14. 2 Цель символов и мифов

                Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского (слова Г.И Гурджиева):

(стр. 351) «Уже было сказано, что в высших состояниях человеческого сознания работают высшие психические центры – «высший мыслительный» и "высший эмоциональный». Цель «мифов» и «символов» заключалась в том, чтобы, воздействуя на высшие центры человека, передать ему недоступные интеллекту идеи – причём в таких форма, которые исключали бы возможность неправильных толкований».

                В аллегорической форме? Но её нужно уметь разгадывать. А этому надо учить с детства.

««Мифы» предназначались для высшего эмоционального центра, а "символы" для высшего мыслительного».

                То есть, читая мифы человек, сопереживая с героями, воспитывал бы в себе высшие чувства души. А разгадывая символы, развивал свой разум.

«В силу этого обстоятельства все попытки понять или объяснить «мифы» и «символы» умом, с помощью формул и выражений, которые суммируют их содержание, заранее обречены на неудачу.   Всегда можно понять что-либо, однако, только при посредстве соответствующего центра. Но подготовку к принятию идей, принадлежащих объективному знанию, следует производить в сфере обычного ума – лишь надлежащим образом подготовленный ум может передать эти идеи высшим центрам, не вводя в них чуждые элементы.

Символы, употреблявшиеся для передачи идей объективного знания, включали диаграммы основных законов вселенной: они не только передавали знания, но и указывали пути к нему. Изучение символов, их построения и значения составляло важную часть подготовки к обретению объективного знания и само по себе являлось проверкой, ибо буквальное и формальное понимание символов делало невозможным дальнейшее получение  знаний.

Символы делились на основные и подчинённые; первые выражали собой принципы отдельных областей знания; вторые – природу сущности явлений в их отношении к единству.

 Среди формул, сводящих воедино содержание многих символов, одна имела особое значение, а именно формула «как вверху, так и внизу», взятая из «Изумрудной скрижали» Гермеса Трисмегиста. Эта формула утверждает, что все законы космоса можно обнаружить в атоме или в другом явлении, существующем как нечто целое, согласно известным законам. Тот же смысл заключён в аналогии между микрокосмом, или человеком, и макрокосмом, вселенной. Основные законы триад и октав проникают собой всё, и их следует изучать одновременно в мире и в человеке. Но по отношению к самому себе человек является более близким объектом изучения и познания, нежели мир явлений за его пределами. Поэтому, стремясь к познанию вселенной, человек должен начать с изучения самого себя, с понимания основных законов в самом себе.

С этой точки зрения другая формула – «Познай самого себя!» - полна особенно глубокого смысла и является одним из символов, ведущих к познанию истины. Изучая мир и его законы, человек изучает себя, а изучая себя, изучает мир. В этом смысле каждый символ учит нас чему-то о самих себе.

К пониманию символов можно подойти следующим образом. Изучая феноменальный мир, человек, прежде всего, видит во всём проявление двух принципов, один из которых противоположен другому; эти принципы в соединении или в противоположности дают тот или иной результат, то есть отражают существенную природу принципов, создавших их. Это проявление великих законов двойственности и троичности человек видит одновременно в космосе и в самом себе.

Но по отношению к космосу он всего-навсего зритель, который видит только поверхность явлений, движущихся в разных направления, хотя ему кажется, что они движутся только в одном направлении. По отношению к самому себе его понимание законов двойственности и троичности может вылиться в практическую форму, а именно: поняв эти законы в самом себе, он может, так сказать, свести проявление законов двойственности и троичности к постоянной линии борьбы с самим собой на пути к самопознанию. Этим он вводит линию воли, во-первых, в круг времени, а потом и в цикл вечности, завершение чего создаст в нём великий символ, известный под названием печать Соломона.

Передача значения символов человеку, не достигшему понимания их в самом себе, невозможна. Это звучит парадоксально, но значение символа и раскрытие его сущности даётся только тому, кто, так сказать, уже знает, что содержится в этом символе; лишь такой человек способен это понять. А затем символ становиться для него синтезом его знаний, и служит для выражения и передачи его знания точно так же, как он служил человеку, который его создал».


Рецензии