История Тамани часть 26

Высадка черноморских казаков на Тамани 25 августа 1792 г. Художник А.А. Чечин. 1955 г. Сегодня незаслуженно подзабыт, но общественность г. Краснодара отмечала в ноябре 2009 г. его 100-летний юбилей.

Сделать это было затруднительно, так как флотилия, разбросанная по «дунайским гирлам», ещё только собиралась к местечку Слободзея на Днестре. 26 февраля все двигающиеся к Днестру лодки были переданы под командование войскового полковника армии премьер-майора Саввы Белого (об этом он узнал 10 апреля). 19 мая 1792 г. С. Белый рапортовал атаману З. Чепеге, что прибыл к Слободзее на 46 военных лодках и баркасах (9). По ведомости гребной флотилии, представленной С. Белым 21 мая, из 54 лодок 10 оказались совсем «неспособные к подчинке», а остальные требовали серьезного ремонта: «Состояние плохое и трудно дойти до Тамана» (10). Из рапортов командиров частей флотилии видно, что кроме починки корпусов и разного рода мелкого ремонта требовались и новые мачты, реи, паруса. 2 июня 1792 г. вице-адмирал Мордвинов получает очередное повеление от императрицы Екатерины II, где, в частности, говорится: «В донесениях вы не упоминаете о флотилии казачьей Черноморской, которая по нашему предписанию должна была следовать к Очакову под начальством бригадира Пустошкина и с ним же воспринять плавание к Таману» (11). 5 июля о «подтверждённом повелении» следовать к Тамани сообщается атаману черноморских казаков З. Чепеге. Далее кратко о Павле Васильевиче Пустошкине, которому Ф.А. Щербина придал статус «сопровождающего» казачью флотилию, а А.Г. Бурмагин и вовсе «назначил» помощником С. Белого (12). Будущий адмирал русского флота Пустошкин родился в бедной дворянской семье в 1749 г. Воспитывался в Морском кадетском корпусе, в 1766 г. мичманам поступил на Балтийский флот.

В 1769 г. переведён в Таганрог и весь период русско-турецкой войны (1768-1774 гг.) находился в крейсерстве на Чёрном море, причем в 1774 г. командовал отдельной флотилией в Еникале. В войне 1787-1791 гг. он крейсировал с эскадрой у крымских берегов, был произведён в контр-адмиралы. Затем руководил эскадрой в Севастополе и Николаевским портом, состоял членом Черноморского адмиралтейского правления, а также градоначальником в Николаеве. Затем был назначен командиром Черноморского гребного флота и флотилии черноморских казаков (13). В октябре 1798 г., приняв начальство над двумя линейными кораблями, он прибыл под Корфу к сражавшемуся там адмиралу Ушакову и, вместе с ним участвовал в штурме острова. Затем принимал участие в ряде крейсерских операций против французов на Средиземном море. До 1807 г. вице-адмирал Пустошкин продолжал служить на ЧФ. После, в силу расстроенного здоровья, вынужден был оставить службу. Умер Павел Васильевич в глубокой старости в Лубнах в 1828 г. Безусловно, что непосредственный начальник казачьей флотилии (в то время - 1792 г.) и был назначен командиром похода. 6 июля П.В. Пустошкин получает приказ отправиться на Днестровский лиман и, оставив на месте ветхие безнадежные лодки», двинуться с оставшимися к Николаеву. ...11 июля капитан бригадирского ранга П. Пустошкин прибыл в Слободзею. 20 июля в урочище Аджибей он вместе с командиром казачьей флотилии С. Белым осмотрел все суда и из 54 лодок выбрал только 26 «способных дойти до Тамани». 28 лодок остались при местном адмиралтействе (14).

К этим 26 «способным» лодкам старой постройки были добавлены 24 лодки и 1 яхта новой постройки. Несколько слов о предыстории их появления. Ещё в начале 1791 г. по повелению князя Г.А. Потемкина при урочище Фальче на реке Прут казаки начали строительство 50 мореходных лодок для войска (15). Постройкой лодок руководил полковой старшина Данильченко. Долгое время дело почти не двигалось, а только шла оживленная переписка о людях, инструментах, подводах, лесе и т. п. Строительство лодок взял под свой контроль ген.- майор де Рибас, который даже объявил выговор войсковому судье А.А. Головатому. Только 31 мая удалось заложить первые 10 лодок. К 8 июля число их достигло 25. 16 марта 1792 г. войсковой полковник Кордовский рапортовал А.А. Головатому: «До сего 14 марта на воду спущено 24 лодки, только одна яхта остается, но и оная готова к спуску» (16). 9 апреля 24 лодки и яхта под командой полкового старшины Высочина отправились в Галац, затем с большим трудом достигли Старой Килии. Здесь их по повелению М.В. Коховского принял капитан-лейтенант Патиниоти, дабы «оснасткою вооружить». Оставшись «неспособно оснащёнными», они дооснащались в Слободзее, а затем поступили под команду 29-летнего Саввы Белого. 28 июля эта объединенная флотилия зашла в Очаковский лиман к Станиславу для окончательной починки и оснастки (17). Все работы предполагалось завершить ко 2 августа. Личный состав флотилии насчитывал 101 старшину и 2712 казаков; вооружение лодок – 32 орудия. Починку и оснастку судов удалось завершить к 8 августа и все они были спущены на воду.

8 августа 1792 г. бригадир П.В. Пустошкин с борта флагманского судна бригантины «Благовещение» (в ряде источников судно именуется «яхтой») издал приказ командирам частей казачьей флотилии (18). В нём он сообщал, что при первом благополучном ветре флотилия отправится в Еникольский пролив к острову Таману. От командиров требовалось точно соблюдать сигналы, «особливо в ночное и туманное время». Лодкам назначалось следовать близ берегов Крыма, держась, по возможности, соединённо. Судам, получившим повреждения и неспособным двигаться вместе с флотилией, надлежало следовать в порты Балаклава, Ялта, Судак, Керчь. Условленным местом сбора назначался и сам Еникольский пролив, «если ветер в Тамань будет противный». 10 августа командир казачьей флотилии С. Белый доложил А. Головатому, что флотилия в составе 51 судна находится при Станиславской косе в полной готовности. «Войско со всем экипажем помещено на лодки и 11 транспортных гребного флота судов. Пустошкин ожидает попутного ветра и как он появится, тотчас с помощию Божьей приймут путь как флотилия, так и сопровождающий её гребной флот» (19). 16 августа П.В. Пустошкин приказывает всем командирам: «К походу быть в готовности непременно сего числа» (20). Вероятно, этот день и следует принять за день отплытия казаков к Тамани. Правда, есть рапорт полковника Кордовского, датированный 15 августа: «За отплытием к острову Таману сего войска флотилии, а с нею полковых команд с нами осталось...» (21). Возможно, Кордовский написал свой рапорт в день, назначенный для отплытия, а потом что-то задержало флотилию?

Господа полковники и все Черноморские казаки Вам кланяются и весьма рады найти хорошее место и землю. Благодарение Богу, исполнили мы сей путь, весьма счастливо, нужды никакой не имели, хотя и были прямые ветры, и противные, но при помощи Божьей, лодки и люди сбережены». Вслед за морскими переселенцами на Кубань, через Крым, отправились 2 пехотных полка под командой полковника Константина Кордовского. С ними было несколько орудий, много лошадей и волов. При Старом Темрюке (совр. ст-ца Голубицкая) в последних числах октября казаки заняли пост и устроили себе курени (жилища) на зиму. 2 сентября 1792 г. из селения Слободзея, отслужив напутственный молебен, в поход на Кубань выступил 3-й отряд черноморцев - 2063 чел. По своему значению он был основным и его возглавлял сам «Батько» - последний избранный на казачьем Круге кошевым атаманом Войска верных казаков Черноморских Захарий Алексеевич Чепега, из рода Кулишей (1726 - 14.01.1797, урож. с. Борки Черниговской губ.). Отряд любимца казаков имел боевую задачу - выставить пограничные кордоны по Кубани от Усть-Лабинского редута до устья реки. Генерал Чепега - герой взятия Бендер, Измаила и Хаджибея возглавлял 3 конных, 2 пеших пятисотенных полка, правительство и штаб Войска, а также большой обоз, как отмечено в старинных документах, с «войсковыми тяжелостями» и с походной Свято-Троицкой церковью. В 1793 г. она была доставлена в новоустроенную войсковую крепость в град Екатеринодар. Состояла из белой парусины с иконостасом, писанным на холсте. Над нею черноморцы возвели деревянный чехол, крытый камышом.

Прибыв к Южному Бугу, казаки переправились через него, в Соколах (ныне г. Вознесенск Николаевской обл.). Далее маршрут пролегал в юго-восточную сторону и следовал по бывшим землям Запорожской Сечи, а затем Войска Донского. После переправы через Дон, у г. Новочеркасска, З. Чепега стал присматриваться к местности, на предмет остановки лагерем со своим большим отрядом и одновременно запросил Иловайского А.И. о выделении места под него. В итоге по согласованию с донским атаманом, черноморцы 14 октября 1792 г. остановились на Задонской стороне, в районе совр. г. Батайска. Переселенцы отдыхали 4 дня, приводили себя в порядок, а также тяжелый дорогой обоз, подкармливали лошадей. Переход был весьма изнурительным и силы отряда были на пределе. Ранняя осень, обычно теплая и погожая в этих краях, в тот год была на редкость ненастной. Пронизывающие холодные ветра и дожди начались с первой недели похода. Каждая верста по раскисшим дорогам давалась с большим трудом. Только высокий авторитет, сила духа и воли атамана З. Чепеги делали управляемой обессиленную и отчаявшуюся массу черноморцев. Тяжелейший переход можно смело отнести к событиям героическим и, он продолжался. Позади уже остался Азов, уставшие казаки, измученные лошади шли по Копыльскому шляху в направлении на Ейское Укрепление. Пройдя мимо него и спустившись на дорогу, ведущую к Чёрному броду, отряд вытянулся узкой колонной по едва возвышавшейся над водой гати, извивающейся через плавни реки Ея.

Продолжение следует в части  27                http://proza.ru/2017/11/07/1923


Рецензии