Стихи в прозе и проза в стихах

Есть стихи в прозе,
а есть проза в стихах...

Стихотворения в прозе - это
взгляд на возвышенное
с земной точки зрения...

Проза в стихах - свободный стих -
это взгляд на земное
с точки зрения возвышенной...

Наиболее известны стихотворения в прозе Тургенева..

Тургенев не был верующим,
и потому основная идея его творчества -
недостижимость мечты...

Но он был гением
и потому мог писать об этом красиво...

Его стихотворения в прозе трагичны:
были мечты, были розы,
но всё в прошлом,
розы увяли, впереди смерть
и даже на могилу идти не надо...

Это трезвый взгляд обычного человека,
для которого Бог не является
Кем-то бесспорно существующим...

Поскольку мир весь в целом таков -
ведь в целом господствует научное мировоззрение,
то произведения Тургенева
настолько популярны:
они отвечают состоянию души
большинства людей...

Можно даже сказать, что
Тургенев подобен Фрейду:
в том, что все самые возвышенные мечты -
совсем не такие на самом деле,
жизнь гораздо более примитивна,
что всё это хорошо только
как искусство, но не
реальная жизнь...

Это, в общем-то, даже
цинизм -
заземление возвышенного:
стихотворения в прозе -
это придание стихам
прозаической формы,
не поэтизация прозы,
а прозаизация поэзии...

Так с высшей точки зрения...

Если, конечно, в контексте
обычного светского отношения к литературе -
даже отношения самого достойного -
сказать, что Тургенев циничен,
это будет неправильно,
но если посмотреть с точки зрения верующего,
это верно...

Что никоим образом не
принижает значения его творчества:
ведь он гений потому, что
имел ключи к сердцам огромного числа
обычных людей,
как и Фрейд...

У Тургенева всё - поэзия,
он поэтизирует прозу,
он поэтизирует саму эту
прозаизацию поэзии...

Он находит поэтичность в самом том,
что мечты недостижимы...

Он знает, что впереди
будет только смерть,
но поэтизирует это...

Поэтому он циник лишь на первый взгляд -
ведь он стремится вырваться из этого круга
возвращения всего к земле,
он хотел бы осуществления мечты...

Он понимает, что мечты не осуществятся,
но хотел бы...

Поэтому люди, читая его произведения,
обретают возвышенность духа:

если бы он писал, что мечты
сбудутся,
многим это показалось бы
невозможным,
а так он делает максимум того,
что можно сделать для человека разочарованного и неверующего...

Его цинизм необходим,
как горькое лекарство:
он просто выявляет то, что
есть в душе каждого...

Каждый в какой-то мере
циник, то есть смотрит на возвышенное
через призму земного, -
соответственно, эта призма и даёт ответ:
"Очнись, какие мечты,
жизнь очень прозаична..."

Причём настоящий целитель
лечит так, что
пациент даже не замечает,
что было какое-то лечение...

Так и человечество в целом
даже не видит, что,
оказывается, писатель выявляет циничность читателя
и даёт его душе вздохнуть
верой в возвышенное...

Поэтому я до глубины души
преклоняюсь перед Тургеневым,
ведь он лечит души, причём
наиболее сложные...

Был ли он действительно неверующим?..

Может, он просто играл роль,
чтобы иметь возможность
обратиться к сердцам обычных людей?..

Ведь говорить неверующему,
что всё будет хорошо -
пустой звук...

Ему нужно сказать, что не будет,
но сказать возвышенно -
тогда он почувствует проблеск
Присутствия Божественного -
только проблеск,
но начинается всё как раз с мелочей...

Может быть, и Фрейд мыслил
не настолько уж примитивно -
просто к нему приходили пациенты
и для того, чтобы помочь человеку даже самому земному,
он подвел под приземленное мышление
возвышенное психологическое научное основание -
в результате человек может хоть как-то
одухотвориться...

Теперь о прозе в стихах -
свободном стихе...

Писать свободные стихи,
то есть прозу в стихах, -
это поэтизировать земное...

Суть прозы в стихах -
что далеко до идеала, далеко,
но нужно стремиться,
нужно верить в мечты,
нужно искать в прозе жизни
проблески поэзии...

Это выражение миропонимания
обычного верующего...

Есть разные подходы к обращению
к сердцу человека:
можно обращаться к самому возвышенному,
что в сердце есть,
и говорить, что ведь всё намного проще,
но одухотворять само это заземление -
как Тургенев,
а можно просто брать ту землю,
на которой уже стоим,
и стремиться ввысь...

Просто разные методы
одного и того же...

Свободный стих -
это переходная форма между
стихами и прозой:
есть такая разновидность перехода,
как стихотворения в прозе -
когда ближе к прозе,
когда поэзия заземляется,
а есть свободный стих -
когда ближе к поэзии,
когда проза поэтизируется...

В первом случае
движение души направлено
к земле с неба,
во втором -
к небу с земли...

Больший отклик в сердце,
конечно, находят настоящие стихи,
а не свободные,
но свободный стих хорош тем,
что позволяет сделать
стремление к возвышенному плавным:
настоящие стихи -
это сразу переход на другой уровень,
а стихи свободные -
плавный взлёт...

В свободном стихе есть особый смысл -
нежность...

Что такое нежность?..

Это почти отсутствие...

На грани небытия...

Только намёк,
символ...

Это противоположность грубости...

Грубость, в сущности, -
это явная выразительность...

Если душа нечувствительна,
к ней нужно обращаться ярко,
чтобы даже слепая душа увидела...

И нежность свободного стиха,
который, в общем-то, даже и не стих,
в том, что это поэзия наполовину,
то есть поэзия нежная, исчезающая...

В стихотворениях в прозе нежность исчезает в прозе,
стремиться исчезнуть,
в свободном стихе - пробивается сквозь прозу,
стремиться пробиться...

Поэтизация прозы -
это простейший способ одухотворения
жизни...

Когда одухотворенность
бьёт через край,
её можно заземлять,
но когда к одухотворенности нужно ещё только стремиться,
заземлять рано...

Если душа тонкая и чувствительная,
она восприимчива к свободному стиху...

Сегодня - 22 декабря - дни начинают увеличиваться,
и это очень соответствует тому,
о чём пишу:
как увеличиваются дни,
так я этим свободным стихом выражаю идею
стремления к возвышенному,
от земли к небесам...

Пусть этот стих останется таким,
как я написал его сегодня,
чтобы передать не только человеческие идеи,
но и нежность этого короткого зимнего дня,
нежного потому, что он понемногу, совершенно незаметно,
начинает увеличиваться,
ради этой нерукотворной нежности, надеюсь,
можно даже простить погрешности,
которые есть в свободном стихе...

Что ещё сказать?..

Недосказанность - тоже нежность...

Истинное общение совершается для души,
а не для понимания каких-то идей -
пусть эта недосказанная нежность и остаётся...


22 декабря 2020 года,
Орёл


Рецензии