Почему Ной так и не стал отцом веры

Как известно из Библии, отцом веры и отцом всех народов, стал Авраам. Однако именно Ной должен был заслужить право носить этот титул, ведь именно он стал новым прародителем человечества, после Адама. Именно Ной строил ковчег и вместе со своей семьёй пережил потоп, спасая как людей, так и животных. Бог, обращаясь к Ною, даёт ему те же Благословения, которые давал до этого Адаму с Евой:

«И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они».
Быт.9:1,2

Потоп, был необходим, чтобы отделить человечество от зла. Зло так сильно распространилось по Земле, что даже Бог пожалел о том, что вообще создал людей. И решившись произвести суд потопом, среди всего множества людей, именно Ноя, Бог избирает, как человека, заслуживающего наибольшего доверия.

«И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога]. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом».
Быт.6:7-9

Если бы не было Ноя, всё человечество вполне могло бы прекратить своё существование ещё в те времена. И хотя вся биография Ноя умещается всего в одну строчку: «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом», - каждому бы человеку в конце жизни удостоиться такой похвалы - это ценнее томов биографий и достижений, которые порой посвящают различным людям.

Ной не только был праведным перед Богом, он ещё и, услышав Божий призыв, оставил все свои дела, все свои устремления, все свои мечты и даже свою семью в стороне, для того, чтобы осуществить Божий наказ.

Вера Ноя заслуживает всяческого уважения, так как это вера в невероятное (строительство корабля на вершине горы); это вера, несмотря на трудности (непонимание и презрение со стороны друзей, коллег, родных); это вера в одиночку (даже Бог, дав откровение Ною о строительстве ковчега, не поддерживал его на протяжении 120 лет строительства). И, тем не менее, Ной не удостоился звания отца веры и более того, после потопа человечество вновь впало в грех, а Бог зарёкся делать нечто подобное потопу, в будущем. Что говорит о том, что суд потопом прошёл фактически впустую.

«И сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся».
Быт.8:21,22

Ответ на вопрос, почему Ной так и не стал отцом веры, кроется в поступке одного из сыновей Ноя - Хама. Дело в том, что важно не только самому одержать победу в вере, но и передать эту победу следующим поколениям. Авраам стал отцом веры не только потому, что сам был праведным человеком, но и потому, что у него был праведный сын и ещё более праведный внук. Бог называет себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, рассматривая все три поколения семьи Авраама, как одного человека:

«И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога».
Исх.3:5,6

Также показателен пример Иосифа, любимого сына Иакова, попавшего в рабство в Египте, а потом истолковавшего сны фараона и ставшего главным человеком в империи. Иосиф очень праведный и правильный человек, Бог всегда был с ним и помогал во всём преуспевать.

«И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем. Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех».
Быт.39:22,23

Иногда Иосифа даже сравнивают с Иисусом, настолько праведной и чудесной была его жизнь и, казалось бы, самое логичное, чтобы именно Иосиф и его потомки вошли в родословие Иисуса, однако это не так. В родословии Иисуса оказался другой сын Иакова – Иуда, который вовсе не так примечателен, как Иосиф. И причина этого в том, что Иосиф, несмотря на свои выдающиеся личные качества, создал семью с египтянкой и остался жить в Египте, после чего его роль в Божьем Провидении практически сошла на нет.

Тоже самое, касается и Ноя. Ной, имея выдающуюся веру сам по себе, по каким-то причинам не смог передать её ни своей жене, чьё имя в Библии даже не упоминается, ни своим детям. В результате чего Хам, средний сын Ноя, уже после потопа доказывает и Ною, и Богу, и сатане, что в результате потопа человеческая природа нисколько не изменилась.

«Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад».
Быт.9:20-23

То, что Ной был наг, не было проблемой для Бога или Ноя - Адам и Ева до грехопадения тоже были наги и не стыдились этого, да и кого стыдиться, если ты в кругу семьи. Однако совершив грехопадение, первым делом Адам и Ева устыдились своей наготы. Ной, через потоп как бы исправляет ошибку Адама и Евы, и не стыдится своей наготы. Если бы Хам, став свидетелем этой картины не стал бы судить и критиковать своего отца, другими словами вести себя по-хамски, и Ной и вся его семья, стали бы новыми прародителями человечества. Хам же, не только сам осудил своего отца, но и передал неправедные чувства своим братьям, в итоге Ною оставалось лишь проклясть своего сына, тем самым подведя черту, под провидением связанным с ковчегом.

«Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих».
Быт.9:24,25

История Ноя показывает, насколько важна семья. Авраам смог убедить свою жену Сарру и сына Исаака следовать его путём, Ною же этого не удалось сделать, именно поэтому один стал отцом веры, а второй остался просто праведным человеком. Авраам стал отцом всех народов и родоначальником основных религий, а Ной, при исключительных качествах своей личности, не удостоился подобной чести.


Рецензии