Непрощение

У Зины была счастливая семья: муж Геннадий работал так же, как и она, инженером на заводе, сын Владик не ходил в детский сад, потому что дед и бабушка уже вышли на пенсию и всё равно были дома.

Через некоторое время родители мужа решили переехать на родину в другой город. Когда устроились там, сманили за собой и молодую семью.

На новом месте Зина пошла работать на местный завод, который выделил её семье квартиру, а Гену дальние родственники устроили на речной флот механиком, откуда его направили учиться по специальности. Через несколько лет по знакомству ему удалось перевестись на морские суда.

Его карьера шла в гору, и ещё некоторое время спустя он уже ходил в загранку в качестве штурмана дальнего плавания. Во времена СССР это было очень престижно и выгодно.

Геннадий очень хорошо зарабатывал и обеспечивал жену и сына одеждой иностранного производства, а также посудой, коврами и прочими товарами для дома.

Это, конечно, радовало Зину, только теперь она не видела мужа по нескольку месяцев. А ещё она была ревнива, и убедилась, что её подозрения не на пустом месте после того, как однажды обнаружилось, что Геннадий заразил её дурной болезнью.

Он, конечно, не признавался. Но женщина узнала из разговора с женами других моряков, что в иностранных портах они посещают бордели. Это открытие и последующее лечение были очень унизительными и горькими.

Зина начала просить мужа сменить работу, но тот ни за что не хотел этого делать. Так прошло ещё несколько лет. Однажды женщина случайно достала из почтового ящика счёт за междугородние переговоры с городом - местом приписки судна мужа на очень большую сумму.

В ходе разборок выяснилось, что это Геннадий разговаривал с женщиной, которая давно считает его своим мужем. Зина позвонила ей и убедилась в их давней связи.

Со страшным скандалом она выгнала мужа из дома. Тот раскаивался и клялся, что любит только её одну, просил прощения, стоя на коленях. Жена была неумолима и перестала даже разговаривать с ним.

Геннадий уволился. Он жил у родителей, работал на заводе, чтобы быть поближе к ней, и каждый вечер приходил к двери своей бывшей квартиры, чтобы вымолить прощение.

Зина не впускала его, настолько силён был гнев. Застарелая обида не давала возможности даже подумать о прощении. Два долгих года пытался мужчина достучаться до жены и убедить в своей любви и искреннем раскаянии, всё было бесполезно.

Наконец, однажды он прекратил свои попытки и уехал к той самой женщине и её сыну от первого брака. Развод оформлять не стал ни он, ни жена.

Ко времени этой истории Влад уже был подростком. Он очень сильно переживал и в знак протеста пустился во все тяжкие, так, что Зина не могла с ним справиться, а отец теперь был далеко.

Когда умерли один за другим родители Геннадия, он вернулся в их квартиру вместе с новой женой, тогда и развелся с прежней. Владу едва исполнилось семнадцать лет, а у него к тому времени уже родился сын.

Несмотря на недовольство и протесты обоих родителей, женился на матери ребёнка Лене, тоже несовершеннолетней. Через год они уже ждали второго ребёнка.

Но ещё раньше подошёл срок призыва в армию, и тогда молодые муж и жена начали скрываться от военкомата. Геннадий, узнав об этом, выдал своего сына. Он был парторгом завода и, как убеждённый коммунист, считал это своим долгом.

Влада судили и приговорили к двум годам колонии поселения. Жена с ребёнком, а потом уже с двумя маленькими детьми сначала ездила к нему чуть ли не каждый месяц, потом всё реже.

После того, как мужчина отбыл свой срок, ему пришлось ещё отслужить в стройбате. Все эти события не прошли для него даром. Он вернулся домой обозлённым и пьющим, без профессии, потому что все полученные в своё время знания и навыки были утеряны.

Лена тоже гуляла и пила, сыновья росли почти без надзора. Только Зинаида, как могла, помогала им, кормила и обогревала душевным теплом.

Она тяжело перенесла изменения в судьбе сына, очень переживала и обвиняла в случившемся бывшего мужа. Тот тоже понял, что его поступок привёл не к тому результату, который был задуман, сожалел об этом и, как мог, поддерживал её морально.

Они наладили кое-какие отношения и пытались вместе исправить ситуацию. Геннадий по-отцовски наставлял Влада, только время воспитания было упущено, и его поучения были уже напрасны.

С женой сын в конце концов развёлся, с детьми общался, но от этого было больше вреда. Они росли в неблагополучной среде, и это дало негативный результат.

***

Прошло много лет, не принесших никаких улучшений. Сейчас Зинаиде Степановне восемьдесят один год. Геннадия уже давно нет. Сын и внуки ведут нездоровый образ жизни. Одна надежда и отрада женщины - две правнучки, которые скрашивают безрадостное существование.

Все эти годы её не покидают тяжкие сомнения в правильности своего поступка. Вины мужа она не преуменьшает, но и себя корит за то, что не переступила через свою обиду, не простила, и не попыталась сохранить семью.

Зинаиду гложет сожаление о том, что, не будь она тогда такой непримиримой и гордой, жизнь её и родных могла бы сложиться иначе.


Рецензии