Педагогика хирурга Пирогова

Немногим известно, что Николай Иванович Пирогов (1810-1881) прославился не только как выдающийся хирург и общественный деятель, ещё он оставил очень заметный след в развитии российского народного образования и отечественной педагогики. Причём Пирогов сам являлся живым примером своих педагогических теорий - по складу характера был не столько эмпириком, сколько идеалистом, а потому противником «специализма» в школьном образовании. Именно благодаря Николаю Ивановичу пренебрежение гуманитарным образованием (думается, особенно историческим и литературным), а также начальным воспитанием, развивающими в его понимании «внутреннего человека», ещё почти два века назад считалось пагубным.

Биограф Н.И. Пирогова Серафим Степанович Старосивильский писал: «Пирогов был анатом и хирург, учился над трупами, но в то же время он был идеалист и принимал к сердцу всё человеческое. Он постоянно расширял и углублял круг своего общего образования, задавал себе философские вопросы о жизни, анализировал действительную жизнь и убедился, что его стремления не удовлетворяются этой жизнью… Он сам признавался, как трудно совершался в нём этот душевный процесс, когда половина жизни была пройдена. Этот усиленный труд над самим собою и объясняет нам тот неожиданный переход, который Пирогов сделал от поприща хирурга к поприщу педагога».

Во время осады Севастополя в 1854 году Николай Иванович по личной инициативе во главе общины «сестёр милосердия» отправился на фронт, где провёл тысячи операций. Участие в Крымской войне с особой силой показало ему пороки, разъедавшие российскую государственную машину. Один из важнейших источников этого он видел в «вопиющих» недостатках системы образования и воспитания.

Результатом его размышлений по этим вопросам явилась статья «Вопросы жизни», опубликованная в 1856 году в «Морском сборнике». Она поразила всех — и светлостью взгляда, и благородным направлением мысли автора, и пламенной, живой диалектикой, и художественным представлением затронутого вопроса. Выдвинутый Пироговым принцип воспитания прежде всего человека в человеке К.Д. Ушинский рассматривал не только как философский принцип, но и как «требование здравой педагогики, основанной на психологии» и считал, что в этой статье «более, чем в какой-либо другой, высказывается, что побудило знаменитого хирурга выйти на педагогическое поприще».

Передовые идеи об общечеловеческом воспитании, изложенные в статье «Вопросы жизни», обратили на себя общественное внимание и принесли имени автора широкую известность. После её выхода Н.И. Пирогова назначают попечителем Одесского учебного округа. На этой должности он находился всего два года, во время которых старался повысить значение педагогических советов в гимназиях, вселял педагогам мысль о гуманном отношении к ученикам, подготовил открытие Одесского университета. Генерал-губернатор Одессы заподозрил Пирогова в подрыве авторитета власти и свободомыслии, поэтому его перевели на аналогичную должность в Киев. Здесь он не переставал улучшать работу школ, поощрял методические изыскания преподавателей, рекомендовал им посещать уроки коллег, реализовал в гимназиях внеклассные литературные беседы и всячески способствовал открытию одной из первых школ воскресного обучения для взрослых.

В 1861 году Николай Иванович был уволен с должности попечителя Киевского учебного округа и назначен на должность руководителя студентов, готовящихся к профессуре заграницей. Ещё через пять лет его лишают и этой должности, и Пирогов отправляется в отставку в своё имение...

Н.И. Пирогов опубликовал более 50 работ на педагогические темы. Он был разносторонним человеком и свои мысли выражал также и в стихах…

К.Д. Ушинский писал: «Нам нужен человек, пример которого увлекал бы нас, жизнь которого служила бы для нас великим образцом: а другой такой жизни, какова жизнь Н.И. Пирогова, мы не знаем в России, да и у других народов таких жизней не много… Н.И. Пирогов не только возбуждает в нас желание деятельности на пользу общественную, но и рождает твёрдую уверенность в том, что эта деятельность не пропадёт даром. Народ, из среды которого выходят такие личности, какова личность Н.И. Пирогова, может с уверенностью глядеть на свою будущность».

Мысли, изложенные в знаковой статье Николая Ивановича Пирогова «Вопросы жизни», и сейчас чрезвычайно актуальны для отечественной системы образования, в которой присутствуют различные типы и виды школ, в том числе элитарных, где зачастую не всегда оправданно «увлекаются» довольно ранним «уклоном» в сторону профильного (и даже профессионального) обучения, а не формированием мировоззрения – внутренней сущности растущего человека. Хотелось бы познакомить с этими полезными мыслями (в сокращении), снабдив для удобства собственными подзаголовками.

«СДЕЛАТЬ ЛЮДЬМИ»

«…Как бы ни была велика масса людей, следующих бессознательно данному обществом направлению, как бы мы все ни старались для собственного блага приспособлять свою самостоятельность к этому направлению, всегда останется ещё много таких из нас, которые сохранят довольно сознания, чтобы вникнуть в нравственный свой быт и задать себе вопросы: в чем состоит цель нашей жизни? Каково наше назначение? К чему мы призваны? Чего должны искать мы?

«Сделать нас людьми», т.е. тем, чего не достигнет ни одна наша реальная школа в мире, заботясь сделать из нас, с самого нашего детства, негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов...

Человеку не суждено и не дано столько нравственной силы, чтобы сосредоточивать всё своё внимание и всю волю в одно и то же время на занятиях, требующих напряжения совершенно различных свойств духа.

Погнавшись за двумя зайцами, ни одного не поймаешь.

РЕАЛЬНЫЕ  ШКОЛЫ

На чём основано приложение реального воспитания к самому детскому возрасту?

Одно из двух: или в реальной школе, назначенной для различных возрастов (с самого первого детства до юности), воспитание для первых возрастов ничем не отличается от обыкновенного, общепринятого; или же воспитание этой школы с самого его начала и до конца есть совершенно отличное, направленное исключительно к достижению одной известной, практической цели.

В первом случае нет никакой надобности родителям отдавать детей до юношеского возраста в реальные школы, даже и тогда, если бы они во что бы то ни стало, самоуправно и самовольно назначили своего ребёнка еще с пелёнок для той или другой касты общества.

Во втором случае, можно смело утверждать, что реальная школа, имея преимущественной целью практическое образование, не может в то же самое время сосредоточить свою деятельность на приготовлении нравственной стороны ребёнка к той борьбе, которая предстоит ему впоследствии при вступлении в свет.

Да и приготовление это должно начаться в том именно возрасте, когда в реальных школах всё внимание воспитателей обращается преимущественно на достижение главной, ближайшей цели, заботясь, чтобы не пропустить времени и не опоздать с практическим образованием. Курсы и сроки учения определены. Будущая карьера резко обозначена. Сам воспитанник, подстрекаемый примером сверстников, только в том и полагает всю свою работу, как бы скорее выступить на практическое поприще, где воображение ему представляет служебные награды, корысть и другие идеалы окружающего его общества.

ВНУТРЕННИЙ  ЧЕЛОВЕК

Отвечайте мне, положа руку на сердце, можно ли надеяться, чтобы юноша в один и тот же период времени изготовлялся выступить на поприще, не самим им избранное, прельщался внешними и материальными выгодами этого, заранее для него определенного, поприща и вместе с тем серьёзно и ревностно приготовлялся к внутренней борьбе с самим собою и с увлекательным направлением света?

Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку; наружный успеет еще действовать; он, выходя позже, но управляемый внутренним, будет, может быть, не так ловок, не так сговорчив и уклончив, как воспитанники реальных школ; но зато на него можно будет вернее положиться; он не за своё не возьмётся.

Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы; а главное, у вас будут люди и граждане.

ВОПИЮЩИЕ  КРАЙНОСТИ

Значит ли это, что я предлагаю вам закрыть и уничтожить все реальные и специальные школы?

Нет, я восстаю только против двух вопиющих крайностей.

Для чего родители так самоуправно распоряжаются участью своих детей, назначая их, едва выползших из колыбели, туда, где по разным соображениям и расчётам предстоит им более выгодная карьера?

Для чего реально-специальные школы принимаются за воспитание тех возрастов, для которых общее человеческое образование несравненно существеннее всех практических приложений?

Кто дал право отцам, матерям и воспитателям властвовать самоуправно над благими дарами творца, которыми он снабдил детей?

Кто научил, кто открыл, что дети получили врождённые способности и врожденное призвание играть именно ту роль в обществе, которую родители сами им назначают? Уже давно оставлен варварский обычай выдавать дочерей замуж поневоле, а невольный и преждевременный брак сыновей с их будущим поприщем допущен и привилегирован; заказное их венчание с наукой празднуется и прославляется, как венчание дожа с морем!

И разве нет другого средства, другого пути, другого механизма для реально-специального воспитания? Разве нет другой возможности получить специально-практическое образование, в той или другой отрасли человеческих знаний, как распространяя его на счёт общего человеческого образования?

Вникните и рассудите, отцы и воспитатели!

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ

В различных странах по мере временных, иногда случайных надобностей возникало и усваивалось более, то университетское, или общечеловеческое, то прикладное, или специальное, направления воспитания.

Но, ни одно образованное правительство, как бы оно, ни нуждалось в специалистах, не могло не убедиться в необходимости общечеловеческого образования. Правда, в некоторых странах университетские факультеты почти превратились в специальные училища; но нигде ещё не исчезло совершенно их существенное и первобытное стремление к главной цели - общечеловеческому образованию.

Имея в виду этот прямой, широко открытый путь к «образованию людей», для чего бы, казалось, им не пользоваться?

Для чего бы не приспособить его ещё лучше к вопиющим потребностям настоящего?

Для чего не расширить и не открыть его ещё более для нас, столь нуждающихся в истинно человеческом воспитании?

Но общечеловеческое воспитание не состоит ещё в одном университете; к нему принадлежат и приготовительно-университетские школы, направленные к одной и той же благой и общей цели, учреждённые в том же духе и с тем же направлением.

Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми.

Поэтому все до известного периода жизни, в котором ясно обозначаются их склонности и таланты, должны пользоваться плодами одного и того же нравственно-научного просвещения. Недаром известные сведения исстари называются: humaniora, т. е. необходимые для каждого человека. Эти сведения, с уничтожением язычества, с усовершенствованием наук, с развитием гражданского быта различных наций, изменённые в их виде, остаются навсегда, однако же, теми же светильниками на жизненном пути и древнего, и нового человека.

УДОБНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ

Итак, направление и путь, которым должно совершаться общечеловеческое образование для всех и каждого, кто хочет заслужить это имя, ясно обозначено.

Оно есть самое естественное и самое непринуждённое.

Оно есть и самое удобное и для правительств, и для подданных.

Для правительств, потому что все воспитанники до известного возраста будут образоваться, руководимые совершенно одним и тем же направлением, в одном духе, с одной и той же целью; следовательно, нравственно-научное воспитание всех будущих граждан будет находиться в одних руках. Все виды, все благие намерения правительств к улучшению просвещения будут исполняться последовательно, с одинаковой энергией и одноведомственными лицами.

Для подданных, потому что все воспитанники до вступления их в число граждан будут дружно пользоваться одинаковыми правами и одинаковыми выгодами воспитания.

Это тождество духа и прав воспитания должно считать выгодным не потому, что будто бы вредно для общества разделение его на известные корпорации, происходящие от разнообразного воспитания.

Нет, напротив, я вижу в поощрении корпорации средство: поднять нравственный быт различных классов и сословий, вселить в них уважение к их занятиям и к кругу действий, определённому для них судьбой. Но чтобы извлечь пользу для общества из господствующего духа корпораций, нужно способствовать к его развитию не прежде полного развития всех умственных способностей в молодом человеке. Иначе должно опасаться, что это же самое средство будет и ложно понято и не кстати приложено.

НЕОБХОДИМОСТЬ  СПЕЦИАЛЬНЫХ  ШКОЛ

Есть, однако же, немаловажные причины, оправдывающие существование специальных школ во всех странах и у всех народов.

Сюда относится почти жизненная потребность для некоторых наций в специальном образовании граждан по различным отраслям сведений и искусств, самых необходимых для благосостояния и даже для существования страны, и именно когда ей предстоит постоянная необходимость пользоваться как можно скорее и как можно обширнее плодами образования молодых специалистов.

Но, во-первых, нет, ни одной потребности, для какой бы, то, ни было страны более существенной и более необходимой, как потребность в истинных людях. Количество не устоит перед качеством. А если и превозможет, то всё-таки рано или поздно подчинится непроизвольно, со всей его громадностью, духовной власти качества.

Это историческая аксиома.

Во-вторых, общечеловеческое, или университетское, образование нисколько не исключает существования таких специальных школ, которые занимались бы практическим, или прикладным, образованием молодых людей, уже приготовленных общечеловеческим воспитанием.

ЗНАЧЕНИЕ  ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ

А специальные школы и целое общество несравненно более выиграют, имея в своём распоряжении нравственно и научно в одном духе и в одном направлении приготовленных учеников.

Учителям этих школ придётся сеять уже на возделанном и разработанном поле. Ученикам придётся легче усваивать принимаемое. Наконец, развитие духа корпораций, понятие о чести и достоинстве тех сословий, к вступлению в которые приготовляют эти школы, будет и своевременно, и сознательно для молодых людей, достаточно приготовленных общечеловеческим воспитанием.

Да и какие предметы составляют самую существенную цель образования в специальных школах?

Разве не такие, которые требуют для их изучения уже полного развития душевных способностей, телесных сил, талантов и особого призвания?

К чему же, скажите, спешить так и торопиться со специальным образованием? К чему начинать его так преждевременно?

К чему променивать так скоро выгоды общечеловеческого образования на прикладной, односторонний специализм?

Я хорошо знаю, что исполинские успехи наук и художеств нашего столетия сделали специализм необходимой потребностью общества; но в то же время никогда не нуждались истинные специалисты так сильно в предварительном общечеловеческом образовании, как именно в наш век.

Односторонний специалист есть или грубый эмпирик, или уличный шарлатан…»

Декабрь 2020 г.

НА ФОТО - картина художника А. Сидорова "Н.И. Пирогов и К.Д. Ушинский в Гейдельберге".


Рецензии
Понимаете, а я ведь тоже не знал про педагогические взгляды Пирогова. Необычно читать. Мне однозначно интересна новая информация. И выдержки из его педагогического труда тоже. Почему его идеи не внедряют в современную систему образования? Вопрос риторический...
Что касаемо Вашей формы подачи материала - все "плюсы" я сказал уже в предыдущей рецензии. Не добавить - не убавить) Я сегодня краток и некритичен, как никогда)
Однозначно - Ваши педагогические очерки просятся на печать!
Хочется Вас поблагодарить за содержательные и нужные материалы.
А также пожелать Вам крепкого здоровья, различных приятностей в жизни и любимом писательском деле, успехов и удач!
До свидания. Надеюсь, не такого долгого, как было)
С уважением, Ваш


Критик 4   16.04.2021 15:35     Заявить о нарушении
Рад Вас был просветить;)
Ещё раз большое спасибо за поддерживающие отзывы. Подробные, как всегда.
Ваши бы слова редакторам в уши;)
Желаю Вам также здоровья, счастья и такой же некритичности всегда!
До свидания.
С уважением,

Дмитрий Анатольевич Овчинников   24.04.2021 20:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.