревни, работал с 1994 до начала нулевых. Поставляли камень для отделки правительственных зданий администраций поселка Ис и близ лежащего города Качканар. Сейчас он давно заброшен, даже не можем представить, сколько кубов мрамора тут хранится и все это под открытым небом и никому не нужно. Очень атмосферное место! Рядом еще и озера заброшенные, видимо, по ним, когда — то ходила драга. Точные координаты: 58°45’18.6;N 59°45’08.2;E.»

   Что сказать на это? Изменились времена. Дворцы, видимо, не строятся сейчас. Да и нашли замену мрамору - высокопрочный бетон. Только благородства, красоты у бетона, как у мрамора, нет.  Однако интересно узнать где, в каких местах есть или были залежи мрамора.
Самые крупные месторождения мрамора находятся на Урале. Всего на Урале их более 20, но добывают камень лишь из 9 залежей. Белый мрамор добывают в Айдырлинском и Коелгинском месторождениях, серый дают Полевское месторождение, Уфалейская и Мраморская залежи, жёлтый поступает с Октябрьского и Починского карьеров, чёрный мрамор приносит Першинское месторождение, розово-красный камень даёт Нижнетагильская залежь. Цвет и рисунок мрамора проявляются после его  полировки.
От чего зависит цвет мрамора, я тоже узнала, но утомлять читателя этим не стоит, - не все же любознательные.
Мне остаётся только поставить фото моих друзей.
Фото говорят сами за себя. После, конечно, опять отдых, уха на Капитоновском озере. День выдался солнечный, и поездка удалась в полной мере.

Явился август
Нина Савельева
Явился август. Утром ранним
он для порядка "поворчал"-
раскаты грома марш сыграли,
и месяц полноправным стал.

Не внес в погоду изменений,
а в душу, как последний бал,
как лета он аккорд последний,
запал, конечно же, запал.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии
Спасибо за интересный рассказ, Тамара! Мрамор - действительно очень красивый камень. Я с удовольствием прочитала о нём. Берегите себя. Здоровья Вам и всего самого доброго. С теплом,

Татьяна Комиссарова   23.12.2020 10:30     Заявить о нарушении
ТАТЬЯНА, С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ 2021 ГОДОМ! ВОТ ТОЛЬКО САМОЙ НЕ УДАЛОСЬ ПОБЫВАТЬ В КАРЬЕРЕ.

Тамара Белова   23.12.2020 10:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.