Воспоминания прошлого 40 Повышенный интерес
Наступил долгожданный период изучения специальных дисциплин.
Опытные преподаватели умело вталкивали в нас сложные теоретические знания, требуя понимания их прикладного значения в боевом применении систем вооружения.
Наибольший интерес представляло освоение, в то время, секретной радиолокационной станции орудийной наводки СОН-4 с прибором управления артиллерийским зенитным огнем – ПУАЗО, зенитной 100 мм. пушки КС-19.
При выезде в войска для ознакомления с боевыми позициями войск ПВО нам показали боевую работу батареи с СОН-4, КС-19 и ПУАЗО.
Залп пушки поразил своей мощью.
Хлопок был настолько резким и звучным, что с рядом стоящих берез посыпались листья, с головы слетели пилотки, а мы, зрители-курсанты, непроизвольно присели. Можно представить, каков был бы залп из 4 орудий.
РЛС СОН-4, абсолютно точная копия канадской станции SCR-584 была засекречена в СССР, хотя в Канаде была устаревшей, снятой с вооружения, и секрета не представляла.
В секретной библиотеке было несколько толстых томов технического описания и инструкции по эксплуатации станции на русском языке (в типографском издании) и несколько больше экземпляров, размноженных на синьке.
Были экземпляры на английском языке. Сложные принципиальные схемы устройств РЛС, для удобства изучения, были нанесены тушью на ватманскую бумагу, склеенную в простыни размером 1.5 х 3.0 м. Свернутые на рейках и опечатанные, схемы выдавались секретной библиотекой только на время занятий и самоподготовку.
РЛС построена из радиодеталей и компонентов канадского и российского производства: стеклянных радиолам, крупногабаритных масляных конденсаторов, неподъемных трансформаторов и др. компонентов.
Конструктивно станция размещалась в 16 т. прицепе, отдельно придавался агрегат питания - дизельная электростанция.
Сложная электрическая схема станции СОН-4 была камнем преткновения для большинства курсантов.
Ее основные элементы: блок высоковольтного выпрямителя, модулятор, приемная система, система измерения дальности, система автосопровождения цели, антенная система с механизмами управления по углу места и по азимуту и ряд других элементов, обеспечивающих функционирование РЛС в режиме боевого применения.
Все системы и элементы взаимосвязаны между собой электрическими цепями и работают в комплексе.
Задачей изучения было полное понимание электрических связей и физических процессов, происходящих в электроцепях в различных режимах боевой работы РЛС.
Должно быть четкое представление о формировании излучающего высокочастотного импульса от блока запуска, через все системы его формирования и усиления, до излучателя на антенне.
Принятый отраженный сигнал от воздушной цели, по волноводам и каскадам усиления поступает в приемное устройство, преобразуется по форме и мощности до величины управляющего сигнала, считывается оператором с индикатора и передается на ПУАЗО и пушку КС-19.
Прибор управления артиллерийским зенитным огнем вырабатывает данные для стрельбы. Это общая схема боевой работы.
От нас требовалось знание последствий при выходе из строя любого элемента в цепях – конденсатора, резистора, катушки индуктивности, радиолампы и предохранителя в электрической цепи.
Неисправность должны определять по внешним признакам поведения всей системы или отдельных каскадов по изменениям параметров сигналов неисправных каналов и устройств. Всем этим «пакостям» уделяли основное время на занятиях и при работе с секретными схемами на самоподготовке.
Капитан - наш преподаватель указывал указкой на якобы неисправный элемент в каскаде и требовал описать возникшие негативные явления в работе, системы или РЛС в целом и требовал рассказать, какие физические процессы произошли в электрических цепях.
Такие занятия похожи на интересную, сложную игру, требующую хороших знаний материальной части и физических процессов, протекающих в цепях отдельных каскадов (стабилитронах, вентилях, генераторах, фильтрах, клистронах, магнетронах, емкостях, индуктивностях, волноводах) и элементах радиосхем.
Покаскадная схема СОН-4 отложилась в памяти настолько прочно, что я вижу ее как наяву.
Была бы возможность, думаю, и сейчас смог бы проследить прохождение сигнала от цели до исполнительных устройств – ПУАЗО и КС-19.
Мне хорошо помогло «радиолюбительство», которым увлекался в школьные годы.
Элементная база того времени была хорошо знакома, навыки в радиомонтаже приобретены при конструировании различных электронных устройств, да и в ремонте радио изделий был практический опыт. Поэтому я не смотрел на схемы, на импульсы и неисправности как баран на новые ворота.
Знания, полученные в училище, позволили без особого труда освоить более сложную технику: СОН-30, РЛК «Амур», СОН-9, АСУ «Воздух», РЛС П-8, П-12, П-20 и П-35 и много другой, стоявшей и поступившей в то время на вооружении РТВ, ЗРВ, и ИА войск ПВО.
Некоторые образцы нового вооружения пришлось изучать на государственных испытаниях, в войсках и на военных предприятиях.
Много нового увидел и познал, когда исполнял должность начальника штаба отдельного батальона НИИ-2 Министерства обороны и в процессе преподавания Тактики радиотехнических войск в ВКА ПВО им. маршала Г.К. Жукова.
Военное училище заложило основы военного дела, которые обеспечивали , на первом этапе службы в боевых частях, выполнение обязанностей по должностям предназначения.
Но практического опыта управления войсками не хватало. Система различных офицерских курсов по родам войск восполняла пробелы в подготовке курсантов военных училищ.
Пришло время повысить квалификацию, поэтому поставил себе задачу - начать готовиться к поступлению в академию, как говорят, без отрыва от производства,
т.е. при выполнении служебных обязанностей.
О дальнейшей судьбе и событиях в моей жизни попытаюсь рассказать в дальнейших в воспоминаниях.
Речь пойдет о службе в Радиотехнических войсках.
Свидетельство о публикации №220122201853