Ловля сковородок

Сидим мы за столом у друзей, чай пьём!
Ну, не только чай…
Разговариваем. Вернее, мы все слушаем, а говорит только хозяин дома, Трофим!
Он рыбак и охотник, столяр и плотник! Рассказчик из него замечательный.
Однако к его охотничьим рассказам я отношусь очень ровно, все-таки в одном коллективе охотимся.
А вот его рыбацкие байки вызывают скепсис!

У меня дед и отец заядлые рыбаки, а потому все рыбацкие байки мне известны с раннего детства!
Трофим видит, что я не верю ни одному его «чеснорыбацкому» слову.
Тогда, чтобы доказать свою «честность», он приглашает нас «на камбалу»!
Сказано-сделано, в ближайшие выходные едем под Находку ловить огромную тамошнюю камбалу! Рыба вкусная, аж сладкая, недаром её местные называют «морской курицей»!

И вот мы двумя семьями оказываемся в живописной безымянной бухте, в получасе езды от Находки. Красота достойная кисти Айвазовского поднимает настроение до небывалых высот! Мы, предвкушая улов, готовимся к рыбалке. Резиновую лодку Трофим доверил мне, а сам готовит снасти и тихонько матерится…
Оказалось, что, будучи в городе, мы забыли купить тушки кальмара для насадки !!!
Получился почти анекдот, про рыбаков, забывших купить водку на рыбалку!
Нет, водку, мы как раз не забыли!
- Может не стоит и начинать, если пошло наперекосяк?
Интересуюсь я.
- Чепуха! Будем ловить на голый крючок!
Оптимистично восклицает наш Мюнхгаузен!
- Как скажешь, учитель…
Покорно соглашаюсь я.
 Даже предстоящее отсутствие улова не может испортить эйфории от окружающей красоты и умиротворения!
Спокойное гладкое море, цвета «морской волны»! Только здесь я впервые увидел именно этот натуральный цвет! Сопки, спускающиеся к самому обрезу Японского моря, будто собрались выкупать кедры, покрывающие их склоны…
Воздух прозрачный и чистый до звона в ушах! Он пьянит, голова немного кружится, как от глотка шампанского! А, небо! Такого голубого неба нет нигде на свете! Хочется просто сесть на край обрыва и созерцать всю эту земную благодать, размышляя о чем-нибудь возвышенном!

Сели в лодку, я естественно, как гость, в роли мотора, на весла. Трофим за пассажира, штурмана и капитана, в одном лице!
Отплыли, стали на якорь в виде мешка с песком.
Одну «лещетку» (леска и грузило, смотанные на фанерку) с крючком на конце Трофим взял себе, другую дал мне.
Такой вид ловли рыбы мне был незнаком …
Как внук и сын рыбака, мне были известны способы ловли рыбы на удочку, донку, резинку, кольцо, катамаран, спиннинг, бредень, сеть!Даже на палец...
 Однако ловля на ГОЛЫЙ крючок явно была для меня открытием главного рыбацкого секрета!!!

Каково же было моё удивление, когда леска в моих руках задергалась и я вытащил в лодку морского бычка, размером с хорошую селедку!
Трофим мгновенно схватил бычка, отрезал от него кусочек и насадил на крючок своего «самолова». Ухмыляясь и глядя на моё недоуменное лицо, наставник произнёс: «Новичкам везёт! А у бычка и есть- то нечего! У него только рот, как кошелёк раскрывается и хвост! Мяса практически нет, а прожорлив, как ворона, хватает все подряд! Но он нам заменит кальмара, которого так обожает камбала!».

Пока учитель вводил меня в особенности строения морских бычков, ему удалось вытянуть первую небольшую камбалу!
Размер её не превышал размер мужской ладони! Однако это была самая настоящая камбала, которые я встречал раньше только в магазине! Она также, как несъедобный бычок была безжалостно прорезана на кусочки и мгновенно отправлена вместе с крючком на дно!
Мне оставалось только повторять манипуляции своего гуру.
Поклевка не заставила себя ждать, и мы одновременно вытянулись по приличной рыбине!
Насадив обе рыбины на кукан, Трофим поучительно произнёс: «Первая камбалешка зовется у нас «заплаткой», такие годятся только для приманки или отпускать её надо. А вот те, что мы поймали сейчас, зовутся «сковородки», они полностью должны накрывать большую сковороду»!

Камбала скучать не давала! Очень мешали бычки! Они успевали схватить насадку, которая ещё не опустилась до дна, где обитала камбала. Приходилось тратить наживку и снимать бестолковых бычков, теряя на них время.
Так мы порыбачили не более часа. Море было удивительно спокойным, но мелкая водяная рябь портила зеркало, на котором находилась наша утлая лодочка. Поднялся ветер, пора было направляться к берегу.
«Заплатки» возвратились в море, «сковородки» терпеливо ожидали однофамилицу, настоящую сковороду и котелок прохлаждаясь на кукане.
Плыть к берегу было легко и весело!  Кукан тормозил движение, но грел рыбацкое самолюбие!

Жены встречали нас, как победителей! Улов был очень приличный! Два десятка крупных камбал были рассортированы на две части.
Первая пошла на сковороду, вторая на уху на морской воде!
Уха меня не впечатлила, а рыбу я практически не ем!
Зато все остальные наслаждались деликатесами моря до изнеможения!
Тут и водочка пригодилась! Первого тоста был удостоен самый правдивый рыбак-Трофим!
Мне же досталось огромное удовольствие от окружающей природы, наслаждение от рыбалки и тема для этого рассказа.

Недавно видел в магазине кучку свежих «заплаток», которых мы отпускали из жалости к мелюзге. Цена «заплаток» была приравнена к стоимости мраморной заморской говядины!

Вот уж во истину, что имеем, не ценим!


Рецензии
На голый крючок! Именно так и ловил рыбу, да не с лодки, а просто с большой камеры, наш сосед в Пицундском заливе. Ловил не удочкой: опускал просто леску с привязанными на расстоянии в полметра друг от друга крючками. А потом - складывать пойманное было некуда - нанизывал улов на одну леску и привязывал за спиной к той же камере. Шагах в 100 от берега, напротив погранзаставы. Спасибо! Приятно читать такие вот зарисовки-воспоминания.

Александр Парцхаладзе   14.01.2021 14:44     Заявить о нарушении
Благодарю Александр, за теплую рецензию!
С уважением, Олег!

Мальтис   20.01.2021 10:09   Заявить о нарушении