Сказкотерапия в помощь родителям. Ч. 18

   Глава семнадцатая   
   ПРОШЛОЕ, НАСТОЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СЕКСУАЛЬНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

-  Мама,  а скажи, могут жить мужчина с мужчиной как муж и жена?
  Мать замялась, но врать не стала и ответила, что иногда, очень редко, могут.
-  А женщина с женщиной?
  Мама поняла, что отступать поздно и  ответила примерно так же.
-  Мама, а ты не рано мне все это рассказываешь? - лукаво спросила дочь.

  Этот диалог состоялся в молодой, хорошей и дружной семье. И через несколько минут после него Маша уже с увлечением решала задачки по математике, которых ей всегда оказывается слишком мало. Она хочет знать все, что только возможно - и про то, как складывать бананы с ананасами, и можно ли то же делать с кошками и мышками, и как родятся на свет дети.
 
   Наверное, в каждой семье однажды раздается этот вечно юный вопрос: «А где я был раньше, мама? Откуда берутся дети?»  И родителям приходится выбирать свою позицию на огромном полигоне вариантов между полными враками об аисте и полным просвещением по данному вопросу. Изучим несколько различно аргументированных мнений.
 
   Начнем с книги К.И. Чуковского "От двух до пяти", которую вполне можно считать хрестоматией по детской дошкольной психологии: «Если мать или отец, не считаясь с возрастными потребностями ребенка, попытаются сообщить ему полную и неприкрытую «истину» о зачатии, ребенок по законам своего детского мышления непременно превратит эту «истину» в материал для безоглядной фантастики. Так поступил, например, пятилетний Волик Шмидт, сын академика Отто Юльевича Шмидта, когда его мать откровенно сообщила ему подлинные и подробные сведения о происхождении детей. Он тотчас же стал импровизировать длинную повесть о своей жизни в материнской утробе:
- Там есть перегородка... между спинкой и животиком.
- Какая перегородка?
- Такая перегородка - с дверкой. А дверка вот такая маленькая. (Смеется.) Да-да. Я сам видел, когда у тебя в животике был. И комнатка там есть малюсенькая, в ней живет дяденька.
- Какой дяденька?
- Я был у него в гостях, пил у него чай. Потом я играл еще в садике. Там и садик есть маленький, и песочек в нем... И колясочка маленькая... Я там с детками играл и катался.
- А откуда же детки? - Это у дяденьки породились... Много-много деток. И всё мальчики; девочек там нет. И моссельпромовцы сидят... Трое их... Вот такие малюсенькие.
- И ты там жил у них?
- Я приходил к дяденьке в гости, а когда пришла пора родиться, я с ним попрощался за ручку и вышел у тебя из животика.
 
   Рассказ об этом маленьком Волике, населившем материнскую утробу тремя моссельпромовцами, я заимствую из неопубликованного дневника Веры Федоровны Шмидт. В том же дневнике есть другая любопытная запись: «После каждого глотка Волик останавливается и как бы прислушивается, что делается у него внутри. Потом весело улыбается и говорит мне:
- Уже побежало по лестничке в животик.
- Как - по лестничке?
- У меня там лестничка (показывает путь от горла до желудка); все, что я кушаю, бежит потом по лестничке в животик... А потом есть еще лестничка в ручках, в ножках... Везде идет то, что я кушаю...
- Это тебе кто-нибудь рассказал так?
- Нет, это я сам видел.
- Где же ты это видел?
- А когда я был у тебя в животике, я видел, какие у тебя лестницы... значит, и у меня такие…
 Вот что сделал пятилетний ребенок из эмбриологических истин, которые поторопилась сообщить ему мать».

  К слову интересен тот факт, что мама Волика являлась активистом новоявленной псевдонауки педологии, соединившей в себе все касательно ребенка, его физиологии, психологии, развитии. Одним из постулатов педологии являлся, конечно принцип социалистического реализма и отказ от всяческих фантазий и сказок в детской литературе. Мы увидели, как легко ребенок обходит взрослый реализм, удовлетворяя свою ведущую потребность в понимании происходящего.

  Занимаясь любым аспектом воспитания ребенка, мы должны понимать, что из нами предложенного будет взято лишь то, что ребенок готов усвоить, переварить, на что хватит его психических "ферментов". Если мы будем кормить ребенка с лактозной недостаточностью молоком, то получим серьезную проблему с его здоровьем. Если будем пытаться научить четырехлетнего ребенка завязывать шнурки, то только расстроимся вместе с ним, а вот шестилетка гораздо легче справится с такой задачей.

   Язык общения в каждом возрасте тоже должен быть подходящим, понятным ребенку, и отвечать его ведущей потребности. Версии "принес аист" и "нашли в капусте" очень похожи на те, которые иногда выдают дети 3-4 лет: "Когда я пролетала мимо вас с боженькой, то выбрала вас!" Это соответствует некоторым философским представлениям о том, что ребенок - гость в своей семье, духовно принадлежит всему миру, а его родителям досталась честь вырастить его и отпустить обратно в огромный мир.

   Но даже трехлетний малыш, начинающий выделять себя из мира и от матери, начинает замечать мамин или тетин круглый животик, который те нежно поглаживают и сообщают о скором пришествии братика. Наступает очередь легенды следующего уровня. Это как в многоуровневой компьютерной игре: успешно прошел один уровень - впереди следующий, с новыми, более сложными условиями. Легенда №2. Мама сообщает ребенку, что он тоже жил у нее в животике, и мама также поглаживала его и очень ждала. Детей это радует и не все задают дополнительный вопрос: "А как я оттуда вышел?" Вообще лучше отвечать на поставленные вопросы, чем опережать их. Вот когда малыш спросит, а как, мама лукаво покажет на свой пупок. Эта легенда работает примерно до 4 лет.
 
  Что происходит примерно в четыре года? По Фрейду возраст 4-5 лет - генитальный период развития, возраст формирования Эдипова комплекса, важной фазы детской сексуальности, интерес к устройству тела, в том числе своего тела, в том числе, половых органов. Именно в этом возрасте воспитатели в детском саду начинают выхватывать воспитанников  из кустов в разгаре процесса взаимного изучения пиписек. И ведь на самом деле - они разные! И ребенок в какой-то момент это обнаруживает. И, заметим, в этом нет никакого извращения ровно до тех пор, пока какой-нибудь взрослый не станет ужасаться и заставлять немедленно надеть трусы. Малыши не собирались заниматься сексом, они просто впервые увидели, как отличаются друг от друга. Лучшей реакцией на это может быть реплика одной уравновешенной мамы: "Ну что, убедилась, что мальчики и девочки отличаются друг от друга? Так мы все устроены". Тело для ребенка -  такой же объект изучения, познания мира, как и любой другой. Если не фиксировать его на половом вопросе своим повышенным вниманием (и не важно, как направлено это внимание, в сторону запрета или просвещения), то дети легко переключаются на другой, не менее достойный объект окружающего мира. И малыши-голыши радостно плюхаются в бассейн, если таковой есть поблизости или, по команде "надеть штаны", бегут на горку. Можно и без штанов, но так безопаснее. Они это тоже понимают. Легенда №3 этого периода: ты был у меня в животике и долго рос, а я тебя уже любила и ждала, а потом ты вышел через специальный выход, который есть только у девочек." И сейчас для ребенка в легенде самое главное, что его любили в животике. А техническая сторона вопроса волнует гораздо меньше. В этом возрасте охотно играют с матрешкой, извлекая из чрева старшей матрешки ее дочку, и так далее. Так и постигают эстафету жизни.

  Пять- семь лет - дети обычно перестают спрашивать родителей о тайне своего рождения. Они примерно в этом возрасте сталкиваются с загадкой смерти, кто-то впервые теряет близких или становится свидетелем или наблюдателем ухода другого человека из жизни.  Теперь их больше волнует, что будет после того, как мы умрем. Это возраст появления страха смерти. В какой-то степени все дети проходят через него. Это хороший возраст для совместного чтения с детьми сказок Андерсена, тех, в которых тема смерти проходит основной темой - "Русалочка", "Девочка со спичками", "Ангел". Это очень грустные сказки, но если их читает мама, папа или бабушка, то уже не так страшно, и нам может стать понятно, что любовь Русалочки к принцу благородна и возвышенна, а потому жертвенна, а смерть, которая приходит на смену жизни, возвышает переживание земной страсти. Нам не надо это объяснять ребенку как-то дополнительно, наше правое полушарие само запечатлит возвышенное переживание и когда-нибудь послужит основанием для романтической юношеской влюбленности, без которой не достичь вершин переживания счастья. Легенда №4: они жили долго  счастливо и умерли в один день.
   
   Это не единственная легенда, продолжим. Вот-те раз? Смерть возникла мрачной тенью на горизонте детской жизни, но и жизнь продолжается по своим законам. Например, дворовые собаки беззаботно спариваются между собой, а наблюдательные дети не могут не заметить этот процесс. И безо всякого специального сексуального просвещения начинают сопоставлять свое устройство с собачкиным, и обнаруживают несомненное сходство в части анатомии. На эту тему немногие решаются поговорить с родителями, чувствуя, что те вряд ли придут в восторг, а с товарищем по садику или одноклассником вполне можно. В детских коллективах начинается период неприличных считалочек и стишков со сниженной лексикой. Как правило, он сопровождается вполне здоровым смехом. Я лично до сих пор помню одну из таких неприличных считалок, под которые мы, детвора, хихикали и ржали во дворе, тайком от родителей. Вот ведь что-то приличное не запомнила, а это на что?

   На этот вопрос отвечают этнографы и культурологи в теме "смеховая культура и фамильярно-площадная речь средневековья в народной жизни". Не надо побивать меня камнями - по этой теме защищены не только кандидатские, но и докторские диссертации. Работа известного отечественного ученого Михаила Бахтина о творчестве Франсуа Рабле известна многим образованным людям. Суть культуры восходит к языческим дионисийским мистериям и вакханалиям, позднее, средневековым праздникам дурака, мистериям с участием Арлекина, Коломбины, в России - Петрушки.
   Эта мистериально-карнавально-площадная культура всегда служила предохранительным клапаном психической жизни человека. После стоических трудов и учений, любой представитель рода хомо сапиенс нуждается в разрядке, эмоциональной и физиологической, как сжатая пружина в какой-то момент распрямляется, а нейронные сети коры головного мозга, слишком долго пребывающие в состоянии возбуждения, отключают свет. Коре нужен отдых и перезарядка, начинается время активности подкорковых зон мозга, лимбической системы, центров голода и насыщения, полового поведения, удовольствия. Кот из дома - мыши в пляс, а средневековый крестьянин - на карнавал с ряжеными. Площадно-карнавальная культура подразумевала тотальное снижение уровня социального функционирования: фамильярность обращения, более свободные телесные контакты, сниженную лексику, в т.ч. инвективу или срамословие, и здоровый детский смех по всем этим поводам.
   Этот процесс похож на впадение в детское беззаботное поведение и носит очищающий и восстанавливающий психику характер. В народной культуре он носил разрешенный, легитимный характер, а в наши дни сохранился лишь в новогоднем карнавале, хэллоуне, и различных взрослых развлечениях вроде бань, саун и спа-салонов. Они существуют, значит, они нужны взрослым людям, и это не оправдание их существования, а лишь объяснение.
   Может показаться, что мы слишком удалились от наших первоклашек, но на самом деле все время только о них и говорили. После каждого урока с напряжением нейронных сетей на грани с перегоранием психика требует их отключения и начала карнавала. Отсюда сниженная лексика и неприличные шуточки. Могу сказать одно, с тем же усердием они отдаются подвижным играм, если есть на то разрешение и возможность. Качественная перезарядка коры головного мозга требует полного выхода накопленного напряжения в виде физической активности и эмоций.
    С точки зрения сексуального воспитания смех над сексом это хороший способ обезвредить его значимость и отдалить практические действия. Легенда №5: в чем-то мы как собачки, и это здорово.
   
   Что же мы видим в целом?  С одной стороны ребенок духовно возвышается, с другой — эмоционально и телесно снижается. Непростые ножницы развития. Излишним усердием в воспитании легко испортить  и сам процесс и доверительность наших с ними отношений. Я бы сделала ставку на доверительность, и тогда не придется заранее по картинке в энциклопедии знакомить девочку с ее будущим менструальным циклом. Она сама однажды примчится из школы с круглыми глазами и выпалит, что в туалете видела кровь! Вот тогда и расскажем, что у девочек это однажды происходит. А мама одного мальчика увидела однажды его взволнованным до слез и просто спросила, что случилось, сынок? И он ткнул в мобильник, сказал, что там были плохие картинки. Умная мать не стала ругать, а просто сказала, что с людьми всякое бывает, но, главное, ты можешь мне доверять.

   И все это в сексуальном развитии и воспитании были еще цветочки. И речь дальше пойдет не о профилактике подростковой беременности и венерических заболеваний, не о том, надо ли обучать детей пользоваться презервативами. Сейчас есть проблема потяжелее. И зависит ли она от наличия или отсутствия сексуального воспитания, пока непонятно.
   Еще двадцать- двадцать пять лет назад проблемы жестокости девочек-подростков не существовало, как не было в такой степени школьной травли. Такое впечатление,  что эти две проблемы взаимосвязаны. Мальчики всегда дрались и проявляли свою жестокость. Могу поделиться воспоминаниями своего детства шестидесятых годов: запомнились кошки без хвоста и голуби без одной лапки — работа дворовых мальчишек, которые издевались над кошками, ставили силки на голубей, резали лягушек, и дрались между собой.
   Сейчас не вижу ни кошек, на голубей-калек. Во всяком случае, намного меньше. А мальчишки сейчас сами поражаются, как зверски дерутся девчонки. Какая-то инверсия гендера. Женщина становится  чуть ли не более агрессивным началом, чем мужчина. Это отражается во многих аспектах жизни: в культуре — отважные воительницы-супергерои, в физической культуре - женщины — боди-билдеры, в бизнесе - женщины-боссы. Модный макияж и в целом образ — очень агрессивный: зловещий татуаж бровей, да и всего тела, хищный маникюр, которым удобно кого-нибудь расцарапать, а вот массаж ребенку сделать проблематично, как и любую другую домашнюю работу. Такой образ легко дополняет vagina dentata, зубастое влагалище, присутствующее во многих мифологиях. Индия, Япония, американские индейцы, у всех были сходные мифы о встрече героев с женщинами, которые калечили во время соития своими зубами. Интересно, что продолжением этой части мифа было изъятие из лона зубов и восстановление права героев на безопасный секс.
   В японском синтоизме есть свой миф о vagina dentata. Айны (древний народ Японских островов) рассказывают о молодой женщине, у которой была одна проблема: в ее лоне жил  острозубый демон, и он кастрировал двух ее мужей в первую брачную ночь. Девушка  обратилась за помощью к кузнецу. Тот выковал для нее железный фаллос, о который демон сломал все свои зубы. В Кавасаки и сегодня есть популярный Фестиваль железных пенисов (Канамара-мацури), праздник плодородия, который связан с этим мифом.
   Зубастая вагина не единственный пример женской агрессии в мифологии. Греческие мифы об амазонках, легенды о девах-богатырках есть у многих других народов мира. Что сказать, все они мифологически оказались завоеванными мужчинами и становились их женами, рожая им детей. Наши современные молодые женщины часто или не собираются рожать детей или не могут это сделать, когда наконец соберутся. Беременность или не наступает, или замирает, или не вынашивается, и происходит выкидыш. Отсюда огромные репродуктивные бизнесы, эко и суррогатное материнство.
Возможно, все это продолжение темы женской эмансипации, равноправия, независимости от мужской диктатуры. Когда-то же это должно было произойти. В традиционных культурах женщина была существом второго сорта. И не потому, что она была глупее или намного слабее мужчины, но длинный период вынашивания ребенка делал ее уязвимой и зависимой. Теперь женщина имеет возможность выбора становиться ли ей матерью или нет, и, если да, то оставаться в зависимости от мужчины или пользоваться поддержкой государства. Увы, сейчас женщина оснащена зубами сверху донизу, и это очень сомнительное достижение в плане уровня ее личного счастья.

   Надо полагать, что любая из нас с радостью согласится изгнать из себя зубастого демона, если встретит того, с кем не страшно будет остаться наедине. Мы просто боимся друг друга — вот как сейчас получается. Процесс насилия закольцован, и где же его можно прервать? Или в каком-то месте можно не начинать? 

   Вернемся к нашим дошколятам — первоклашкам. Эти человечки еще в социальной прокреативной зоне, зоне роста и защиты. И пока в основном нормально развиваются, т. е. по своей врожденно-приобретенной программе. Мальчики обычно предпочитают машинки, оружие и мультики про супергероев, а девочки — кукол, мягкие игрушки и мультики про принцесс и всяких выдающихся девочек. И один из очень популярных сериалов — про Софию Прекрасную, добрую и отзывчивую девочку. Я уверена, что многим девочкам нравится быть добрыми и отзывчивыми, если они не страдают от жестокости в своей семье, если они чувствуют доброту своей матери и защиту отца... Как это редко встречается в одном флаконе. А без этого, чтобы выжить и не оказаться затоптанной куда-то спешащим социумом, девочка отращивает зубы по всему периметру.

   Может быть завершение этой главы покажется кому-то слишком наивным, но это будет сказка про бабу Ягу и девочку, русская народная.

   Жили-были муж с женой, и была у них дочка. Заболела жена и умерла. Погоревал-погоревал мужик да и женился на другой. Невзлюбила злая баба девочку, била ее, ругала, только и думала, как бы совсем извести, погубить.
   Вот раз уехал отец куда-то, а мачеха и говорит девочке:
— Поди к моей сестре, твоей тетке, попроси у нее иголку да нитку — тебе рубашку сшить.
   А тетка эта была баба-яга, костяная нога. Не посмела девочка отказаться, пошла, да прежде зашла к своей родной тетке.
— Здравствуй, тетушка!
— Здравствуй, родимая! Зачем пришла?
— Послала меня мачеха к своей сестре попросить иголку и нитку — хочет мне рубашку сшить.
— Хорошо, племянница, что ты прежде ко мне зашла, — говорит тетка. — Вот тебе ленточка, масло, хлебец да мяса кусок. Будет там тебя березка в глаза стегать — ты ее ленточкой перевяжи; будут ворота скрипеть да хлопать, тебя удерживать — ты подлей им под пяточки маслица; будут тебя собаки рвать — ты им хлебца брось; будет тебе кот глаза драть — ты ему мясца дай.
   Поблагодарила девочка свою тетку и пошла. Шла она, шла и пришла в лес. Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках, а в избушке сидит баба-яга, костяная нога — холст ткет.
— Здравствуй, тетушка! — говорит девочка.
— Здравствуй, племянница! — говорит баба-яга. — Что тебе надобно?
— Меня мачеха послала попросить у тебя иголочку и ниточку — мне рубашку сшить.
— Хорошо, племяннушка, дам тебе иголочку да ниточку, а ты садись покуда поработай!
   Вот девочка села у окна и стала ткать.
   А баба-яга вышла из избушки и говорит своей работнице:
— Я сейчас спать лягу, а ты ступай, истопи баню и вымой племянницу. Да смотри, хорошенько вымой: проснусь — съем ее!
   Девочка услыхала эти слова — сидит ни жива, ни мертва. Как ушла баба-яга, она стала просить работницу:
— Родимая моя! Ты не столько дрова в печи поджигай, сколько водой заливай, а воду решетом носи! — И ей подарила платочек.
   Работница баню топит, а баба-яга проснулась, подошла к окошку и спрашивает:
— Ткешь ли ты, племяннушка, ткешь ли, милая?
— Тку, тетушка, тку, милая!
   Баба-яга опять спать легла, а девочка дала коту мясца и спрашивает:
— Котик-братик, научи, как мне убежать отсюда.
   Кот говорит:
— Вон на столе лежит полотенце да гребешок, возьми их и беги поскорее: не то баба-яга съест! Будет за тобой гнаться баба-яга — ты приложи ухо к земле. Как услышишь, что она близко, брось гребешок — вырастет густой дремучий лес. Пока она будет сквозь лес продираться, ты далеко убежишь. А опять услышишь погоню — брось полотенце: разольется широкая да глубокая река.
— Спасибо тебе, котик-братик! — говорит девочка.
   Поблагодарила она кота, взяла полотенце и гребешок и побежала.
   Бросились на нее собаки, хотели ее рвать, кусать, — она им хлеба дала. Собаки ее и пропустили.
   Ворота заскрипели, хотели было захлопнуться — а девочка подлила им под пяточки маслица. Они ее и пропустили. Березка зашумела, хотела ей глаза выстегать, — девочка ее ленточкой перевязала. Березка ее и пропустила. Выбежала девочка и побежала что было мочи. Бежит и не оглядывается.
   А кот тем временем сел у окна и принялся ткать. Не столько ткет, сколько путает!
   Проснулась баба-яга и спрашивает:
— Ткешь ли, племяннушка, ткешь ли, милая?
   А кот ей в ответ:
— Тку, тетка, тку, милая!
   Бросилась баба-яга в избушку и видит — девочки нету, а кот сидит, ткет.
   Принялась баба-яга бить да ругать кота:
— Ах ты, старый плут! Ах ты, злодей! Зачем выпустил девчонку? Почему глаза ей не выдрал? Почему лицо не поцарапал?..
   А кот ей в ответ:
— Я тебе столько лет служу, ты мне косточки обглоданной не бросила, а она мне мясца дала!
   Выбежала баба-яга из избушки, накинулась на собак:
— Почему девчонку не рвали, почему не кусали?..
   Собаки ей говорят:
— Мы тебе столько лет служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала!
   Подбежала баба-яга к воротам:
— Почему не скрипели, почему не хлопали? Зачем девчонку со двора выпустили?..
   Ворота говорят:
— Мы тебе столько лет служим, ты нам и водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица не пожалела!
   Подскочила баба-яга к березке:
— Почему девчонке глаза не выстегала?
   Березка ей отвечает:
— Я тебе столько лет служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она мне ленточку подарила!
   Стала баба-яга ругать работницу:
— Что же ты, такая-сякая, меня не разбудила, не позвала? Почему ее выпустила?..
  Работница говорит:
— Я тебе столько лет служу — никогда слова доброго от тебя не слыхала, а она платочек мне подарила, хорошо да ласково со мной разговаривала!
   Покричала баба-яга, пошумела, потом села в ступу и помчалась в погоню.
Пестом погоняет, помелом след заметает… А девочка бежала-бежала, остановилась, приложила ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется — баба-яга гонится, и уж совсем близко… Достала девочка гребень и бросила через правое плечо. Вырос тут лес, дремучий да высокий: корни у деревьев на три сажени под землю уходят, вершины облака подпирают. Примчалась баба-яга, стала грызть да ломать лес. Она грызет да ломает, а девочка дальше бежит.
   Много ли, мало ли времени прошло, приложила девочка ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется — баба-яга гонится, уж совсем близко. Взяла девочка полотенце и бросила через правое плечо. В тот же миг разлилась река — широкая-преширокая, глубокая-преглубокая! Подскочила баба-яга к реке, от злости зубами заскрипела — не может через реку перебраться. Воротилась она домой, собрала своих быков и погнала к реке:
— Пейте, мои быки! Выпейте всю реку до дна!
   Стали быки пить, а вода в реке не убывает. Рассердилась баба-яга, легла на берег, сама стала воду пить. Пила, пила, пила, пила, до тех пор пила, пока не лопнула. А девочка тем временем знай бежит да бежит. Вечером вернулся домой отец и спрашивает у жены:
— А где же моя дочка?
   Баба говорит:
— Она к тетушке пошла — иголочку да ниточку попросить, да вот задержалась что-то.
   Забеспокоился отец, хотел было идти дочку искать, а дочка домой прибежала, запыхалась, отдышаться не может.
— Где ты была, дочка? — спрашивает отец.
— Ах, батюшка! — отвечает девочка. — Меня мачеха посылала к своей сестре, а сестра ее — баба-яга, костяная нога. Она меня съесть хотела. Насилу я от нее убежала!
   Как узнал все это отец, рассердился он на злую бабу и выгнал ее грязным помелом вон из дому. И стал он жить вдвоем с дочкой, дружно да хорошо.

   Здесь и сказке конец. А кто слушал — молодец. А в сказках про воспитание есть все, что нужно, ценности человеческого общения, конечно, несколько видоизменились, но перемены носят скорее внешний характер. И татуированная байкер-мама может враз отпилить свои черные когти, если ее малыш занозит ножку. Во всяком случае есть такая вероятность.

   
   
   


Рецензии