Как накрывала на стол моя бабушка

Всякий раз, начиная приготовления к тому или иному празднику, я вспоминаю свою бабушку: моя незабвенная Антонина Алексеевна была из тех бабушек, что каждые выходные пекла для своих внуков пироги - с капустой, с клубникой, с творогом, с мясом, блины, пряженники, а на каждое знаменательное событие собирала очень богатый стол, не потратив при этом почти ни копейки.

Её не стало совсем недавно, она успела пообщаться с четырьмя правнуками, и, казалось, будет жить вечно... Но так, конечно, не бывает.

Ну да не будем о грустном, я ведь совсем по другому поводу решила сегодня написать.

Итак, стол. Несколько дней назад я писала статью о том, что в нынешнее время очень сложно кого-то удивить наличием тех или иных продуктов в праздничном меню - всё есть в магазине, ничего не надо доставать, экономить, хранить для особого случая и тому подобное.

А вот во времена моего деревенского детства... Нет, я не скажу, что у нас ничего не было, наоборот - еды было в достатке, да вот только не такой, какую мы едим сейчас.

Чем же потчевала гостей моя бабушка? Извольте ознакомиться.

Картошка с мясом на горячее
Конечно, без картошки в деревне не обойтись. Да и не только в деревне. Обычно все усаживались за стол, брали себе на тарелку какой-нибудь лёгкий закусон, дёргали по маленькой "за уходящий" и вели неспешную... Ой, да чего я, в самом деле?!

Галдели кто во что горазд, потому что сто лет не виделись и спешили поделиться всеми новостями сразу)))

А бабушка в это время (а потом и моя мама) делала последние приготовления на кухне и разогревала ещё с утра потушенную картошечку с мясом: ужин, хоть и праздничный, должен начинаться с нормальной, по ее словам, еды.

Оливье
Да-да, мы тоже без него в Новый год не обходились. Горошек бабушка специально заготавливала свой (если успевала, конечно, отбить у внуков гороховую грядку;), огурчик добавляла солёный, вместо колбасы - отварное мясо, вместо майонеза - сметана.

Сельдь под шубой
Классика новогоднего стола. Благо, селёдка дефицитом не считалась, и купить её можно было даже в нашем райповском магазинчике.

Морковь и свёкла с чесноком
Тут всё просто - сырую морковь трем на мелкой тёрке, добавляем чеснок, соль, заправляем сметаной. Так же поступаем и с отваренной свёклой. Вот ничего же особенного, а вкусно!

Холодец
Поскольку скотину держать мы не ленились, недостатка в мясе у нас не было никогда, и холодца готовилось сразу несколько мисок. Бывало, выйдешь в холодный коридор, а они стоят там рядком, застывают... Красота! Вкусно и сытно.

Фаршированные яйца
Яйца варим, режем вдоль пополам, вынимаем желтки. На мясорубке прокручиваем предварительно замоченные сушеные грибы, обжариваем с луком и морковью на сковороде, смешиваем с измельчёнными желтками, добавляем чеснок и сметану. Полученной смесью начиняем половинки белка.

Салат "Мимоза"
Наверное, единственное, что я не ем с тех времён. Не люблю. А тогда уписывали за обе щеки. В состав входили яйца, рис, лук, не помню что ещё и рыбные консервы, из которых не считалось нужным удалять косточки, которые потом противно скрипели на зубах. Но это сугубо мое личное недовольство)))

Пельмени
Из своего мяса, да налепленные своими руками, они по праву считались фаворитами утра первого января, но и ночью 31-го декабря имели место быть.

Также на столе всегда стояли: сыр домашний, сало солёное и копчёное, котлеты, соленые и маринованные огурцы, квашеная капуста, маринованные помидоры, маринованные и соленые грибы, мясная (говяже-свиная) нарезка.

Вот такое новогоднее меню. Как видите, тратиться приходилось лишь на сельдь, рыбные консервы и рис, всё остальное было своё.

А как вы отмечали праздники раньше?


Рецензии