По докладу с форума о мировом развитии. Часть III
Для развитие ребенка в раннем возрасте во многих развивающихся капиталистических странах деятельность государства по оказанию услуг усиливает, а не смягчает неравенство, возникающее при рождении. В основе предпринимаемых государством мер должен лежать принцип развития способностей человека, а он не должно зависеть от обстоятельств его рождения, хотя и может отражать его предпочтения, вкусы и дарования.
Различия разных детей в уровне развития их когнитивных способностей, которые отвечают за их интеллектуально-духовное развитие, начинают усиливаться уже в самом раннем детстве, а инициативы в области развития ребенка в таком возрасте могут сыграть ключевую роль в выравнивании возможностей. Факты подтверждают справедливость взгляда, согласно которому вложение средств в развитие ребенка в раннем возрасте существенно влияет на его здоровье и готовность к учебе, а впоследствии может принести и весомую экономическую отдачу – зачастую бoльшую, нежели вложение средств в образование и подготовку в учебных заведениях.
На Ямайке был проведен эксперимент с отстающими в росте детьми (в возрасте от 9 до 24 месяцев), в ходе которого было обнаружено, что уровень когнитивного развития этих детей ниже, чем у детей нормального роста. Такое отставание было устранено с помощью введения дополнительного питания и реализации программы регулярного стимулирования умственной деятельности. Через 24 месяца дети, получавшие более качественное питание и прошедшие курс активного стимулирования умственной деятельности, в своем развитии фактически догнали детей, рост которых в ранний период жизни был нормальным.
Этот пример показывает, что решительные и хорошо продуманные государственные мероприятия способны значительно сократить разрыв между возможностями самых обездоленных слоев общества и уровнем возможностей, являющимся нормой для данного общества. Вложение средств в развитие потенциала детей из наиболее нуждающихся слоев населения в раннем детстве может помочь в выравнивании возможностей.
Школьное обучение.
Этот процесс затрагивает все уровни системы школьного образования. Меры по выравниванию возможностей в области школьного образования должны обеспечить приобретение всеми детьми по меньшей мере базовых знаний и навыков, необходимых для участия в жизни общества и в современной глобальной экономике. Как показали результаты сопоставимых в международном масштабе ученических контрольных работ, даже в таких странах со средним уровнем доходов, как Колумбия, Марокко и Филиппины, уровень знаний большинства детей, получивших законченное базовое образование, недостаточен.
Конечно, доступ к школьному обучению имеет важное значение, особенно в очень бедных странах, но в большинстве стран это является лишь частью проблемы. Расширение доступа необходимо дополнять мерами по стимулированию предложения (для повышения качества) и мерами по стимулированию спроса (для предотвращения ситуаций, когда родители по тем или иным причинам могут вкладывать недостаточно средств в образование своих детей).
Универсального решения в этой сфере не существует, но в качестве мер по стимулированию предложения можно назвать повышенную заинтересованность учителей в плодотворности своей работы, улучшение материально-технической базы школ, разработку и внедрение методик преподавания, направленных на повышение успеваемости учащихся, которые отстают в учебе, будучи предоставлены сами себе.
Что касается стимулирования спроса, то к настоящему времени накопилось немало фактов, свидетельствующих об эффективности системы выплаты стипендий при условии регулярного посещения учебного заведения. Такие программы реализуются в самых разных странах – от Бангладеш до Бразилии, причем в отношении девочек они зачастую давали более заметные результаты. Помимо этого, разработаны весьма перспективные подходы к охвату обучением находящихся в социальной изоляции групп населения и "подтягиванию отстающих" за счет коррективного обучения (например, программа "Балсахи" в Индии, в рамках которой в 20 городах молодые женщины работают в начальных классах в качестве помощников учителей). Как утверждается в "Докладе о мировом развитии – 2004", повышение ответственности школ и учителей перед учащимися, родителями и общественностью может способствовать улучшению качества предоставляемых услуг.
Здравоохранение.
В области оказания услуг здравоохранения особое значение с точки зрения смягчения социальной несправедливости и устранения экономических перекосов имеют два аспекта. Во-первых, во многих случаях при предоставлении целого ряда услуг – иммунизации, водоснабжения и канализации, информации по вопросам гигиены и ухода за ребенком – выгодами пользуется не только собственно целевой контингент, но и другие группы населения. В этих областях имеет смысл предоставление государственных гарантий оказания услуг. Дотации, направленные на повышение спроса и призванные стимулировать охрану здоровья матери и ребенка, способствуют более широкому использованию этих услуг, помогая своевременно компенсировать проблемы с предоставлением информации – как в случае мексиканской программы "Возможности".
Во-вторых, плохо функционируют рынки страхования от болезней, что часто приводит к катастрофическим последствиям в экономике семьи. Традиционная модель стимулирования предложения, ориентированная на государственные лечебные учреждения, работает неудовлетворительно, особенно в отношении бедных и социально нестабильных групп населения. Более успешным решением может стать предоставление или регулирование государством системы всеобщего медицинского страхования.
Можно привести много примеров такого подхода, начиная с объединения рисков в Колумбии, введения карточек медицинского обслуживания в Индонезии и Вьетнаме и кончая программой всеобщего страхования "30 бат" в Таиланде. Как и в сфере образования, эти мероприятия необходимо сочетать со стимулированием внимательного отношения поставщиков услуг к потребностям всех слоев населения.
Управление рисками. Системы социальной защиты расширяют возможности людей, обеспечивая их "страховочной сеткой". Причинами ограничения инвестиций и инноваций могут быть не только расстройства здоровья, но и макроэкономические кризисы, реструктуризация отраслей промышленности, погодные условия и стихийные бедствия. Бедные слои населения, обладающие наименьшими возможностями для преодоления житейских невзгод, обычно в наименьшей степени охвачены системами страхования рисков, хотя в большинстве стран риск нищеты угрожает многим людям, в том числе и не относящимся к бедным. Системы социальной защиты с более широким охватом помогают не допустить закрепления сегодняшнего неравенства, зачастую порожденного неудачным стечением обстоятельств, и превращения его в будущем в социальную несправедливость.
Механизмы социальной защиты могут не только побудить домохозяйства к занятию видами деятельности, сопряженными с большим риском и способными принести более высокий доход, но также смягчить последствия различных социально-экономических реформ, от которых определенные группы населения оказываются в проигрыше.
К целевому контингенту систем социальной защиты обычно относятся три категории населения: работающие бедные; лица, считающиеся нетрудоспособными, либо лица, для которых занятие трудовой деятельностью нежелательно; и особые социально уязвимые группы. Если механизмы социальной защиты разработаны с учетом специфики каждой страны, то совокупность индивидуальных, адресных мер в отношении этих трех групп может фактически привести к созданию всеобъемлющей системы государственного
страхования.
В такой системе каждое домохозяйство, пострадавшее от какого¬-либо негативного шокового воздействия, в результате которого его уровень жизни упал ниже определенного порогового значения, получало бы право на государственную поддержку в той или иной форме.
Налогообложение в интересах социальной справедливости.
Успешные меры по созданию равных условий требуют надлежащих ресурсов. Основной целью эффективной налоговой политики является мобилизация достаточного объема финансовых средств при минимальном, по возможности, подавлении мотивации и риске для экономического роста. Поскольку налоги влияют на принятие человеком решения в пользу труда либо досуга, потребления либо накопления и таким образом влекут за собой потери эффективности, оптимальный курс для большинства развивающихся стран, скорее всего, будет состоять в том, чтобы, избегая высоких предельных ставок подоходного налога, расширить налогооблагаемую базу, особенно в части налогов на потребление.
Активное содействие развитию социальной справедливости в социальном государстве должно обеспечиваться в первую очередь государственными структурами, ибо только у государства должна быть возможность придать налоговой системе умеренно агрессивный характер, избегая при этом существенных потерь эффективности в развитии экономики страны. Стремящиеся к социальной справедливости страны могут, например, рассмотреть возможность внедрения закона о социальных гарантиях по количеству и квалификации труда на базовые и необходимых каждому достойные человека нормы средств для жизни от их общего производимого в стране количества, который бы ещё определял прогрессивную налоговую ставку на имущество приобретаемое сверх необходимых норм для общественного благополучия.
Несмотря на то, что на собираемость налогов влияет потенциал налогового ведомства и структура экономики, огромное значение имеют также качество работы государственных силовых структур и характер общественного договора. В тех случаях, когда граждане могут рассчитывать на реальное оказание им необходимых услуг и необходимый набор материальных благ за их добросовестный труд, они, как правило, проявляют больше готовности добросовестно работать и платить налоги. И наоборот, коррумпированное или клептократическое государство едва ли вызовет у граждан доверие к властям и желание сотрудничать с ними. По общему правилу, эффективная налоговая система и система обеспечения социальных гарантий может быть создана только в условиях более высокого уровня легитимности и представительности государства. Хотя в различных странах в понятие "эффективная экономика" вкладывается разный смысл.
Земля должна быть достоянием народа страны
Что касается пути обеспечения более справедливого доступа к ресурсам земли, то это не обязательно должно выражаться в закреплении прав собственности на нее. Более продуктивным направлением политики было бы не совершенствование функционирования рынка земли, а обеспечение малоимущим гражданам законных гарантий с правом на общественно необходимый труд иметь право на жизнь достойную труда на рабочем месте в экономике страны!
Поэтому нет сомнения, что в обществе социальной справедливости земля должна быть достоянием народа населяющего страну и который трудится на своей земле, используя её ресурсы, а не быть средством для купли-продажи.
А народ потому должен иметь относительно равное право на свою достойную человека количественную норму производимых в стране базовых средств для жизни от их общего производимого в стране количества, что ЗАКОНОМ определяется равенство рабочего времени, и этим, соответственно, определяется относительно равное ДЛЯ ВСЕХ КОЛИЧЕСТВО ТРУДА!
Именно определяя законом относительно равное ДЛЯ ВСЕХ количество честно и справедливо нормированного труда по относительному равенству рабочего времени, требуемого как для обеспечения нормального здоровья человека, так и для развития общества, население страны принимает закон, который определяет для каждого и относительно равные нормы базовых средств для жизни от их общего производимого в стране количества!
И лишь качество их потребления, то есть благоустройство жилья, приготовление блюд питания, изготовление одежды, каждый теперь может формировать по зарплате от результатов квалификации своего общественно необходимого, честно и справедливо нормированного труда по любой профессии для своей счастливой жизни.
А рынок сохраняется на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия общества и для продажи излишков производства за рубежи своей страны, приобретая необходимое для благополучной жизни своего народа. И так было во веки веков, пока мир людей не разделили деньги и люди стали добывать их любыми способами, а не трудиться для удовлетворения своих насущных потребностей.
Именно так природные ресурсы родной земли будут доступны каждому по количеству и квалификации общественно необходимого труда в виде производимых обществом и необходимых всем базовых средств для жизни. Ведь именно народ занимается производительным трудом по их производству для своего развития и для развития своей страны. А нормы социальных гарантий граждан страны должны зависеть от общего количества производимых средств для жизни, а не от зарплаты населения...
В экономической науке справедливость – это требование равенства прав граждан в получении необходимого для достойной человека жизни по количеству и квалификации честно и справедливо нормированного общественно необходимого труда при распределении ресурсов ограниченных определёнными нормами от их общего производимого в стране количества. Причём различие может быть только в том, как человек будет расплачиваться – наличными деньгами, картой или иным способом. А это значит, что ресурсы, которые не ограничены нормами распределения, остаются на рынке. А так как сегодня на карте могут быть и деньги, и разрешение на получение необходимого, то серьёзных проблем в справедливом распределении требуемого для достойной жизни честно и добросовестно трудящегося населения быть не должно. Ведь учёта и контроля боятся люди нечестные, а честным людям учёта и контроля бояться нечего!
Люди во все века стремились к построению такого мироустройства, в котором народ не только будет согласен с законом, который должен гарантировать с правом на честно и справедливо нормированный общественно необходимый труд, но ещё и давать право каждому на нормальные социально-бытовые условия жизни по количеству и квалификации труда от общего количества производимых в обществе средств для жизни.
Вот только организовать население для построения такого социально справедливого общества, в котором все люди смогли бы жить в согласии и гармонии между собой, не так просто. Всё в нашем мире принято определять в сравнении, но даже сравнивая жизнь с разными социально-экономическими системами, трудно получить нужный ответ. То, что для одних является нормой, для других может быть неприемлемым, у каждого могут быть свои убеждения и предпочтения, которые он будет отстаивать. Но есть ли люди, которым не нужно было бы есть, пить, иметь жильё, одеваться для продолжения своей жизни? И есть ли страны, которые не организовывали бы экономику для удовлетворения этих потребностей населения? Но почему-то именно правительство России часто вынуждено решать эти проблемы далеко не в первую очередь...
А реализация права на землю, как это делается в сельских районах Таиланда и в городах Перу, когда проведение земельной реформы предусматривает перераспределение земельных угодий, то это целесообразно в тех случаях, когда существует вопиющее неравенство в области землевладения. Когда институциональная среда позволяет реализовать схемы эффективного перераспределения земли в пользу небольших фермерских хозяйств и поддерживать их путем оказания дополнительных услуг, избежав масштабных издержек переходного периода. Но эта задача может оказаться непростой, и в случае высокого уровня легитимности прав собственности, вероятно, придется идти на значительные компромиссы.
Экспроприация земли, пусть и с компенсацией, по-видимому, является наиболее разрушительным инструментом перераспределения. В качестве двух экономически выгодных альтернативных решений можно назвать отказ от права собственности на государственные земли и изъятие земельных угодий, занятых незаконными поселениями, возможно, в обмен на установление прав собственности на часть занятых поселениями земель.
Многообещающими представляются подходы на рыночной основе или на базе общин, дающие членам общины возможность получить льготные кредиты для аренды земли или её приобретения по свободному соглашению сторон, как это делается в Бразилии или Южной Африке. Еще одной полезной мерой может быть земельный налог, являющийся источником средств для приобретения земли в целях ее распределения, либо стимулирующий перераспределение земли за счет установления высоких ставок для крупных или недостаточно используемых земельных участков.
Обеспечение равного доступа к инфраструктуре.
Что касается доступа к инфраструктуре средств коммуникации – дорожного транспорта, энергоснабжения, водоснабжения, санитарной канализации, средств связи и информации, – то различные группы населения, как правило, обеспечены им крайне неравномерно. Для многих жителей развивающихся стран невозможность воспользоваться доступными услугами инфраструктуры означает жить в изоляции от рынков и услуг, не иметь бесперебойной подачи воды и электричества для производственных и бытовых нужд. Это нередко ведет к существенному ограничению экономических возможностей.
Несмотря на то, что государственный сектор во многих случаях ещё остается основным источником инвестиций в развитие инфраструктуры, направленных на расширение возможностей для самых бедных, можно использовать и ресурсы эффективно работающего частного сектора.
Развитие человеческого потенциала не будет способствовать расширению возможностей, если некоторые люди столкнутся с несправедливо низким использованием своего потенциала. Если права и свободы людей будут защищены в меньшей степени, чем они этого заслуживают, если они не будут иметь необходимые им социальны благо достойно их труда на рабочем месте в экономике своего государства, то что их заставит уважать такое государство?
Создание инфраструктуры справедливых систем правосудия.
Система правосудия в обществе может немало поспособствовать выравниванию норм и правил жизни в политической, экономической и социально-культурной областях, но могут и усилить существующее неравенство. В докладе рассматривалось как кодифицированное законодательство, так и пути его практического применения и обеспечения его исполнения.
Правовые институты могут защищать политические права граждан и сдерживать попытки разных элит осуществлять захват власти в государстве для защиты лишь своих интересов. Эти системы правосудия могут выравнивать экономические возможности путем охраны имущественных прав всех граждан и недопущения дискриминации на разных рынках. Они поддерживают и отражают установленные в обществе правила и нормы жизни и таким образом имеют решающее значение для обеспечения справедливости процессуальных норм, а также для функционирования столь важных механизмов для осуществления инвестиций и широкой защиты имущественных прав и беспристрастного разрешения возможных споров.
Закон также может ускорить изменение общественных норм, а системы правосудия, оспаривая носящую несправедливый характер практику, могут дать толчок к прогрессу в области развития социальной справедливости и к другим переменам в социальной сфере. Например, в США принятие в 1964 году Закона о гражданских правах и создание в 1965 году системы "Медикэр" позволили осуществить десегрегацию лечебных учреждений и привели к масштабному снижению уровня младенческой смертности среди афроамериканцев. Доказано, что программы "позитивных действий" также снижают различия между социальными группами в доходах и уровне образования. Но они могут носить лишь политическую окраску и свестись к редкой помощи наименее обеспеченным группам населения.
Отражение принципа социальной справедливости в законах и добросовестность при их проведении в жизнь предполагают обеспечение баланса между укреплением независимости систем правосудия и повышением их подотчетности, особенно в целях предупреждения опасности того, что богатые и влиятельные лица могут заниматься подкупом представителей закона, влиять на решения суда или просто игнорировать закон.
Меры по расширению доступности судебноправовой системы – создание выездных судов, оказание правовой помощи, взаимодействие с традиционными институтами – помогают устранять препятствия, с которыми сталкиваются группы населения, находящиеся в социальной изоляции.
Хотя традиционные институты – явление сложное, которое может порождать неравенство (например, гендерное), они слишком важны, чтобы их можно было игнорировать.
Южная Африка представляет собой пример страны, где проводимая политика обеспечивает баланс между традиционными обычаями, правами и обязанностями, закрепленными государственным законодательством.
Приватизацию предприятий жилищно-коммунального хозяйства нередко критикуют за то, что она усугубляет неравенство, но судя по фактам, в реальности все обстоит не так просто. В Латинской Америке приватизация, как правило, приводила к расширению доступа к услугам, особенно в отраслях энергоснабжения и электросвязи. Вместе с тем, в ряде случаев рост цен после приватизации оказывался гораздо более весомым фактором, нежели выигрыш от повышения качества услуг и расширения их охвата, что вызывало недовольство широких слоев населения.
Таким образом, приватизация – это классический пример политики, которая может быть оправданной или неоправданной, в зависимости от местной специфики и самих социально-экономических законов общества. Если государственная система крайне коррумпирована или неэффективна, но в стране имеется достаточный потенциал надлежащего регулирования в постприватизационный период, тогда приватизация может стать полезным инструментом. В иных же случаях непродуманная программа приватизации может попасть под контроль заинтересованных групп и привести к передаче государственных активов в частные руки за бесценок.
Опыт показывает, что для обеспечения социальной справедливости не столько важен статус поставщика услуг инфраструктуры – частный оператор или государственное предприятие – сколько структура стимулов для этих поставщиков и их ответственность перед широкой общественностью. Можно предполагать, что разработчики экономической политики могут добиться более равноправного предоставления услуг инфраструктуры, если сосредоточат внимание на расширении не требующего больших затрат доступа к этим услугам для бедных слоев населения и бедных районов (нередко путем сотрудничества с поставщиками услуг из неформального сектора экономики и выделения целевых субсидий) и на укреплении системы управления этим сектором через повышение ответственности поставщиков услуг и расширение роли потребителей.
Рынки и макроэкономика.
Рынки в капиталистическом обществе играют ключевую роль в создании для людей возможности превратить их ресурсы в результаты. Рыночные сделки, участники которых используют своё состояние или статус для обеспечения себе более выгодных условий, являются неравноправными и неэффективными, а кроме того, могут подавить у различных групп населения стимулы к расширению своих ресурсов.
Банковские системы, находящиеся под контролем заинтересованных групп, действуют на основе принципа фаворитизма, когда нескольким крупным банкам гарантируется привилегированное положение на рынке, а они, в свою очередь, кредитуют на выгодных условиях некоторые избранные предприятия. Но совсем не обязательно, что они способны принести наивысшую прибыль с учетом потенциального риска. В этом, возможно, и состоит причина того, что во многих странах бoльшая финансовая глубина соотносится с меньшим неравенством в доходах.
Обеспечение более равноправного доступа к финансированию путем расширения финансовых систем может, таким образом, помочь эффективно работающим компаниям, которые прежде не могли получить финансирование из официального финансового сектора.
Однако это соотношение носит лишь предположительный характер, поэтому в докладе используются более конкретные данные целевых исследований, проведенных в странах со средним уровнем дохода, например в Республике Корея, Малайзии, Мексике и Российской Федерации, и в более бедных странах, в том числе в Индонезии и Пакистане. Эти исследования выявили на первый взгляд парадоксальную картину.
Страны с ярко выраженным неравенством в области властных полномочий и распределения богатства, со слабыми институтами и подконтрольными заинтересованным группам финансовыми системами обычно страдают от узости финансового сектора, ориентированного на потребности влиятельных групп и скрывающего низкое качество активов. Очевидным решением представлялось бы создание открытой финансовой системы. Однако во многих странах – начиная с Мексики в начале 1990¬х годов и кончая странами с переходной экономикой, таких как Чешская Республика и Россия, – влиятельные или состоятельные группы зачастую находили способы взять под свой контроль и процесс либерализации.
В связи с этим постепенное углубление и расширение доступа должно дополняться усилением горизонтальной подотчетности (в рамках регулирующих структур), повышением ответственности перед обществом, а там, где это осуществимо, – и механизмами, предусматривающими выполнение обязательств внешнего характера (например, в случае стран Центральной Европы и Балтии – вступление в Европейский союз). Полезными могут оказаться также программы, ориентированные на бедные слои населения, например микрокредитование, но они не способны заменить курс монополии капитала на монополию законов о социальных гарантиях по труду, ибо сами эти программы являются сущностью капиталистической экономики.
Рынки труда.
Выравнивание норм и правил взаимодействия населения на рынке труда капиталистического общества состоит в поиске правильного (особого для каждой страны) соотношения между гибкостью и защитными мерами с целью обеспечить более равный доступ к равным условиям занятости для максимально возможного числа работников. Во многих странах действует весьма обширная нормативно¬-правовая база для работников официального сектора экономики, которая практически не распространяется на тех, кто занят в нерегулируемой (и зачастую менее безопасной) неформальной экономике.
Обычно между этими секторами происходит определенный добровольный переток рабочей силы, а сама неформальная экономика чрезвычайно многообразна и включает как мелких предпринимателей и некоторых самостоятельно занятых лиц, доходы которых выше, чем у работников официального сектора экономики, так и множество работников с гораздо худшими условиями найма.
А ведь это ведёт к недостаточной защищенности более бедных работников, тогда как нормы, касающиеся работников официального сектора, способны сделать систему занятости менее гибкой и зачастую невыгодной для самих работников, например, в случае неэффективности профессиональных систем социального обеспечения.
Для обеспечения социальной справедливости на рынке труда особое значение имеют два положения общего характера.
Во-первых, при проведении реформ на рынке труда необходимо обеспечить практическое соблюдение основных трудовых норм во всех его сегментах, не допуская рабского труда, кабальных трудовых договоров, опасных форм детского труда, дискриминации. Работникам следует гарантировать свободу собраний и объединений, профсоюзы должны иметь возможность активно участвовать в коллективных переговорах.
Во-вторых, при разработке комплекса политических мер во всех случаях рынок труда следует оценивать с точки зрения соблюдения баланса между мерами защиты прав и свобод (для всех работников) и возможностями для проведения реструктуризации, играющей ключевую роль в достижении быстрого экономического роста и создании рабочих мест.
Защита интересов работников часто принимает форму излишне жесткого законодательства о гарантиях занятости, при котором найм на работу связан с высокими издержками в целом, а в некоторых случаях еще больше увеличивает издержки при найме неквалифицированных работников, молодежи и женщин – то есть именно тех, чьи интересы призваны защищать такие законы.
Для многих стран можно разработать альтернативные меры политики (имеющие бoльший охват и в меньшей степени деформирующие рынок), которые способствуют созданию равных условий на рынке труда. Среди вариантов такой альтернативной политики – программы страхования от безработицы (внедрение которых более вероятно в странах со средним уровнем жизни населения) и программы занятости на условиях низкой заработной платы (в идеале – с предоставлением гарантий занятости, но не достойного уровня жизни), которые можно с успехом осуществлять даже в бедных странах или штатах.
Товарные рынки.
Последствия мер, направленных на открытие товарных рынков какой-либо страны для свободной торговли – по крайней мере краткосрочные и среднесрочные – носят весьма разнородный характер. Они могут быть связаны с географическим положением - иллюстрацией служат последствия либерализации торговли в различных регионах Мексики.
Это указывает на важность взаимосвязи между внутренними товарными рынками и конфигурацией создаваемой инфраструктуры. Кроме того, нередко наблюдается их тесная зависимость от уровня квалификации рабочей силы на рынке труда. В последние двадцать лет во многих странах либерализация торговли (нередко происходившая одновременно со снятием барьеров для прямых иностранных инвестиций) сопровождалась ростом неравенства в доходах. Это в первую очередь характерно для стран со средним уровнем доходов, в частности для Латинской Америки.
Снятие барьеров для торговли часто приводит к всплеску спроса на высококвалифицированный труд в связи с проводимой компаниями модернизацией производственных процессов (экономисты называют это "модернизацией с акцентом на квалифицированный труд"). Если существующая институциональная среда не даёт работнику возможности свободно перейти на новое место работы, либо ограничивает доступ будущих поколений к образованию, такое развитие событий неблагоприятно скажется на социальной справедливости.
Макроэкономическая стабильность.
Известно, что при капитализме между порождающими несправедливость институтами и макроэкономическими кризисами существует двусторонняя взаимозависимость, последствия которой отрицательно сказываются в первую очередь на социальной справедливости и долгосрочном экономическом росте. Страны со слабыми и подконтрольными заинтересованным группам в большей степени подвержены макроэкономическим кризисам. От таких кризисов сильнее всего страдают бедные слои населения, не имеющие достаточных средств, чтобы противостоять потрясениям.
Кроме того, преодоление кризиса зачастую приводит к регрессу – в силу действия ряда факторов экономики, большинство из которых не учитывается при проведении традиционных обследований домохозяйств. В этом случае снижение доли трудовых доходов, по крайней мере людей занятых в официальном секторе экономики, когда прирост капитала у сумевших вывести деньги из страны и финансовая реструктуризация, часто не может спасти от долгов.
Расходы на такую реструктуризацию покрываются за счет повышения налогов и сокращения потребления в том или ином сочетании. Поскольку налоги, как правило, носят пропорциональный характер, а расходы, в конечном счете, зачастую – прогрессивный (в частности, в Латинской Америке), то более бедные группы населения несут непропорционально большую долю таких расходов на реструктуризацию. Кроме того, установлено, что высокая инфляция также отрицательно влияет на экономический рост, а ее воздействие носит регрессивный характер.
Забота о социальной справедливости должна в целом диктовать в высшей степени осмотрительную позицию в вопросах рационального макроэкономического управления и регулирования финансового сектора. Рано или поздно станет ясно, что популистская макроэкономическая политика вредна для экономического роста и социальной справедливости. Социально-экономическая политика может способствовать росту социальной справедливости, если она предполагает проведение антициклической налогово-бюджетной политики, создание системы социальной защиты до наступления кризиса, снижение объемов связанного с риском кредитования и оказание поддержки в ходе финансовой реструктуризации только мелким вкладчикам.
Но, как и при разработке социальной политики в других областях, эти меры должны опираться на институциональную структуру, при которой более свободные от политического влияния институты (например, независимые центральные банки и самостоятельные ведомства, регулирующие деятельность финансового сектора) сочетались бы с большей информированностью и свободой дискуссии в обществе.
Зависимость от мировой экономики.
Самым важным обстоятельством, предопределяющим возможность человека жить здоровой и продуктивной жизнью, является страна, в которой он родился. Масштабы социальной несправедливости в мире огромны. Возможность их сокращения зависит прежде всего от внутренней политики бедных стран – от ее влияния на экономический рост и развитие. Но можно принять меры глобального масштаба, которые позволят изменить внешние условия и усилить эффект внутренней политики. В этом смысле меры, принимаемые на мировом и национальном уровнях, дополняют друг друга.
Мы живем в интегрированном мире, где люди, продукты труда, товары, идеи и капиталы пересекают национальные границы. Собственно говоря, в большинстве рекомендаций в области экономической политики, которые давались бедным странам в последние несколько десятилетий, в том числе и Всемирным банком, подчеркивались преимущества участия в глобальной экономике. Однако условия глобальных рынков нельзя назвать справедливыми, а правила, по которым они функционируют, оказывают на развивающиеся страны очень непропорциональное отрицательное воздействие.
Эти правила – результат сложнейших переговорных процессов и роль развивающихся стран в них невелика. Более того, даже если бы на рынках отсутствовала дискриминация, то неравная обеспеченность ресурсами ограничивала бы способность бедных стран воспользоваться возможностями на глобальном уровне. Таким образом, чтобы создать для всех стран равные условия в сфере экономики и политики в мировом масштабе, необходимо сформулировать более справедливые правила функционирования мировых рынков, обеспечить более активное участие развивающихся стран в выработке глобальных норм и расширить содействие развитию и поддержанию ресурсов как бедных стран, так и бедных слоев населения.
Здесь приводятся отдельные свидетельства многообразных проявлений дискриминации на глобальных рынках труда, товаров, идей и капитала. Неквалифицированные рабочие из бедных стран, которые могли бы больше зарабатывать в богатых странах, сталкиваются с серьезными препятствиями при миграции. Производители сельскохозяйственной продукции, промышленных товаров и услуг из развивающихся стран сталкиваются с препятствиями при их реализации в развитых странах. Правовая охрана патентов ограничивает доступ бедных стран к новым разработкам (особенно лекарствам), а ведущиеся исследования ориентируются главным образом на заболевания, характерные для богатых стран.
Во время долговых кризисов инвесторы из богатых стран нередко добиваются для себя более выгодных условий. В большинстве случаев более справедливые правила принесли бы пользу гражданам как развитых, так и развивающихся стран.
Конечно, выгоды будут неодинаковыми для разных стран и рынков: по всей вероятности, они окажутся самыми ощутимыми там, где велик объем официальной миграции (и в выигрыше окажутся непосредственно сами мигранты), а выгоды от торговли, вероятнее всего, получат в основном страны со средним уровнем дохода, а не наименее развитые страны.
Здесь рассматриваются пути сокращения масштабов неравноправия на мировых рынках, в том числе обеспечение возможности увеличить объем временной миграции в страны ОЭСР, осуществление широкомасштабной либерализации торговли в рамках Дохийского раунда переговоров, предоставление бедным странам возможности использовать непатентованные лекарства и разработка финансовых стандартов, более подходящих для развивающихся стран.
Международные нормы, регулирующие функционирование глобальных рынков, являются результатом сложного процесса переговоров. В некоторых случаях, таких как международные пакты о правах человека, процесс подготовки документов воспринимается как справедливый. В других случаях процессы и результаты воспринимаются как несправедливые, даже если официальные нормы носят справедливый характер.
Например, во Всемирной торговой организации (ВТО) каждая страна имеет один голос и вправе заблокировать переговорный процесс. Но даже при этих условиях процессы в ВТО иногда воспринимаются как несправедливые, так как и в развитых, и в развивающихся странах исходное соотношение сил между интересами влиятельных деловых кругов и интересами общества складывается не в пользу последнего. Этот дисбаланс проявляется, например, в разном числе сотрудников штабквартиры ВТО в Женеве, представляющих каждую из ее стран¬. Расширение представительства бедных стран во всемирных учреждениях помогло бы усовершенствовать переговорный процесс и, возможно, выработать более справедливые правила.
Последствия совершенствования глобальных рынков по-разному сказываются на разных странах. Более крупные развивающиеся страны с высокими темпами роста извлекают значительные выгоды из либерализации мировой торговли, миграции и потоков капитала, что способствует сохранению ими устойчивых темпов роста (в то время как ориентированная на социальную справедливость внутренняя политика позволяет им одновременно поддерживать долгосрочный экономический рост и обеспечивать получение выгод от этого роста широкими слоями населения).
Страны с отсталой экономикой выиграют в краткосрочной перспективе гораздо меньше от либерализации мировых рынков и по-прежнему будут зависеть от получения внешней помощи. Для них крайне необходимы меры международного характера, компенсирующие неравномерность распределения ресурсов. Меры по наращиванию ресурсов принимаются главным образом самими странами и реализуются путем государственных инвестиций в развитие людских ресурсов, инфраструктуры и совершенствование управления.
Однако мировое сообщество может оказать поддержку внутренней политике, предоставляя ресурсы в форме помощи, которая не зачитывается в счет погашения долгов, а также инвестиций в глобальные общественные блага, прежде всего в общее достояние человечества.
Необходимо увеличить объемы помощи в соответствии с обязательствами, которые богатые страны приняли на себя в 2002 году на конференции в Монтеррее, и следует разработать конкретные планы, предусматривающие доведение объемов помощи до 0,7 процента валового национального дохода. Увеличение объемов помощи окажется целесообразным при условии, что такая помощь будет эффективно использоваться для устранения ограничений и ускорения темпов развития в странах ¬получателях этой помощи.
Повышения эффективности можно добиться, если в большей степени ориентироваться на конечные результаты, отказаться от практики предоставления помощи, связанной предварительными условиями, и постепенно передавать вопросы разработки и управления из рук доноров в руки получателей.
Предоставляемая помощь не должна расходоваться на уплату долга, и финансирование погашения долга должно производиться только за счет дополнительных ресурсов. В противном случае эффективность программ помощи может быть подорвана. Следует изучить возможности инновационных механизмов расширения помощи на цели развития, в том числе глобальных налогов и частных взносов.
Социальная справедливость и условия её развитие.
Выдвижение социальной справедливости в качестве главного условия развития основывается на важнейших концепциях развития, разработанных в последние 1000 лет, таких как роль рынков и развитие людских ресурсов, управление и расширение прав, свобод и возможностей, чтобы свести их все воедино. Необходимо отметить, что понятие социальной справедливости всегда оказывается в центре внимания разных социально-экономических форумов.
В докладе о развитии человеческого потенциала, а также в Программе развития Организации Объединенных Наций есть призыв способствовать выравниванию правил игры для развивающихся стран, как в политической, так и экономической сфере. Для этого рекомендовано способствовать интеграции двух основных направлений деятельности Всемирного банка – созданию благоприятного для инвестиций институционального климата и расширения прав и возможностей бедных слоев населения.
Если государственные институты будут защищать личные, политические и имущественные права и свободы всех без исключения, в том числе и тех, кто сегодня этих прав лишен, страны смогут привлечь более широкие круги инвесторов и фирм, использующих инновационные технологии, а также повысить эффективность услуг, предоставляемых всем своим гражданам. Бoльшая социальная справедливость может в долгосрочной перспективе стать залогом повышения темпов экономического развития общества.
Этому может способствовать и более справедливый характер международных отношений, и не в последнюю очередь выполнение международным сообществом обязательств принятых ООН. Ускорение темпов экономического роста и развитие людских ресурсов в более бедных странах играют важную роль в устранении несправедливости в мировом масштабе и достижении целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия.
Свидетельство о публикации №220122200762