А. Оршанин - певец любви вернулся в Историю

Оршанин А. Впечатленья бытия. М.: Тип. Н. Поманский,
К. Запольский и Ко, 1914. (Обложка 1915). – V, 154 с.

А. Оршанин
Впечатленья бытия
Стихи
Поэзия шампанского полонеза
(О творчестве Игоря Северянина)
Публикация и комментарий В.Я. Файна
Москва, 2015
 
А. Оршанин – известный до революции поэт «Серебряного века». Успел издать 105 лет назад, в 1915 году единственный сборник «Впечатленья бытия». В 1915 году много шума наделала его статья «Поэзия шампанского полонеза» – едкая критика «короля поэтов» Игоря Северянина (1887-1941). Эта статья, единственная из его творчества, была известна нашим современникам. Её даже рекомендовали для изучения школьникам. Потом произошли Первая мировая война, революции 1917 г., гражданская война. И поэтическое творчество А. Оршанина оказалось забытым на многие десятилетия. До тех пор, пока рукописи поэта не попали в мои руки.

Однако какое отношение химик В.Я. Файн имеет к поэту А. Оршанину, с которым он по жизни не пересекался ни во времени, ни в пространстве? Самое непосредственное. А. Оршанин – родной брат моего деда Моисея Ефимовича Гутмана, таганрогского врача, участника Русско-японской войны, погибшего в 1920 году при исполнении своего врачебного долга во время эпидемии сыпного тифа в Таганроге. Волею судьбы именно у меня находится, возможно, единственный сохранившийся экземпляр книги А. Оршанина, подаренный моей маме его младшим братом. А также рукописи неопубликованных произведений, подаренные в 1939 году поэтом моей двоюродной сестре Софье Тархановой.

Я посчитал необходимым восстановить по рукописям тексты А. Оршанина в соответствии с современными правилами грамматики и снабдить их минимальным количеством комментариев, облегчающих восприятие стихов. Первую публикацию предложил сайту г. Орша, родине поэта. Опубликовали в 2015 году. А в 2019-м обнаружил, что она из сайта исчезла – вместе с другими моими публикациями. Кому в Орше помешал их выдающийся земляк – певец любви и природы?

Пришлось публиковать заново – в 2019 году.

Но дело сделано: певец любви вернулся в Историю. Его знают, его читают! Можете прочитать и вы – книга в интернете, в свободном доступе.

Поэт, чудом вырвавшийся из оршанских низов, осознаёт своё особое положение в жизни:
Я и сам на Земле гость залётный!

О чём он пишет? О любви и изменах, о страданиях и разочарованиях, о тех, кому отдавал пыл своей молодой души. Это главная тема его поэтического творчества.
Для поэта любовь – это жизнь, а жизнь – это любовь.
 
Оторван я от всей вселенной,
В влюблённом сердце – майский пир.
С тобой я слит душою пленной.
В тебе весь многоцветный мир.

Два юных сердца дрожью поцелуя
Связали мы в незримое звено.

Спасибо за бред невозвратных безумий,
За сладкий обман одинокой души,
За муки влюблённости, горечь раздумий,
За вздохи признаний, расцветших в тиши.
 
Любовь – это свет, солнце, измена – тень, а жизнь – вечный переход от света к тени, через все оттенки полутени. Утро нового дня и уход его в ночь. Новая любовь – светлое утро нового дня.
 
Он воспевает любовь то как философ, то как дирижёр жизненного оркестра.

Любовь – не клуб случайный дыма
И не ночной мгновенный плен.
Страданье в любви неизбежно:
Любовь увядает без мук.

«Я многожёнец первородный»,– провозглашает А. Оршанин,– Мой путь в веках была измена/ Распутный, славил я гарем». Но не ищите в нём банального охотника за юбками, коллекционирующего женщин. Он куда более тонок, изыскан:

Есть счастье одно – пережить
Стократно всю гамму любви.

От робких стыдливых и нежных признаний,
От долгих пожатий тоскующих рук,
По лестнице снов и неясных мерцаний,
Дрожа, восходить к сладострастию мук…

«Многожёнец первородный» утверждает:

Поверь мне: в близости бессменной –
Могила тайная любви.

И в то же время:

Не говори: расторгнут мой любовный плен.
Ты слышишь, не хочу в любви я перемен.

Любимый образ: любовь – слияние двух музыкальных инструментов в музыкальной поэме жизни.

Старику-фаготу робкой скрипкой,
Скрипкой нежною не петь.
Флейтой радостной и зыбкой
Контрабасу не звенеть.
Но в лирической поэме
Гармонически слиты
Отклики единой теме,
Звенья пламенной мечты.

А. Оршанин очень музыкален. Музыка пронизывает всё его творчество.

В моей душе живёт волшебство резонанса,
И многократно в ней усилен каждый звук;
Гармония аккорда, горечь диссонанса,
Вся солнечная гамма радостей и мук.

Мои слова в мелодии закованы
Капризом ритма, тембра и ладов.
А жизнь звучит то увертюрой к карнавалу,
То величаво-вдохновенной мессой.

Ты – нежно-радостная скрипка,
Я – скорбный, сумрачный гобой.
Быть может, наш дуэт – ошибка,
Сердец экстазный перебой…

А вот строки, которые суммируют жизненное кредо поэта, человека ранимого и неравнодушного:

Есть заповедь одна: гореть ты должен,
Божественный огонь раздуть в пожар.
На миг у неба пламень твой одолжен,
И в срок ему вернёшь ты сердца жар.

Читайте А. Оршанина! Он уже стал неотъемлемой частью русской литературы.


Рецензии