Зыканов Иван Алексеевич
В РККА с февраля 1918 года.
Участвовал в гражданской войне.
Партизанил в районе между Орлом и Вяткой, воевал на советско-польском фронте.
Трижды был ранен: в щеку, живот и ногу.
После окончания войны служил четыре года на подводной лодке Черноморского флота*. Затем перешел в органы ГПУ, боролся с контрабандой, спекуляцией и саботажем на транспорте*. После этого работал директором завода в Коканде, вел борьбу с басмачеством в Средней Азии*.
В 1930 году перешел в авиацию. После окончания авиационной школы служил в авиационных частях.
В звании старшего лейтенанта командовал отрядом в 121-й истребительной авиационной эскадрилье 95-й истребительной авиационной бригады Закавказского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 14 января по 26 июля 1937 года в качестве командира эскадрильи истребителей И-15.
После возвращения из Испании получил звание майора, и был назначен командиром учебной эскадрильей 2-й военной школы летчиков-истребителей в Борисоглебске.
К тому времени имел налет 1.200 часов в воздухе.
В мае 1938 года был назначен командиром 12-го истребительного авиационного полка.
Участвовал в походе в Западную Украину и Западную Белоруссию в сентябре 1939 года.
В составе звена сбил 1 польский самолет.
«…Получив боевой приказ, летчики заняли места в своих машинах. Истребители поднялись в воздух и легли на боевой курс.
Неожиданно самолеты попали в грозу. Полил дождь. Положение становилось затруднительным. Продвигаться вперед трудно, но лететь назад, не выполнив боевого задания, нельзя. Командир-орденоносец тов. Зыканов решил обойти грозу.
Летчики вели машины точно по курсу. В 30-40 километрах от Тарнополя звено истребителей снизилось до 200 метров и, рассматривая местность, стало искать аэродромы противника.
- Вдруг мы заметили, что с аэродрома поднялся какой-то самолет, - рассказывает тов. Зыканов. - По опознавательным знакам мы установили, что это польская машина. Эге, думаю, не вовремя, милый, ты здесь поднялся! Когда я подошел к нему метров на 50, он открыл по моему самолету огонь. Я дал одну пулеметную очередь, вторую, третью. Польский самолет задымился и быстро пошел к земле. Продолжаю стрелять. Бомбардировщик противника врезался в землю. При посадке летнаб погиб, а летчик побежал к леску. Нет, не уйдешь! Дал по нему очередь и убил его.
Успешно выполнив боевое задание, звено возвратилось на свой аэродром…»
(Из газеты «Правда» 22 сентября 1939 года)
В 1940 году получил звание полковника
В августе 1940 года (мае 1941 года) был назначен командиром 14-й смешанной авиационной дивизии.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Воевал на Юго-Западном фронте. За три дня боев с 22 по 24 июня его дивизия потеряла в боях 68% своих самолетов, командир был отстранен от командования и отдан под суд.
12 февраля 1942 года за халатность в работе, что привело к большим потерям материальной части, был приговорен Военным трибуналом Приволжского Военного округа к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с отсрочкой до конца войны и был направлен в 3-ю запасную авиационную бригаду (учебно-тренировочную базу в Онеге).
Воевал на Карельском фронте с апреля 1942 года по ноябрь 1944 года.
С 11 марта по сентябрь 1943 года командовал 435-м истребительным авиационным полком.
К середине августа 1943 года произвел 62 боевых вылета, сбил 2 самолета.
Командовал 760-м истребительным авиационным полком, был лётчиком-инспектором 3-го гвардейского истребительного авиационного корпуса.
С января 1945 года был заместителем командира по летной подготовке 6-го запасного истребительного авиационного полка, а с марта 1945 года стал командовать этим полком.
После окончания войны служил в Киевском военном округе.
Летал на истребителях всех типов.
К июню 1945 года имел общий налет 2.482 летных часов.
5 августа 1946 года в звании полковника вышел в отставку.
Список известных воздушных побед И. А. Зыканова:
17.09.1939 1/3 ЛВС-3** Городенка в составе звена***
Награжден орденом Ленина (30.04.1947), двумя орденами Красного Знамени (27.06.1937****, 03.11.1944), орденом Отечественной войны 1-й степени (23.06.1945), орденом Отечественной войны 2-й степени (15.08.1943), медалями «За отвагу» (14.11.1938), «ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1938), «За оборону Советского Заполярья», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими.
Примечания:
* По своему характеру И. А. Зыканов был склонен к преувеличению своих заслуг и хвастовству, поэтому есть сомнения в действительности вышеперечисленных фактов, рассказанных им самим на страницах одной из газет.
** Самолет-разведчик ЛВС-3 из 24-й разведывательной эскадрильи (пилот подпоручик Соберальский, наблюдатель подпоручик Раношек). По другим данным это был самолет Люблин Р-8 из школы пилотов в Улеже, а экипаж состоял из пилота Станислава Горецки и двух механиков Яна Монеты и Франтишека Вавершиша.
*** Вместе с капитаном Фоминым и капитаном Солнцевым.
**** Орден имел порядковый № 1006.
Свидетельство о публикации №220122200774
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 22.12.2020 13:28 Заявить о нарушении
С дружеским приветом,
Олег Каминский 22.12.2020 20:36 Заявить о нарушении