Счастливый человек 20

   Я росла крепкой, выносливой девочкой. С малых лет трудилась в саду - копала землю, поливала растения, собирала урожай. По утрам за завтраком, дед давал мне "план". Должна была выполнить кучу работы и только потом мне разрешалось играть с подругой.
 
   Дед же научил меня плавать. Село наше стояло на берегу Волги. В районе Ульяновска она особенно широкая. Мы с дедом ходили летом на реку. Он замечательно плавал, как и положено моряку. Заплывал далеко и отдыхал лёжа на спине, покачиваясь на волнах. Я барахталась у берега, собирала "чёртовы пальцы" - окаменелости - белемниты, которых было много среди гальки и песка. Сельские старики посмеивались над ним, сидя на лавочках, лузгая семечки или распивая бутылку. Бабушка плавать не ходила. После, через годы я видела много рек - Оку, Днепр, Дунай, Вислу и другие. Все они мне казались мелкими, по сравнению с красавицей Волгой.
 
   А зимой, когда река промерзала на метр в глубину, по ней ездили машины и даже грузовики. Мы с дедом ходили гулять по льду на большие расстояния. Я надевала коньки и гоняла по замёрзшей реке, как по огромному стадиону. Ветер свистел в ушах, лицо румянилось от мороза. Видела вмёрзших в лёд рыб и пузыри воздуха. Дед брал с собой посох с острым наконечников и опирался на него, чтобы не упасть на скользком люду. Эти прогулки особенно запомнились мне, как одна из самых ярких картинок детства.
 
   У соседей из дома напротив, было два сына - Евсей и Колька. Старший, Евсей отслужил армию и женился. А  Колька сел в тюрьму за пьяную драку. Через два года он вышел из тюрьмы и родители закатили по этому случаю пир на весь мир. Позвали кучу гостей, пили и плясали до полночи.
 
    - Встречают, как Героя Советского Союза, - насмешливо прокомментировал это событие дед. Родители, по случаю освобождения, купили Кольке машину - новенький "Москвич" и построили гараж во дворе. Вскоре "герой "катал по селу на машине местных девчат. Хочу заметить, что автомобиль в те годы был большой редкостью и роскошью.
 
   Однажды зимой, я проснулась среди ночи от ярких сполохов огненного света. Вскочила и стуча зубами, помчалась в соседнюю комнату - там уже стояли у окон дед с бабушкой и смотрели, как горел соседский гараж! Дома в селе расположены далеко друг от друга, как раз на случай пожара. Было безопасно для нас, но всё равно страшно! Языки яркого пламени освещали наш дом, слышался треск летящих головёшек и кусков шифера, крики соседей. Приехали пожарные, но гараж с машиной спасти не удалось. К счастью, никто из людей тогда не пострадал.

    - Что легко достаётся, так же легко и уходит, - сказал дед.
 
   Зимой наметало много снега. Я строила ледяную крепость во дворе, и гоняла по саду на лыжах. Попутно срывала и клала в рот замёрзшие ягоды смородины, похожие на бусинки и кислые на вкус. Дома топились две печки, было тепло и уютно.
 
    Бабушка учила меня вязать на спицах и крючком. В возрасте восьми лет я связала свои первые носки, потом и шапку. А ещё, мы вечерами перебирали перья кур для подушек. Дед читал нам сказки на польском и чешском языках. Бабушка переводила, где я не понимала. Польский в семье знали все.
 
   Зимой мы ходили в валенках - без этого никак в том климате. Дед заворачивал ноги в портянки, по военной привычке. Весной и осенью носили резиновые сапоги. В селе не было асфальта и в распутицу стояла страшная грязь! Ноги в сапогах засасывало в трясину, приходилось с силой вытаскивать их из липкой жижи. Облепленные глиной и землёй сапоги становились тяжёлыми, а путь казался длинным.
 
    Перед Новым годом в селе резали свиней, и тогда пронзительный предсмертный визг резал слух. В праздники по селу ходили ряженые - мужики наряжались бабами, а бабы - мужиками. Обязательный персонаж - "медведь", мужик в тулупе, вывернутом наизнанку, в маске. и меховых рукавицах. Ряженые пели под гармошку и плясали на ходу. Односельчане выходили из дворов за бесплатным развлечением. "Медведь" подбегал к зевакам и просил денег на водку.
 
    Соседи слева от нас, большая но не дружная семья, очень любили собирать пьяные компании по разным поводам. Обычно заканчивалось такое семейное торжество коллективной дракой.
 
    - Бей ему харю! Бей! - вдохновлял женский голос из-за забора, кого то из участников потасовки. Это тоже было местным и доступным развлечением.
 
    У деда в прихожей висело на стене охотничье ружьё, поэтому его в селе уважали. Дед - фронтовик был надёжным защитником своей маленькой дружной семьи.
 
             Продолжение  http://proza.ru/2020/12/24/748

     На фото мой родной дом в селе Кремёнки. 2015 год.


Рецензии
С каким интересом и удовольствием я читаю о Вашем детстве, Нина! До того красочно Вы всё описываете... У Вас замечательная семья! И Вы - умница! Помошница какая. И надо же в 8 лет связать носки. Молодец!
Фото замечательное!
Я люблю читать автобиографические вещи. Думаю, что книга будет иметь успех. Издавайте!
Удачи Вам, Нина!

Кристина Заяц   28.02.2024 08:32     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.