Добрый человек из доброго сокровища

Дому-интернату «Лесная дача» - 50 лет.
                \ Добрый человек из доброго сокровища 
                Сердца своего выносит доброе,  ибо от
                Избытка сердца, говорят уста его…\
                ( Евангелие от Луки 6:45)

Кривошеин Юрий Тимофеевич родом не нашей земли. Окончив Лесотехнический техникум, был направлен в лесное хозяйство.  Молодой юноша прибыл на место работы. Работая в лесотехничестве, он познакомился с девушкой. Как и все молодые люди того времени, встречались в клубе на просмотрах кинофильмов. На концертах. Эти мимолетные и не продолжительные встречи,  привили любовь, сохранившиеся до самой его смерти. Там в селе и поженились. Так создалась молодая семья Кривошеиных. Жена его, всюду за ним ездила, как и положено женам. Соблюдая меры людские о нравности, любви и уважения. Но по мере начавшегося строительство дома-интерната, и решением облисполкома и областного обкома парии КПСС, после собеседовании, был направлен к нам в дом-интернат для возглавления на месте строительства. Прибыв на место,  и  помыкав с семьей пока не дали квартиру, в отстроившегося первого дома для сотрудников.  Родили детей. Воспитывали, учили и сами работали. Дети выросли, Народили сами детей. Появились внуки, и с ними и новые заботы. Всю свою жизнь Юрий Тимофеевич заботился о своей семье . В те, минуты когда оставались, крохи минут, проявлял заботу и внимание к жене. Детям. На основании жизни своей семьи , Юрий Тимофеевич наравне, с обоустройством дома-интрената, беспокоился и не забывал о жилье для сотрудников. Как оно все это, ему  удавалось, и как строился интернат, лучше меня расскажет сам Юрий Тимофеевич в первой главе книги. Но добавлю, не для того чтоб упрекнуть бывших и  будущих директоров об упущении а для того чтобы рассказать о заботах проживающих, которые он проявлял на протяжении сей его работы директором. С утра, по воспоминаниям ныне живых проживающих, Юрий Тимофеевич ходил по отделениям и по комнатам и интересовался о жизни, о здоровье проживающих. Проводил совместные собрания, не отделяя проживающих, от работающих. Которое наблюдается и сегодня со днем его смерти. Присутствовал на всех днях рождениях для проживающих и проживающие знали, когда кто из работающих родился. Всех, подчеркиваю, поздравлял лично с днем рождения не отделяя кого надо поздравить а кто не заслуживает. Для него все были равны. Это подчеркивало его гражданское и личное отношение к людям всего дома-интерната. Всегда при обходе интерната, вверенном ему государством, он здоровался и заговаривал со встречным, как бы не спешил.
   И в заключении к скаженному хочу от себя добавить. Время скоротечное, напичканное электроникой. Начальство, из-за  этого, им некогда общаться с нами. Разделило нас интернатовских, на три лагеря,  не побоюсь сказать: на сидящих, и ждущих своей смерти. И работающих, охранявших нас от напастей, превращая нас многих здравомыслящих в псих больных.  Людей не заботящихся о самим собою. Дошло до того, что перестаем посещать мероприятия для нас проводимых. Ничего не интересующихся. Лишь бы прожить. Читайте, и по мере ознакомления с материалом накопившимся и написанном, ознакомитесь о нашей жизни в четырех стенах.
 Обидно, что не заслуженно забыли, о таком Человеке! Поставили ему мемориальную доску и все. А можно организовать и Юрьевские или Кривошеинские чтения, на манер нашей писательницы. Он заботился о людях престарелых и инвалидах. Неужели память о нем, не заслужила такого внимания, спрашиваю всех работающих, давши работу, построивший такой комплекс для престарелых и инвалидов?!
 Почему бы на эти встречи не  приглашать писателей, приносившие и дарившие читателям свои произведения, поэтов, людей исскуства. И все время, на протяжении всей встречи, уделять, особо внимание на то, что благодаря такому человеку, умершему, только выйдя за ворота своего детища!!... Этот дом-интернат  существует!
Записки Кривошеина Юрия Тимофеевича о
        строительстве дома-интерната «Лесная дача».

                1.   Вступление.

         31 декабря 1970 года подписывается государственной комиссией акт приёмки и ввода в эксплуатацию первой очереди интерната «Лесная дача». Это событие имело большое значение для социального обеспечения Томской области потому, что это был первый интернат в каменном  исполнении,  со всем комплексном коммунальных услуг. До этого в области не было ни одного подобного интерната. Строилась первая очередь по типовому  проэкту с 1964г. по 1970г. включительно. О том, как строилась первая очередь, рассказать не представляется возможным, т.к. в архиве интерната не было обнаружено ни каких документов на этот счёт.  Живых свидетелей строительства тоже нет. Как говорил поэт «… Иных уж нет, а те далече…» Но если посмотреть письмо директора интерната Шалдо В. Ф. акт проверки, проведённой инспектором Министерства социального обеспечения Шпитоновым,  можно сделать вывод, что строительство велось плохо, с большими недоделками и браком. Первая очередь была построена  на небольшой площадке на берегу Оби в окружении соснового бора. Со слов первых сотрудников, кто приехал сюда работать, картина была довольно мрачной неврологической. И только со временем, когда начали приезжать другие сотрудники   интерната, и завезли первый контингент подопечных, стало веселее.
        Первое упоминание о дом-интернате говориться в этом документе к тридцатипятилетию . А теперь я приготовил материал на основании оставленного нам Юрием Тимофеевичем Кровошеиным  интернату – это совсем немного, тем более, что интернат продолжал строиться. Сразу после ввода в эксплуатацию первой очереди началось строительство второй ещё на триста мест. О том, как шло строительство второй очереди, мог, по крохам, какие-то сведения о прошлом района и интерната. Потому,  что можно судить по сохранившимся протоколам техническим совещаниям и решениям, принимаемых, органами власти. Может кто-то скажет, а зачем это нужно знать, как он строился,  построили ну и хорошо. Однако это совершенно не так. Проходят годы, десятилетия тут вдруг вспыхивает интерес, а как он начинался, строился, развивался. Какие люди стояли у его истоков? А что, это так  примером, может служить, юбилей  Шегарского района  и юбилей Шегарского психологического интерната, которое отмечалось в 2006 году. Перетрясли  всю архивную пыль, чтобы собрать по крохам, какие то  сведения, о прошлом района и интерната, потому, что это прошлое, для всех вдруг оказалось интересным. К великому сожалению, мы и наши потомки, оказываемся в положении «Ивана не помнящего своего родства». Такого не должно быть. Настоящий скромный труд не претендует на глубокое исследование истории интерната, поскольку 35 лет ещё не могут претендовать на глубокий исторический экскурс, как и сам по себе объект совещаний отражают один негатив в процессе строительства.
        На то время с автором я бы согласился. Но прошло полвека, пройдет ещё столько, и строительство интерната, уже станет историей. А историю во все века уважали. (Н.М.)
         Но как бы ни было, пускай и с недоделками и браком, в 1980 году, вторая очередь была введена в эксплуатацию.       Но, интересна одна деталь. За весь период строительсто дома-интерната февраля 1964 года, по второй квартал 1975 года не велись никаких протоколов технических совещаний, а отсюда напрашивается вывод. А проводились ли таковые вообще, а если проводились, то как часто. Какие вопросы обсуждались, которые способствовали бы ускорению ходу строительств
  А за период с первого квартала 1975 года по 1980 год, согласно количеству сохранившихся протоколов, состоялись107 совещаний, на которых обсуждались все производственные вопросы. И, даже, несмотря на обилие совещаний, как видно, из этих протоколов, строительство шло из рук вон плохо.
        Да, приезжали на стройку руководители треста, УКСа, субподрядных организаций, но приезжали несогласованно, ни каких решений не принимали и, походив по стройке, скорее уезжали. Делалось это от случая к случаю.
         А как вообще зародилась система домов-интернатов в России?
     Прообразом домов-интернатов были создаваемые по указу царя Петра1 от 8 июня 1703 года богадельни и приюты при монастырях для нищих, калек и сирот, которые наводнили Россию, в результате войн с Турцией, то с Швецией.
        Президент Российской Федерации Путин В.В. своим указом утвердил день 8 июня, как праздник работников социального обеспечения.
         Сами монастыри, конечно, не могли прокормить огромную массу нищих. Содержались богадельни и приюты в основном за счёт пожертвований богатого купечества. Государство не вкладывало ни копейки в их содержание.
        Такой принцип организации и содержания приютов и богаделен в основном сохранился до революции 1917 года.
        Гражданская война 1917-1920гг. разрушила до основания хозяйство страны, страну наводнили толпы нищих, калек и беспризорников. Страну захлестнула преступность. В.И.Ленин вводит новую экономическую политику(НЕП).Страна начинает оживать, начинают создаваться интернаты для престарелых и инвалидов. Для детей беспризорников создаются детские трудовые колонии, одну из таких колоний хорошо описал в своём романе «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко.
        В Томской области первым домом-интернатом является Шегарский дом-интернат. Был он в то время смешанным, т.е. проживали в нём престарелые, инвалиды и лица с психическими заболеваниями, позднее вернувшиеся с войны инвалиды. ППШ (сокр.) в 2006 году отметил восьмидесятилетний юбилей. Смешанным он оставался до 1971 г., до ввода в эксплуатацию первой очереди интерната «Лесная дача». С этого момента он именуется психоневрологическим интернатом, т. е. произошло профилирование. Все престарелые, инвалиды войны, а это порядка двухсот человек были переведены в дом-интернат «Лесная дача». В Шегарский интернат были переведены люди из ликвидированного в сентябре 1971 года Кедровского психоневрологического дома-интерната более двухсот человек.
     Великая Отечественная  война 1941-1945 г.г. вновь породила перед страной проблему бытового устройства миллионов вернувшихся с фронта искалеченных и контуженных солдат.
     «… После окончания Великой Отечественной войны, когда с фронта вернулись миллионы искалеченных солдат, в народе ходила горькая частушка:
                Хорошо тому живётся, у кого одна нога
                И сапог не нужно много и порточина одна…»
        (Газета «Аргументы и факты» №30, 2006г.)
     Но что было  делать с теми искалеченными и контуженными людьми, которые сразу после войны наводнили Москву и другие города СССР. Сталин приказал очистить от них Москву. Стала создаваться сеть домов-интернатов по всей стране, куда помещались эти несчастные и все те, кто в этом остро нуждался. Как правило, такие дома- интернаты организовывались на периферии, подальше от крупных городов, в мало приспособленных для этой цели помещениях, где небыло центрального отопления, водопровода, канализации. Так в Томской области были организованы дома-интернаты в Тегульдетском, Бакчарском, Колпашевском и Томском сельском районах в наскоро отремонтированных деревянных бараках с печным отоплением. Все эти меры позволили снять остроту проблемы бытового устройства нуждающихся в этом людей.
Это малая часть из написанного. Не хочу вас утомлять, скажу только, книга еще не готова, и писать мне есть еще о чем. Еще будет одна глава о том как мы перенесли эту пандемию. Вспомню тех кто умер в эти дни пандемии. Это вам  обещаю. И том кто, что заработал, напишу. Все будет честно дописано. Я и многих высазыантия ваши на дорожках сазаны записал и впишу.


Рецензии