Нюра. Рассказ

 Нюра

  Я приехала в село за романтикой, учительствовать в школе. На что мама сказала, что я-«самовольница». А подруги сказали, что такое выдать могу только я.
После знакомства в школе, директор повела меня в дом, в котором я буду жить. Дом стоял напротив школы, через дорогу. Хозяйкой дома была маленькая, шустрая  и очень пожилая  женщина в цветастом ситцевом платочке. Волос видно не было, но по единичным завиткам, выбившимся у виска, они были русыми с сединой. Женщину можно бы назвать и востроглазой, глаза быстрые, взгляд проникал, кажется, прямо в душу. Они были мягко – карие, светились улыбкой и смотрели приветливо. Маленькая сама, с мелкими чертами  лица, она мне напоминала нашу соседку, тетю Дусю.
-Вот, Нюра, принимай учительницу, пусть живет у тебя.
Нюра при директоре школы показали кровать у окна в горнице и стол, что стоял в углу:
-Здравствуйте. Располагайся, сразу перешла на «ты» тетя Нюра. Да книги-то клади на стол. Пойду, поставлю чаю,- и с этими словами хозяйка вышла в переднюю комнату.
-Женщина хорошая, добрая, будет как мать,- сказала с улыбкой Анастасия Васильевна.
-А пока пойдем, попьем чаю с блинами. У Нюры очень вкусные блины на сливках.
  В небольшой прихожей пили чай с вареньем и блинами, вели простой разговор. Солнце ярко светило в два окна по обе стороны стола.

Моя хозяйка, у которой я квартировала, была женщиной доброй и приветливой. Мы сразу с ней поладили, сдружились и я не чувствовала с ее стороны притеснений, будто мы были близкими родными. У нее была дочь Валя, ей было лет семнадцать, она училась в техникуме, в городе. Приезжала редко. Дочку Анна Васильевна любила.
   Был у бабушки и взрослый сын, который жил с семьей в городе неподалеку. Но он если и приезжал, то ещё реже. По всему было видно, что тетя Нюра сына не жаловала. А причиной была женская боль и обида на судьбу. Одним из вечеров она поделилась историей своей жизни.

 Рассказывала, как в конце тридцатых, в репрессионные годы, молодой девушкой работала в колхозе на ферме охранницей. Там недосчитались свиней и по сталинским законам,  ей грозило заключение и тюремная ссылка. В молодости она была, наверное, очень привлекательной. А как относились в те времена к женщинам? - как к скоту…И вот председатель сельсовета, от кого зависела судьба Нюры, заставил её переспать и обещал  дело закрыть, все забудется  и под суд не отдадут, а свиней спишут, как падеж скота. Принужденная ночами сожительствовать с нелюбимым председателем, Нюра эту боль и обиду перенесла на родившегося сыночка. Она понимала, что он то - не причем, но сердцу не прикажешь. Это была очень большая боль всей ее жизни. Судьбы скольких российских женщин исковерканы таким образом.
Она рассказывала, а слёзы бежали по щекам, она их и не вытирала. Было видно, что эта душевная рана не зажила, не зарубцевалась. Да и заживет ли теперь?
 
Я вот читаю историю села, где писатель пишет о достойных  председателях колхоза, и всегда думаю, кто же из этих «достойных» так поиздевался над молодой девушкой, испортив ей жизнь, ей и её ребенку?
Да, такие «достойные» мужчины всегда пользуются слабыми женщинами, растаптывая, унижая  чужое достоинство.
               
 Нюра была несколько замкнута, не ходила с женщинами на посиделки, не судачила о других. Да и к ней в дом приходили всего несколько женщин, наверное, те с кем дружила, но в их разговорах я никогда не слышала, чтобы они перемывали чьи-то косточки. Дружила она со школьной директрисой, Анастасией Васильевной. Очень дружно уживалась с соседями.
 
 За трудодни платили мало, больше отдавали продуктами. Поэтому сельчане ездили на колхозный рынок по базарным дням, в четверг и в воскресенье. Продавали все, что давало им  подсобное хозяйство: масло, яйца, мед, мясо, овощи. В городе покупали то, чего не было в местном магазине Сельпо. Моя хозяюшка иногда тоже ездила на рынок и привозила мне лакомства, особенно - соленые маленькие арбузики. Знала, что я их люблю. Она очень привязалась ко мне, как к дочери и баловала, как могла.
Встречала меня, приговаривая:
-Вот, Олюшка, полакомься арбузиком.
В пост она ездила за рыбой, сухофруктами. Отварит рассыпчатой картошки и зовет меня:
- Идем, Олюшка, капустку хлебать.
Я ей со смехом говорила:
-А ведь капусту не хлебают, Анна Васильевна, а едят…
-Хлебают, Олюшка, хлебают…
  А капусту и правда ели из глубокой тарелки ложкой: мелко порезанная кочанная соленая капуста была полита подсолнечным маслом с добавлением кипяченой воды, щепотки сахарка, иногда с мелко нарезанным луком...
  Я выходила в переднюю комнату, которая, как водится в русских домах, была и прихожей, и кухней, а за русской большой печью дверца и занавесочка.  И мы ужинали.
Бабушка Нюра любила меня какой-то неистовой любовью. Очень любила она радовать меня письмами, которых приходило много, не меньше трех ежедневно. И сидела умиленно глядя, как я читаю. Я ей рассказывала от кого письмо и о чем пишут. Очень она любила конверты  авиа в красно-синюю полоску от Пети из Свердловска, будто знала, что там про любовь.

  Деревенская утварь в домике была довольно проста. У входа справа от двери висел умывальник. Как продолжение русской большой печи - барыни, занимавшей добрую половину передней, были теплые кирпичные полати с лесенкой от пола. Бабушка Нюра спала на них. Зимой же под ними за занавесочкой выхаживали  родившихся маленьких телят, молодых ярочек.  В этой комнатке меж двух окон стоял обеденный стол. Справа от печи,  вдоль стены, стояли скамейки. На них стояли ведра с водой, которую приносили из колодца. Колодец был недалеко от крыльца.
  Бабушка спала на русской печи. В горницу заходила редко. Здесь жила я. Заглянет только, бывало:
-Ладно, ладно - готовь уроки.
  Чаще  мы сидели в передней комнате. После обеда или ужина разговаривали.  В доме всегда было чисто. Но запах сельский, деревенский стоял всегда. Пахло молоком, свежим испеченным хлебом, запаренными отрубями и картофелем для животных. Тетя Нюра раз в три дня топила русскую печь  и пекла хлеба,  и будила меня по утрам, угощая  румяными блинчиками. Ох, я таких вкусных блинчиков никогда в жизни не едала: золотисто-румяные на сливочках! Встаю, умываюсь, завтракаю блинчиками и бегу в школу. А иногда она ставила тарелочку с блинчиками и бокал с чаем на стул у кровати.

  В  дни, когда пекли хлеб, приходила директор школы,  Анастасия Васильевна за хлебом, который пекла моя бабушка. Иногда директриса заказывала черный хлеб, иногда - белый каравай. И мы, как по расписанию, шли к Анастасие Васильевне в гости. Директор  жила при школе. Как войдешь в школьный двор справа укрытое в кустах сирени крылечко, за которым дверь в квартиру Анастасии Васильевны.  Окна выходили в школьный двор и на сельский тракт. А из комнаты другая дверь открывалась в учительскую. Так, не выходя в школьный двор, Анастасия Васильевна выходила в школу. Мы вечерами у неё смотрели телевизор, иногда пили чай. Всегда щелкали СЕМЯНКИ (так говорили в селе, в городе, говорят «СЕМЕЧКИ»). Директор ставила каждому блюдечко для шелухи и чашечку с  подсолнечными семянками. Вели разговоры.

  Анастасия Васильевна говорила очень красиво, голосом по-особенному выделяя слова, складывая губы в бантик, как молодая девушка. Все в этой женщине было красиво: осанка, чудесные в завитках темные волосы, лучистые темные глаза. Мне кажется, что в ее облике было что-то неуловимо похожее на Людмилу Зыкину - овал лица, выражение глаз, выразительный говор. Но росточком она была меньше и аккуратнее. Она являла собой красивый образ Русской Женщины, Учительницы, директора школы. Скорее всего, она была не местная, поэтому о ней очень мало что известно. Она была в разговорах довольно сдержанна. Я думала, что у нее сын и дочь, а оказывается, у нее было трое детей. Но они жили  в Москве…

  Надо отметить, что говорок у сельчан Помряскино был очень своеобразный. Капусту - «хлебают», бычок «притулил», – мы привыкли что  в нашей разговорной речи притулить – прислонить, приставить, а в разговорах бабушка говорила, что бычок притулил (в смысле - «побежал») за мальчиком и чуть не забил его рогами, воду из колодца «черпают»…

  Женский труд на селе очень тяжелый. По осени женщины шли на уборку урожая, и в дождь, и в гололедицу. Особенно тяжело приходилось на уборке свеклы. Ее убирали  последней, уже лили холодные дожди и начинались морозы. Работали за трудодни, которые потом переводили на килограммы сахарного песка.
 Моя хозяйка - Анна Васильевна, как и все женщины села, уходила  рано утром, возвращалась с поля поздно вечером. Еле передвигая ноги, перешагивала через порог. Тут же,  на пол падала  промерзшая одежда, несколько платков.  Замерзшая фуфайка долго стояла, оттаивала в углу, бабушка раздевалась догола,  а я уже наливала сначала теплую воду в стоящее на полу у русской печи железное корыто, которое я наполняла теплой водой. Чуть отогревшись в корыте, она приговаривала:
-А теперь, лей погорячее-погорячее…Она мыла щелоком волосы (это отвар печной золы, залитой кипятком), я поливала ее водой из стоявшего в печи чугунка, подавала теплое платье, носки. Наливала горячих из печи щей, чай. Поев, бабуля лезла на печь греться. Через час-другой она спускалась с печи, начинала стирать грязные чулки, другую одежду, тут же в корыте и развешивать у печки. Я выносила грязную воду на улицу. И чистую холодную из колодца заносила домой. Так было ежедневно, пока не заканчивалась уборка свеклы. Потом, со временем, привозили в мешках сахар, ставили в холодные сенцы. Тетя Нюра, охая, со слезами в голосе говорила:
- Опять обманули с сахаром, вот ведь за  такой труд, еще и обманут…столько трудодней украли…

  После уроков  летом с ребятами моего класса ходили на берег Ашкадара. Очень удивлялась ласточкиным гнездам, на высоком берегу и старинным монетам, встречавшимся в прибрежном песке. Ребята с радостью раскапывали песок и доставали монетки. По реке Ашкадар, полноводной и  судоходной в 19 веке ходили суда, вот с тех-то пор речной прибрежный песок хранил в тайне монетки хозяев их.

Нельзя не отметить что, не смотря, на сдержанный суровый характер жителей села, им были присущи и юмор, и  доброта. Весной и летом, частенько, на бабушкином крылечке, выйдя поутру, обнаруживали баночки со сметанкой, молоком, грибами, да соленьями…Это мои ученики меня угощали.
 С юмором же доходило до курьезов. Наверное, жители были очень набожны, хотя церкви в селе не было. И были очень суеверны, с чем я в городе не встречалась. Вечерами было много разговоров о колдовстве, разных оборотнях…После них было страшно идти домой, если мы гостили втроем у Лилиной или Валиной бабушки. Откровенно говорили в селе, что есть живые колдуньи, даже называли тех, кто занимается колдовством. И поглядывая искоса на меня, говорили, Нюра очень сильная колдунья, не доверяйся, дочка. Но я не верила в эти суеверия.

  А какие красивые танцы сельские:  колхозный краковяк -  фокстрот, колхозная полька. Такое удалое всеобщее веселье, сияющие  веселые лица! Все это происходило в клубе во время праздников.

После Нового Года я заболела. Напала тоска, лились ручьем слезы, ноги подкашивались и я больше лежала и ревела. А Анна Васильевна сидела на стуле у постели и тоже плакала, вытирая слёзы уголком платка.  Доходило до полного нервного истощения. В школу ходила через день. Анастасия Васильевна пришла, привела латышку,  пенсионерку,  бывшую учительницу.. Эта женщина взялась за мое лечение. Сделала настойку на прополисе, поили меня по системе и давали какие-то лекарства от ревматизма и сердечные. Я таяла как свечка. Деревенская тоска всё более действовала на меня: утром надрывали сердце рев и мычание коров, блеяние овец, шествующих перед пастухами на пастбища. Вечером душа выворачивалась от тех же жалобных стенаний, возвращавшихся домой. Нет, в деревне мне плохо!

Летом в отпуске, уже дома, со мной все лето творилось неладное, болел желудок, изо рта шла пена и  соленая вода, которую я постоянно сплевывала. Я уходила из дома на картофельные поля и плевалась. Говорили, что мне  наколдовали, даже и поверилось в это. Поступать в институт в тот год я не поехала, так и проболела все лето. Лечилась и пила солёную воду. К концу лета мне полегчало.
Родители не на шутку всполошились. Так моя учительская романтика окончилась. Так вот я набиралась учительского опыта. Я вернулась домой и в свою родную школу.

У Анны Васильевны осталась  квартировать завклубом Катя, яркая, рыжая, разбитная молодая женщина.  Тетя Нюра, не смотря на возраст  и малый росточек,  занималась хозяйством долго - держала корову, свинок, овечек, кур. Как же в селе прожить без этого. Она прожила долгую достойную жизнь. Анастасия Васильевна  оказывала ей помощь. У неё всегда жили учителя. Было кому воды принести, накормить животных и вечерами скоротать время.

Образы двух прекрасных женщин храню в памяти как самое дорогое. Анастасия Васильевна для меня являлась примером добродетели, образцом учителя и директора школы. Анна Васильевна, маленькая сельская крестьянка, с исковерканной судьбой, но добросердечной и щедрой душой, стала родной и любимой. Обе встретились мне молоденькой в начале жизненного пути, и я благодарна судьбе. Светлая им память.


Рецензии
Думаю, каждому, кому по распределению пришлось поработать на селе, понравится Ваш рассказ, Ольга Арсентьевна.
Мне он тоже напомнил тот период жизни, когда наша мама, вдова, осталась жить одна . И она вскоре тоже стала брать на проживание в своем доме девушек-учителей, библиотекарей. Мама очень заботилась о них, надеясь на то, что где-то там Кто-то так же позаботится и о её дочках.

Большое спасибо Вам , Ольга Арсентьевна, за Ваши теплые воспоминания.

С уважением -

Анна Алексеевна Золотовская   23.12.2020 14:58     Заявить о нарушении
Ой, Анна Алексеевна, не видела Вашего отзыва...Простите, пожалуйста...
Здравствуйте.
Спасибо за теплые слова. С возрастом понимаем, как дороги воспоминания...
Думаю, что и Вашу мамочку с благодарностью вспоминают "постоялицы"(как называли, потому что нас определяли на постой), ведь они нам, молоденьким были мамами, и беседы и разговоры, воспитывали нас, добавляли мудрости.
Доброго Вам здравия и радости.

Ева Олина   05.01.2021 11:46   Заявить о нарушении