История Тамани часть 12

Тем более что археологические изыскания подтверждают существование здесь русского поселения. Так экспедиция под руководством выдающегося историка Б.А. Рыбакова раскопала фундамент христианской церкви этого периода. Она также сделала несколько других открытий, позволивших точно локализовать местонахождение княжества. По поводу церкви отметим следующее. Краснодарский археолог-энтузиаст В.В. Туманов, на раскопках вместе со школьниками, обнаружил следы возможных келий Никона. Этот видный деятель РПЦ XI в., написал в 1061 г. крупнейший летописный свод для своего времени, послуживший основой Повести временных лет. Спасаясь от княжеского гнева, Никон прибыл в Тмутаракань, где проживал долгое время, а в 1068 г. заложил в Тмутаракани фундамент христианской церкви. Дело в том, что предания о существовании вблизи ст-цы Ахтанизовской христианского храма, а ещё ранее обширного языческого храма, сохранились вплоть до XIX в. Возможно, это он и был и в него приходили молиться родным Богам воины-славяне, и славянские поселенцы, жившие в этих местах ещё раньше. Вернёмся к грамотею Павлу Пустошкину. Приведя казачью флотилию в Тамань, сгрузив всё на берег и, перевезя артиллерию для крепостного вооружения из Керчи, он не терял времени и уже 8 сентября подробно писал Н.С. Мордвинову из Севастополя, то есть в Тамани он пробыл не более 10 дней. В своём донесении Пустошкин указывал о намерении послать вице-адмиралу Мордвинову «Большую мраморную доску с надписью», которая была обнаружена в Тамани, в конце лета, примерно в 1 км от станицы, в развалинах турецкой крепости, недалеко от древнего разрушенного фонтана.

Н. Мордвинов, в свою очередь, известил о важной находке государыню-императрицу. Она, как известно, была необычайно просвещённой, увлекалась изучением истории древней Руси, находилась в длительной переписке и дружбе с видными деятелями культуры и науки. В числе её корреспондентов были язвительный французский просветитель и философ Вольтер, энциклопедист - Дени Дидро и ряд других мыслителей. Вначале камень-плиту направили попутным транспортом в Таганрог к Мордвинову, но там его уже не оказалось и, тогда корабль с находкой на борту ушёл обратно в Севастополь. Находясь на рейде, судно бурей сорвало с якоря и угнало в Константинополь. Только весной 1793 г. корабль вернулся в Севастополь, и оттуда тмутараканский камень был доставлен в Николаев, к Н.С. Мордвинову. У него исторически значимую находку, увидел войсковой дьяк премьер-майор Г. Егоров. По приезде в Петербург в декабре 1793 г., он рассказал о камне-плите знатному археологу, Обер-Прокурору Святейшего Правительствующего Синода А.И. Мусину-Пушкину, дяде великого русского поэта А.С. Пушкина. В 1797 г. граф прочитал надпись на камне, опубликовал её, впервые заявив, что ст-ца Тамань стоит на месте древнего княжества Тмутаракань. Впоследствии через раскопки, считавшееся как бы уже утраченное городище, было действительно обнаружено. На мраморной плите-камне, длиною в 3 аршина 3,5 вершка, шириною 1 аршин 5,5 вершков и толщиною 6 вершков, по одному из рёбер высечена весьма любопытная древнерусская надпись: «В лето 6576 (1068 г.) индикта 6, Глеб князь мерил море по лёду от Тмутороканя до Корчева 10000 и 4000 сажен».

Первое обоснованное прочтение кириллической древнеславянской надписи, являющееся теперь общепринятым, было предложено в 1806 г. А.Н. Олениным. Речь идёт об измерении по льду расстояния между двумя городами - Тмутараканью и Керчью, по указанию князя Глеба Святославовича, и составило 14 тыс. саженей, что примерно равняется 20 км. Выходит, что за 939 лет расстояние это увеличилось на 3 км. Известный любитель, собиратель и признанный знаток старины Мусин-Пушкин имел беседу о «Тмутараканском» камне (его изначальный вес составлял 54 пуда - 864 кг) с императрицей Екатериной II, и она распорядилась – вернуть находку на место, где та была обнаружена. В Петербург было велено доставить точный рисунок (позже его привёз Платон Зубов – последний фаворит царицы). Исполняя распоряжение, камень, летом 1793 г. был возвращён в Тамань и установлен на видном месте у русской крепости Фанагории, вблизи старого фонтана «с пристойным около него ограждением». Академику П.С. Палласу, находящемуся в 1794 г. в экспедиции по Крыму и Северному Кавказу, было высочайше поручено исследовать вопрос о нахождении реликвии, т. е. подробно её описать, кто открыл, при каких обстоятельствах и т. д. Паллас отнесся к исполнению без особого рвения, хотя стало известно, что «камень, открытием и сохранением которого мы должны быть благодарны майору фон Розенбергу, был найден у казармы стоящего в Тамани егерского батальона, где он был употреблен как ступень входной двери». Весной 1795 г. камень-мраморную плиту перевезли под навес церкви Покрова.

Летом 1835 г. уже окончательно лопнувшая тяжёлая плита – памятник русской истории была перевезена в Керченский музей. Надпись на камне XI века связана с произведением «Слово о полку Игореве» временем её находки, именем первого исследователя надписи - графа А.И. Мусина-Пушкина и упоминанием в ней Тмутаракани. Очень многие историки, археологи А.А. Спицын, А.А. Зимин, А.А. Медынцева, Б.В. Сапунов, Монгайт и др. на первоначальном этапе исследования сомневались в подлинности памятника русской истории, но, когда стадия изучения непосредственно касалась самого камня – основная масса сомнений отпадала. Вывод следовал один - камень и надпись на нём - подлинные. В 1851 г. знаменитый "Тьмутороканский" камень с надписью князя Глеба была доставлена в Императорский Эрмитаж, где находится до сих пор в одном из залов (отделов) «Древняя Русь» Гос. Эрмитажа г. Санкт-Петербурга. В археологическом музее станицы Тамань стоит мемориальная колонна с надписью о находке, сделанной в 1803 г. академиком Н.А. Львовым-Никольским. Однако вернёмся к истории Тмутаракани. Пока Глеб «мерил море», монах Никон покинул Тмутаракань. Его гонитель великий князь Изяслав был изгнан из Киева братьями (1073 г.), и на великокняжеском престоле уже сидел Святослав. При дворе Святослава Никон начал писать, как предполагают учёные, летописный свод 1073 г. Согласно известной гипотезе, этот свод лёг в основу «Повести временных лет», над которой в 1190-х гг. работал киево-печерский монах Нестор.

При отъезде Никон оставил на попечение князя Глеба основанный в 1068 г. по образцу Печерского в окрестностях Тмутаракани монастырь. Очевидно, в 1069 г. (иные утверждают в 1074 г.) уехал из Тмутаракани и князь Глеб. Он получил в удел Новгород. В 1077 г. в Тмутаракани уже княжит брат Глеба – Роман Красный. Пытаясь с помощью половецких наёмников добыть себе «волости», они в 1078 г. развязали на Руси очередную междуусобицу, но потерпели поражение. В Тмутаракань под защиту бежит двоюродный брат Романа - Борис и родной брат Олег. В борьбе за наследство Роман Святославич убит, погиб и Борис Вячеславич, а Олег Святославич схвачен в Тмутаракани хазарами и отправлен в Константинополь в качестве заложника. После смерти великого князя Киевского Святослава (1073-1076 гг.) Святославичи пытались не пустить в Чернигов своего дядю - Всеволода Ярославича. Вернувшийся из польского изгнания старший сын Ярослава Мудрого - Изяслав поддержал Всеволода. Так киевский и переяславский князья стали врагами своих племянников из Чернигова - Святославичей. Однако те проиграли решающую битву на Нежатиной Ниве. В этом сражении пало несколько князей, включая и великого князя киевского Изяслава. В результате всех событий на Киевский трон взошел Всеволод. В его руках помимо Киева оказался Переяславль, Чернигов и многие другие земли. Святославичи бежали в Тмутаракань, но по дороге рассорились со своими прежними союзниками половцами. Роман был убит, а против его брата Олега восстали сами тмутараканцы схватили и передали его в руки Византии.

Сначала Олега доставили в Константинополь, а затем в ссылку на о. Родос. Покорившаяся великому киевскому князю Всеволоду Ярославичу (отец Владимира Мономаха) Тмутаракань была вынуждена принять его киевского посадника (наместника) Ратибора. Археологи нашли на Тамани печати с его именем. Спустя 2 года, в 1081 г. Ратибора свергли, и власть ненадолго перешла к прибывшим с Руси князьям-изгоям - Давиду Игоревичу и Володарю Ростиславичу (сыну отравленного 1066 г. Ростислава). Хватило их на два года. В 1081 г. к власти в Византии пришёл сильный и амбициозный император Алексей I Комнин, решивший полностью восстановить контроль над обоими берегами Керченского пролива. В этих условиях в 1083 г. византийцы решили вернуть на Тмутараканский престол своего пленника - князя Олега Святославича. Он выгнал из Тмутаракани Давыда и Володаря и вокняжился там сам. Князь даже отчеканил собственные тмутараканские серебряные монеты, очень похожие на византийские. На монетах он поместил своё имя в крещении - Михаил. В византийском плену Олег женился на знатной патрицианке Феофании Музалон. Впрочем, с ней князь скоро порвал, уступив в качестве удела, крупный городок княжества Тмутараканского с интересным названием – Россия (Руссия). По свидетельству ряда источников, Феофания направилась туда (район ст-цы Голубицкой) со своей греческой дружиной и правила с титулом «архонтессы России». Исторические хроники сохранили воспоминание о находившемся на Тамани городе Росия (Россия, Руссия, Русия), от которого и произошло название нашей страны.

Продолжение следует в части  13                http://proza.ru/2021/01/09/894


Рецензии