Пушки или чудо остановили Тамерлана под Ельцом?

ПУШКИ ИЛИ ЧУДО ОСТАНОВИЛИ ТИМУРА – ТАМЕРЛАНА ПОД ЕЛЬЦОМ?

Перелистывая в архиве периодику девятнадцатого столетия, я наткнулся на интересное сообщение, меняющее моё представление о нашествии Тамерлана на Русь.
В «Прибавлении к Орловским губернским ведомостям» №7 за 1840 год елецкий городничий Холодович сообщал: «Икона (Елецкой Божьей матери) весьма древняя, еще до нашествия Тамерлана она была (перенесена) из острога Талим в Елецкий Троицкий монастырь. Величина: 1 ; аршина в ширину, 1 ; в вышину. На ней следующая запись: сей образ Божьей Матери изволением Божьим спасен от нашествия Темир-Аксака в 1385 году и перенесен в Елец.
До 1768 года этот образ находился в монастыре. Но когда он в этом же году сгорел, а монахи были переведены в Тамбовскую губернию в город Лебедянь, в монастырь, называемый Елецким Лебедянско-Троицким, образ, спасенный от пожара, был поставлен в Елецкую Соборную Николаевскую церковь.
Из Собора, ежегодно 8 июля, в память освобождения города Ельца от покорения Тамерланом, с этим образом производится крестный ход в село Талец. Но потом его отменил Елецкий Протоерей Иоанн Орловский, узнав, что её хотят отнять жители села Талец. И теперь этот крестный ход из Собора до Казанской кладбищенской церкви. Её (икону) возобновили и великолепно украсили. Кто отправляется в дорогу всегда молятся перед ней».
Далее городничий упоминает, что во времена нашествия Тамерлана с Красной площади Ельца к реке Сосне шёл подземный ход «обложенный дубовым лесом». И еще один интересный факт: «В Ельце на Красной площади лежат 6 чугунных пушек, которые по преданию были применены против войск Тамерлана, стоявшего на Аргамач горе. Это название произошло из того… Один татарский военачальник в виду русских на своем коне Аргамач стремительно был занесен на эту гору, откуда сорвался и погиб вместе с конем».
Стоит ли доверять словам елецкого городничего об иконе, а главное, о пушках, по преданию, защищавших Елец от Тимура? Давайте попробуем разобраться.
В избавлении Руси от полчищ Тамерлана чаще всего приводят версию о чудесном заступничестве высших сил в виде чудотворного образа Владимирской Божьей матери: «...Месяца августа двадцать шестого, на память святых мучеников Андреана и Натальи повесть полезная, из древних сказаний сложенная, представляющая преславное чудо, бывшее с иконой пречистой Богородицы, которая называется Владимирской, как пришла она из Владимира в боголюбивый град Москву, избавила нас и город наш от безбожного и зловредного царя Темир Аксака…».
А вот елецкий городничий Холодович упоминает древнюю икону, именуемую, как образ Елецкой Божьей матери, перенесённый в Елец из пограничного поста Засечной черты, находившегося неподалёку от города, рядом с селом Талица. В Ельце считают, что чудотворная икона из Елецкого мужского Троицкого монастыря, что на Каменной горе, после пожара 1769 года не перевозили в новую обитель в Лебедянь, а передали в Вознесенский (старый) собор, а при освящения нового Вознесенского собора она заняла там почётное место. К сожалению, в советское время она исчезла. Украден несколько лет назад и поздний образ.
В русской православной церкви сохранилась история участия этого образа и самой Богородицы в защите Ельца от войск Тимура. Это Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Елецкой» (Владимирской), глас 4: Днесь све;тло красу;ется дре;вний град Еле;ц,/ помина;юще сла;вное чу;до Пресвяты;я Богоро;дицы:/ егда; бо на сто;гнах Первопресто;льныя Москвы;/ ико;ну Ея; чу;дную лю;дие моско;встии срета;ху,/ тогда; Сама;, Влады;чице, на горе; Аргама;чстей во гра;де Ельце;,/ на сре;тение нечести;вому Тамерла;ну изше;дше,/ гро;зное его; наше;ствие вспять обрати;./ Сего; ди;внаго явле;ния изображе;ние на новопи;санней ико;не зря;ще/ и Засту;пницу на;шу за вся благодея;ния Ея; благодаря;ще,/ уми;льно Ей взыва;ем:// и в пре;дняя не оста;ви нас, о Ма;ти Милосе;рдая. В переводе на современный русский язык звучит так:
«Сегодня светло радуется древний город Елец, вспоминая славное чудо Пресвятой Богородицы, когда на улицах первопрестольной Москвы икону Ее удивительную люди московские встречали, тогда Сама, Владычица, на горе Аргамач в городе Елец, вышла навстречу нечестивому Тамерлану, обратив вспять его грозное наступление. Созерцая изображение этого удивительного явления на новонаписанной иконе и Защитницу нашу за все благодеяния Ее благодаря, смиренно к Ней взываем: «Не оставляй нас и впредь, о Матерь Милосердная».
То есть Елец защитила Пресвятая Богородица, явившись врагам наяву на горе Аргамач в Ельце. И грозный завоеватель отправился восвояси.
В память об этом чудесном событии написана икона Елецкая и установлено местночтимое празднование – 8 сентября (26 августа по старому стилю). День общецерковного празднования: 24 января (11 января по старому стилю).
Из русских летописей мы знаем, что «...В 6903 (1395) году, во время княжения благоверного и христолюбивого великого князя Василия Дмитриевича, самодержца Русской земли… Пришел некий царь Темир Аксак из восточной страны, из Синей Орды, из Самаркандской земли, большую войну затеял, много мятежей он поднял в Орде и на Руси своим приходом...
И собрал он всех воинов своих, прошёл всю Орду и всю землю Татарскую, подошёл к пределам Рязанской земли, взял город Елец, и князя елецкого захватил, и многих людей замучил. Об этом прослышав, князь великий Василий Дмитриевич собрал воинов своих многочисленных и пошёл из Москвы в Коломну, желая встретиться с ним; приступив с войском, встал на берегу у Оки-реки, Темир Аксак же стоял на одном месте пятнадцать дней, помышляя, окаянный, идти на всю Русскую землю, чтобы, подобно новому Батыю, разорить христиан…».
Так, что же на самом деле заставило Покорителя Вселенной покинуть пределы Ельца?
Елецкий городничий упоминает: «В Ельце на Красной площади лежат 6 чугунных пушек, которые по преданию были применены против войск Тамерлана, стоявшего на Аргамач горе…».
По Голицынской летописи считается, что на Руси пушки загрохотали ещё в 1371 году: «Лета 6879 вывезли из немец арматы на Русь и огненную стрельбу и от того часу уразумели из них стреляти». А в «Софийском временнике» сообщается, что в 1382 году при обороне Москвы стреляли русские «тюфяки, пущаще в них ... а иные великими пушками» по войскам хана Тохтамыша.
Так может городничий прав и в Ельце уже пушками встретили полчища Тимура? А нанесённый ими ущерб поверг Тамерлана в уныние и заставил не идти на Москву, сознавая, что и там будет приличный отпор. И надо ли тогда тратить силы, когда вместо большой добычи тебя ждет отчаянное сопротивление?!.
Конечно, городничий описывает события, спустя несколько прошедших столетий, опираясь на предания. Но память народа живее письменных источников, ведь до сих пор на старом кладбище в Ельце стоит часовня над могилами защитников города от полчищ Тамерлана.

Мою литературную версию о тех событиях можно прочитать:«Елецкий кошмар Тамерлана»

Подробности в книге Владлена Дорофеева «Пленники судьбы и истории» https://ridero.ru/books/plenniki_sudby_i_istorii/

Владлен Дорофеев


Рецензии