Очаг увлечённости

Более двадцати лет, с 1948 по 1970 годы, был бессменным директором школы в посёлке Павлыш Кировоградской области Василий Александрович Сухомлинский, где активно внедрял свои новаторские педагогические идеи. До этого в его судьбе были фронт Великой Отечественной, тяжелейшее ранение осколком под сердце, гибель на оккупированной территории от рук фашистов его жены и маленького сына… Это уже потом будут впереди – различные регалии, награды, звания, степени: Герой Социалистического труда, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук… Не смотря на них Сухомлинский не имел полного признания в советское время…

Работая директором, Сухомлинский выступил продолжателем идей Антона Семёновича Макаренко. Им была создана целостная педагогическая система, основанная на гуманистическом подходе к воспитанию, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования. С начала 1950-х годов в школе под руководством Сухомлинского работал «Родительский университет», а для учителей вёлся «Психологический семинар».

Одним из первых в Советском Союзе Василий Александрович начал работу с шестилетними детьми, создав для них «Школу радости». Он настаивал на необходимости введения в школе такого предмета, как «Человековедение», и сам организовал такой специальный курс для старшеклассников. Особо важным Сухомлинский считал воспитание чувства патриотизма, гражданственности и коллективизма, приучение детей к труду, общение с родной природой.

Малоизвестные архивные материалы содержат рецензию на одну из его статей в журнале «Народное образование»:

«…Исходное положение концепции В.А. Сухомлинского заключается в том, что в развитом социалистическом обществе людям якобы начинают мешать отношения сложных «организационных зависимостей», отношения приказа и руководства, подчинения и контроля. Эти отношения якобы противоречат принципу свободы личности, препятствуют духовному и нравственному совершенствованию человека, вынуждают людей приспосабливаться к жизни с помощью обмана и лицемерия, двоедушия и доносов…

…Демократизм, несовместимый с «безоговорочным подчинением», — таков идеал В. А. Сухомлинского…

…Немарксистская трактовка принципа свободы личности приводит В.А. Сухомлинского к глубокому искажению целей коммунистического воспитания. Воспитательным идеалом партии, чётко определённым в документах съездов и выступлениях партийных деятелей, В.А. Сухомлинский противопоставляет экзистенциалистский идеал личности, целиком поглощённый собственным «наличным бытиём»…

…Концепция, которую В.А. Сухомлинский проповедует в ряде органов нашей печати, получила весьма широкое распространение в массах учительства и в настоящее время представляет реальную угрозу как сила, поворачивающая педагогическое мышление в сторону буржуазной теории свободного воспитания…»

В наше время все эти эпитеты, скорее, являются лучшей рекламой педагогических идей Сухомлинского.

А тогда, в конце 1960-х, на основе подобных «рецензий» в ЦК КПСС отправляется письмо за подписью президента Академии педагогических наук СССР В.М. Хвостова, содержащее такое заключение: «Рекламирование концепции В.А. Сухомлинского в нашей печати представляется политически и педагогически нецелесообразным и даже вредным».

Сам Василий Александрович болезненно реагировал на такие властные «выпады» против него. По поводу той самой «рецензии» в своём письме он сокрушался:

«Вы должны понять, что я прежде всего учитель. И если бы Вы могли сказать этому негодяю (рецензенту. – Авт.) несколько слов, я бы просил сказать следующее: то, что я пишу, рассуждаю, это написано кровью. Пусть он идёт на мою работу и потрудится! Он ничего не смыслит в работе! Я не считаю себя учёным — я прежде всего учитель. За что он меня ненавидит?.. Если бы я встретился с ним где-то, я бы ему прямо сказал: провокатор. Так только делают провокаторы, стремящиеся вывести из строя того, кого им надо вывести. Ведь если я не выдержу и погибну, то убийцей будет он, провокатор…»

А в письме своему единомышленнику профессору Э.Г. Костяшкину, написанном 29 мая 1966 года, Сухомлинский отражает совсем другие чувства:

«С большой радостью получаю от Вас каждое письмо. Очень радостно, что есть единомышленники, есть люди, которых тревожит будущее педагогической науки. А с ней и в самом деле творится что-то странное. Мне кажется, что многие мужи педагогики, которые управляют нашим кораблём, сами не любят ни школы, ни детей: больше того, кое-кто из них глубоко ненавидит педагогику. Никакой педагогической мысли в рубке этого корабля нет. Люди отстаивают часы своей «вахты» и всё. Вы правы, об этом надо писать, кричать надо. Думаю, что придёт время, когда мы вместе с Вами скажем об этом во всеуслышание».

Вот как отзывался о Василии Александровиче известный наш писатель, журналист и педагог Симон Львович Соловейчик:

«Сухомлинский вернул педагогам и педагогике достоинство – в ту пору, когда ни о чём не говорили и не писали, кроме как о коллективном воспитании, о методах организации коллектива, об органах коллектива (органы были предметом неусыпного надзора. Кто-то написал о коллективе, но без органов – он был подвергнут суровой критике), в пору, когда полностью господствовала бытовая теория, вознесенная в перл создания, что воспитание строится по трехчленной формуле “потребовал – спросил – наказал (наградил)”, по формуле, позволяющей с одинаковым успехом дрессировать собак и работать с третьеклассником…

У Сухомлинского есть мысль такого качества, такой глубины, что на ней можно выстроить целую философию. Вот эта потрясающая мысль, цитирую по памяти: “Все более глубокое понимание ребёнка – это и есть воспитание его”.

Тут водораздел. С одной стороны, органы коллектива, коррекция личности, всякого рода перевоспитатели (надо же такое слово придумать!), а с другой – понимание как воспитание... Понимание и есть воспитание... Не для того понимай, чтобы “найти подход”, воспитывать, нет, воспитание в его традиционных формах остается позади, воспитание и понимание – одно и то же. Потому что, позволю себе добавить, понимание возможно лишь в общении душ, понимание – духовный, а не организационный процесс.

Подумаем. Сухомлинский не так прост, как иным кажется при беглом чтении. Это педагог мирового класса.

А Сухомлинский оставляет много загадок, он так же загадочен, как и всё воспитание. И пока эти загадки не будут разгаданы (а этого никогда не произойдёт), у Сухомлинского будут читатели и почитатели».

Свои педагогические идеи Василий Александрович Сухомлинский раскрыл в книгах «Сердце отдаю детям», «Родительская педагогика», «Рождение гражданина», «Сто советов учителю» и других. Родной школе посвящена его книга «Павлышская средняя школа», куда вошли также созданные им сказки для детей. Всего им написано более тридцати книг и более пятисот статей и научных работ.

Хочется познакомить с некоторыми положениями «буржуазной теории свободного воспитания» В.А. Сухомлинского и привести из его книги «Сто советов учителю» хотя бы десять из этих полезнейших советов – наиболее важных и актуальных.

ЗНАНИЕ  –  И  ЦЕЛЬ,  И  СРЕДСТВО

«Знать – это значит уметь применять знания. О знаниях можно говорить лишь тогда, когда они становятся фактором духовной жизни, захватывают мысль, пробуждают интерес.

Стремитесь к тому, чтобы знания учащегося были не конечной целью, а средством, чтобы они не превращались в неподвижный, мёртвый багаж, а жили в умственном труде школьника, в духовной жизни коллектива, во взаимоотношениях между школьниками, в том живом и непрерывном процессе обмена духовными богатствами, без которого нельзя представить полноценного интеллектуального, нравственного, эмоционального, эстетического развития.

В начальных классах, уже с первых шагов обучения наиболее важным элементом знаний становится слово, точнее, реальный, окружающий мир, выражающийся в слове, которое открывается перед ребёнком новыми, совершенно не знакомыми ему до поступления в школу, гранями. Первые и, на мой взгляд, самые широкие шаги по лестнице знаний ребёнок делает, познавая мир через слово.

В умственном труде учащихся на первом месте стоит не заучивание, не запоминание чужих мыслей, а размышление самого ученика как живое творчество, как познание предметов, вещей, явлений окружающего мира с помощью слова, как познание в связи с этим тончайших оттенков самого слова.

О  ДОБЫВАНИИ  ЗНАНИЙ

Учить так, чтобы знания добывались с помощью уже имеющихся знаний – в этом, на мой взгляд, заключается высшее мастерство дидактика.

Добывать знания – это значит открывать истину, отвечать на вопрос.

Готовясь к уроку, надо продумывать материал под этим углом зрения – найти те незаметные с первого взгляда узелки, где происходит сцепление причинно-следственных связей, из которых и рождаются вопросы. Ведь вопросы пробуждают желание знать.

Как подвести учеников к вопросу?

Для этого необходимо знать, что надо рассказать, а что оставить недосказанным. Недосказанное – это как бы «затравка» для мышления школьников. Здесь никаких рецептов, подходящих на все случаи. Всё зависит от содержания конкретного материала и от фактических знаний, уже имеющихся у школьников. Надо, чтобы думали, напрягали умственные силы все.

Для того, чтобы ученики добывали знания думая, учителю надо хорошо знать их знания. Один очень хорошо помнит изученное, другой кое-что забыл. Вот здесь надо быть таким руководителем умственного труда, чтобы каждый, вслушиваясь в моё объяснение, следовал своим путём, извлекал из кладовых сознания то, что там хранится, а если в ином месте этих кладовых – пустота, если нить мысли у кое-кого обрывается, устранить разрыв в мысли. Но это тоже требует большого искусства и мастерства. Там же, где никаких пустот и разрывов в знаниях нет, я прибегаю к сокращённому объяснению.

СОДЕРЖАНИЕ  АКТИВНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
УЧАЩИХСЯ  ПРИ  ИЗУЧЕНИИ  ПРЕДМЕТА

Активная деятельность — это как бы мостик, соединяющий речь и мысль. Я стремился к тому, чтобы в труде рождалась мысль учащегося, а не только закреплялись знания, полученные на уроках. Деятельность при изучении предмета должна быть не только иллюстрацией к знаниям (это тоже необходимо), но и источником новых истин, открытий, закономерностей.

Я тысячу раз убеждался, что без взаимодействия человека с природой немыслимо умственное развитие, как без мелодии невозможна музыка, без слова — речь, без книги — наука.  Единство труда и мысли, деятельности и слова в системе изучения таких предметов, как биология, физика, химия, математика, — это один из краеугольных камней, на которых держится школа как очаг мысли. Готовясь к преподаванию этих предметов, опытные учителя продумывают, каким образом, в каком труде будут раскрываться те отношения и взаимосвязи, на которых построено мышление в системе изучения предмета.

В  ЧЁМ  СЕКРЕТ  ИНТЕРЕСА?

Урок идёт интересно — это значит, что учению, мышлению сопутствуют чувства приподнятости, взволнованности ученика, удивление, иногда даже изумление перед открывающейся истиной, осознание и чувствование своих умственных сил, радость творчества, гордость за величие разума и воли человека.

Стремитесь к тому, чтобы ученики сами открывали источники интереса, чтобы в этом открывании они чувствовали собственный труд и успех — само по себе это представляет один из важнейших источников интереса. Без активного умственного труда немыслимы ни интерес, ни внимание школьников.

Первый источник, первая искорка интереса к знаниям — в подходе учителя к материалу, который объясняется на уроке, к фактам, подвергающимся анализу. Знание истины рождается в сознании ученика из познания точек соприкосновения между фактами и явлениями, нитей, которыми эти факты и явления связываются. Готовясь к уроку, я всегда стремлюсь продумать, осмыслить как раз те точки соприкосновения, те нити, где благодаря сцеплению мыслей раскрывается что-то новое, неожиданное в смысле познания истин и закономерностей окружающего мира.

Источник интереса — и в применении знаний, в переживании чувства власти разума над фактами и явлениями. В самой глубине человеческого существа есть неискоренимая потребность чувствовать себя открывателем, исследователем, искателем. В детском же духовном мире эта потребность особенно сильна. Но если нет пищи для неё — живого общения с фактами и явлениями, радости познания — эта потребность глохнет, а вместе с ней угасает и интерес к знаниям. Я вижу очень важную воспитательную задачу в том, чтобы постоянно поддерживать, углублять желание ученика быть открывателем, реализовать это его желание специальными методами работы.

Чувство властелина знаний пробуждается у ученика сильнее всего, конечно, тогда, когда он непосредственно что-то исследует, открывает, когда ученик схватывает конкретные факты, явления. Но есть и радость чистой мысли, — обобщающей, систематизирующей деятельности разума.

БОРИТЕСЬ  ЗА  МЫСЛЬ  И  СЕРДЦЕ  СВОИХ  ПИТОМЦЕВ

Ключом бьёт интеллектуальная жизнь в той школе, где преподавание предметов выливается как бы в доброе соревнование педагогов за мысль, за душу воспитанников.

Воспитательная сторона учения раскрывается, по моему твердому убеждению, прежде всего в том, что, образно выражаясь, в стройном оркестре основ наук каждый ученик находит свой любимый инструмент и свою любимую мелодию. Нет интеллектуальной полноты, духовного богатства жизни личности без влюблённости в конкретный предмет, в конкретную отрасль научных знаний.

Считайте делом своей чести, чтобы преподаваемый вами предмет ученики находили самым интересным, чтобы как можно больше подростков, как о счастье, мечтали о творчестве в сфере науки, основы которой вы излагаете им в школе. Боритесь за мысль и сердце своих питомцев; соревнуйтесь со своими коллегами — преподавателями других предметов.

ПРИВЕДИТЕ  КАЖДОГО  УЧЕНИКА  К  ОЧАГУ  УВЛЕЧЁННОСТИ

Помните, что никакое увлечение не принесёт пользы, если оно не затрагивает мысли, души, сердца. Подчёркиваю, что первым увлечением должно быть увлечение книгой. Его надо сохранить на всю жизнь. Что бы вы ни преподавали — литературу или историю, физику или черчение, биологию или математику — первым очагом увлечённости, к которому вы должны привести своего питомца (если только вы хотите быть его воспитателем) должна быть книга.

Вторым очагом увлечённости, к которому надо привести каждого воспитанника, является увлечённость любимым предметом. Влюбленность в предмет, интеллектуальная активность возможны лишь тогда, когда у человека есть в школьные годы это самое бесценное богатство — свободное время. Педагогическому коллективу надо глубоко продумать, как достигнуть того, чтобы во вторую половину дня в школе загорелось множество очагов, которые бы звали к углублённому изучению различных отраслей науки. Это не только научно-предметные кружки, о которых шла речь выше. Это также такая активная деятельность, в которой теоретические знания становятся главным стимулом творчества, решения умственных и трудовых задач.

КАК  ДОБИТЬСЯ,  ЧТОБЫ  УЧЕНИКИ  БЫЛИ  ВНИМАТЕЛЬНЫ?

Управление вниманием — одна из наиболее тонких и ещё очень мало исследованных сфер педагогического труда. Чтобы управлять вниманием, надо глубоко знать психику ребенка, его возрастные особенности. Многие годы работы в школе убедили меня в том, что овладеть вниманием ребёнка можно лишь создав, утвердив, сохранив его определенное внутреннее состояние — эмоциональную приподнятость, интеллектуальное воодушевление, связанное с чувством властвования над истиной, с умственной гордостью.

Внимательность учеников здесь обусловливается знанием ряда истин, в свете которых совершенно неинтересный материал будет восприниматься как интересный.

Непроизвольное внимание должно сочетаться с произвольным.

Если учитель не думает над тем, чтобы создать у учеников внутреннее состояние эмоциональной приподнятости, интеллектуального воодушевления, знания вызывают только равнодушие, а бесчувственный, умственный труд приносит усталость.

КАК  ВОСПИТЫВАТЬ  ПАМЯТЬ?

Я твёрдо убеждён, что о воспитании памяти особенно надо заботиться тогда, когда ребёнку еще не подошло время заучивать, запоминать ни на уроках, ни дома. Дошкольные годы и обучение в начальной школе — прекрасное время для закладки фундамента прочной памяти. Надо заботиться о том, чтобы важные истины о явлениях и закономерностях окружающего мира были усвоены детьми без специального заучивания и запоминания, т.е. в процессе непосредственных наблюдений.

Одна из причин — отсутствие в начальной школе специальной работы, имеющей целью развитие мышления, воспитание умственных сил, закладку фундамента запоминания. В начальной школе надо заложить прочный фундамент памяти, а им являются знания, добытые, приобретённые, усвоенные ребёнком в процессе непосредственного познания окружающего мира под руководством учителя.

КАКОЙ  ЖЕ  ДОЛЖНА  БЫТЬ  ШКОЛА  ВОСПИТАНИЯ  ЧУВСТВ?

Учить ребёнка видеть, понимать, чувствовать сердцем людей, — это, пожалуй, наиболее тонко благоухающий цветок в саду, имя которому — воспитание чувств. Наша любовь к детям должна быть такой, чтобы у ребёнка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создаёт человек, что служит человеку, и, конечно, прежде всего, к самому человеку. Я твёрдо убеждён, что воспитание человеческого благородства в детском сердце начинается с очеловечивания его отношения к людям, с одухотворения этого отношения чистым, возвышенным чувством уважения к человеку и, прежде всего, уважения к матери и отцу.
 
ЧТО  ДЕЛАТЬ,  ЧТОБЫ  ДЕТЯМ  ХОТЕЛОСЬ  ХОРОШО  УЧИТЬСЯ?

Я твёрдо убеждён, что самым сильным, самым могучим стимулом, побуждающим ребёнка к сознательному, усидчивому умственному труду, является очеловечивание его умственного труда, облагораживание его желанием принести радость дорогим родным людям  -  маме, папе. Сердечный, отзывчивый ребёнок чувствует зло там, где, казалось бы, с первого взгляда, и нет дурного поступка.

Если вы хотите, чтобы ребёнку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, берегите, лелейте, развивайте у него чувство гордости труженика. Это значит, что ребёнок должен видеть, переживать свои успехи в учении. Не допускайте, чтобы дитя переживало безысходную горечь отставания, какой-то своей неполноценности. Оптимизм, вера ребёнка в свои силы — это та прочная нить, которая связывает школу и семью; это магнит, притягивающий мать и отца к школе. Разрушено оптимистическое мировосприятие ребёнка — значит, между школой и семьёй воздвигнута каменная стена».

Декабрь 2020 г.

НА ФОТО: В.А. Сухомлинский со своими учениками.


Рецензии
Добрый день, уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Мне тут "шепнул" мой "коллега", который очень любит у Вас "гостить", что Вы снова "в сети") Искренне - очень приятно!
И я сегодня не буду долго "занудствовать") К тому же, у Вас и так все профессионально получилось. Материал по-настоящему интересный. И подан в интересной форме: ненавязчивая биография (подчеркну - с малоизвестными критичными фактами!) и тут же следом хрестоматийные тезисы (повторю "коллегу" - важные, нужные и актуальные).
Хочется пожелать несколько подсократить текст. Однако это только на Ваше усмотрение.
Посмотрю следующий Ваш очерк в абсолютно верно выбранных Вами стиле и тематике.

Критик 4   16.04.2021 15:25     Заявить о нарушении
Здравствуйте!
Хороший у Вас "коллега";)
Мне тоже очень приятно!
Благодарен Вам за новый отзыв. Необычно некритичный;) За это отдельное спасибо;)
С уважением,

Дмитрий Анатольевич Овчинников   24.04.2021 20:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.