История Тамани часть 12
Н. Мордвинов, в свою очередь, известил о важной находке государыню-императрицу. Она, как известно, была необычайно просвещённой, увлекалась изучением истории древней Руси, находилась в длительной переписке и дружбе с видными деятелями культуры и науки. В числе её корреспондентов были язвительный французский просветитель и философ Вольтер, энциклопедист - Дени Дидро и ряд других мыслителей. Вначале камень-плиту направили попутным транспортом в Таганрог к Мордвинову, но там его уже не оказалось и, тогда корабль с находкой на борту ушёл обратно в Севастополь. Находясь на рейде, судно бурей сорвало с якоря и угнало в Константинополь. Только весной 1793 г. корабль вернулся в Севастополь, и оттуда тмутараканский камень был доставлен в Николаев, к Н.С. Мордвинову. У него исторически значимую находку, увидел войсковой дьяк премьер-майор Г. Егоров. По приезде в Петербург в декабре 1793 г., он рассказал о камне-плите знатному археологу, Обер-Прокурору Святейшего Правительствующего Синода А.И. Мусину-Пушкину, дяде великого русского поэта А.С. Пушкина. В 1797 г. граф прочитал надпись на камне, опубликовал её, впервые заявив, что ст-ца Тамань стоит на месте древнего княжества Тмутаракань. Впоследствии через раскопки, считавшееся как бы уже утраченное городище, было действительно обнаружено. На мраморной плите-камне, длиною в 3 аршина 3,5 вершка, шириною 1 аршин 5,5 вершков и толщиною 6 вершков, по одному из рёбер высечена весьма любопытная древнерусская надпись: «В лето 6576 (1068 г.) индикта 6, Глеб князь мерил море по лёду от Тмутороканя до Корчева 10000 и 4000 сажен».
Первое обоснованное прочтение кириллической древнеславянской надписи, являющееся теперь общепринятым, было предложено в 1806 г. А.Н. Олениным. Речь идёт об измерении по льду расстояния между двумя городами - Тмутараканью и Керчью, по указанию князя Глеба Святославовича, и составило 14 тыс. саженей, что примерно равняется 20 км. Выходит, что за 939 лет расстояние это увеличилось на 3 км. Известный любитель, собиратель и признанный знаток старины Мусин-Пушкин имел беседу о «Тмутараканском» камне (его изначальный вес составлял 54 пуда - 864 кг) с императрицей Екатериной II, и она распорядилась – вернуть находку на место, где та была обнаружена. В Петербург было велено доставить точный рисунок (позже его привёз Платон Зубов – последний фаворит царицы). Исполняя распоряжение, камень, летом 1793 г. был возвращён в Тамань и установлен на видном месте у русской крепости Фанагории, вблизи старого фонтана «с пристойным около него ограждением». Академику П.С. Палласу, находящемуся в 1794 г. в экспедиции по Крыму и Северному Кавказу, было высочайше поручено исследовать вопрос о нахождении реликвии, т. е. подробно её описать, кто открыл, при каких обстоятельствах и т. д. Паллас отнесся к исполнению без особого рвения, хотя стало известно, что «камень, открытием и сохранением которого мы должны быть благодарны майору фон Розенбергу, был найден у казармы стоящего в Тамани егерского батальона, где он был употреблен как ступень входной двери». Весной 1795 г. камень-мраморную плиту перевезли под навес церкви Покрова.
Летом 1835 г. уже окончательно лопнувшая тяжёлая плита – памятник русской истории была перевезена в Керченский музей. Надпись на камне XI века связана с произведением «Слово о полку Игореве» временем её находки, именем первого исследователя надписи - графа А.И. Мусина-Пушкина и упоминанием в ней Тмутаракани. Очень многие историки, археологи А.А. Спицын, А.А. Зимин, А.А. Медынцева, Б.В. Сапунов, Монгайт и др. на первоначальном этапе исследования сомневались в подлинности памятника русской истории, но, когда стадия изучения непосредственно касалась самого камня – основная масса сомнений отпадала. Вывод следовал один - камень и надпись на нём - подлинные. В 1851 г. знаменитый "Тьмутороканский" камень с надписью князя Глеба была доставлена в Императорский Эрмитаж, где находится до сих пор в одном из залов (отделов) «Древняя Русь» Гос. Эрмитажа г. Санкт-Петербурга. В археологическом музее станицы Тамань стоит мемориальная колонна с надписью о находке, сделанной в 1803 г. академиком Н.А. Львовым-Никольским. Однако вернёмся к истории Тмутаракани. Пока Глеб «мерил море», монах Никон покинул Тмутаракань. Его гонитель великий князь Изяслав был изгнан из Киева братьями (1073 г.), и на великокняжеском престоле уже сидел Святослав. При дворе Святослава Никон начал писать, как предполагают учёные, летописный свод 1073 г. Согласно известной гипотезе, этот свод лёг в основу «Повести временных лет», над которой в 1190-х гг. работал киево-печерский монах Нестор.
При отъезде Никон оставил на попечение князя Глеба основанный в 1068 г. по образцу Печерского в окрестностях Тмутаракани монастырь. Очевидно, в 1069 г. (иные утверждают в 1074 г.) уехал из Тмутаракани и князь Глеб. Он получил в удел Новгород. В 1077 г. в Тмутаракани уже княжит брат Глеба – Роман Красный. Пытаясь с помощью половецких наёмников добыть себе «волости», они в 1078 г. развязали на Руси очередную междуусобицу, но потерпели поражение. В Тмутаракань под защиту бежит двоюродный брат Романа - Борис и родной брат Олег. В борьбе за наследство Роман Святославич убит, погиб и Борис Вячеславич, а Олег Святославич схвачен в Тмутаракани хазарами и отправлен в Константинополь в качестве заложника. После смерти великого князя Киевского Святослава (1073-1076 гг.) Святославичи пытались не пустить в Чернигов своего дядю - Всеволода Ярославича. Вернувшийся из польского изгнания старший сын Ярослава Мудрого - Изяслав поддержал Всеволода. Так киевский и переяславский князья стали врагами своих племянников из Чернигова - Святославичей. Однако те проиграли решающую битву на Нежатиной Ниве. В этом сражении пало несколько князей, включая и великого князя киевского Изяслава. В результате всех событий на Киевский трон взошел Всеволод. В его руках помимо Киева оказался Переяславль, Чернигов и многие другие земли. Святославичи бежали в Тмутаракань, но по дороге рассорились со своими прежними союзниками половцами. Роман был убит, а против его брата Олега восстали сами тмутараканцы схватили и передали его в руки Византии.
Сначала Олега доставили в Константинополь, а затем в ссылку на о. Родос. Покорившаяся великому киевскому князю Всеволоду Ярославичу (отец Владимира Мономаха) Тмутаракань была вынуждена принять его киевского посадника (наместника) Ратибора. Археологи нашли на Тамани печати с его именем. Спустя 2 года, в 1081 г. Ратибора свергли, и власть ненадолго перешла к прибывшим с Руси князьям-изгоям - Давиду Игоревичу и Володарю Ростиславичу (сыну отравленного 1066 г. Ростислава). Хватило их на два года. В 1081 г. к власти в Византии пришёл сильный и амбициозный император Алексей I Комнин, решивший полностью восстановить контроль над обоими берегами Керченского пролива. В этих условиях в 1083 г. византийцы решили вернуть на Тмутараканский престол своего пленника - князя Олега Святославича. Он выгнал из Тмутаракани Давыда и Володаря и вокняжился там сам. Князь даже отчеканил собственные тмутараканские серебряные монеты, очень похожие на византийские. На монетах он поместил своё имя в крещении - Михаил. В византийском плену Олег женился на знатной патрицианке Феофании Музалон. Впрочем, с ней князь скоро порвал, уступив в качестве удела, крупный городок княжества Тмутараканского с интересным названием – Россия (Руссия). По свидетельству ряда источников, Феофания направилась туда (район ст-цы Голубицкой) со своей греческой дружиной и правила с титулом «архонтессы России». Исторические хроники сохранили воспоминание о находившемся на Тамани городе Росия (Россия, Руссия, Русия), от которого и произошло название нашей страны.
Продолжение следует в части 13 http://proza.ru/2021/01/09/894
Свидетельство о публикации №220122200759