Черный лес рус
Отец его служил в лисовчиках под командованием Полковника Александра Лисовского. Получив ранение в битве у Медвежьего брода, вернулся домой в поместье неподалёку от Изяслава. Дела у него шли не очень хорошо, и ногу пришлось отнять. Не прожив затем и года, шляхтич умер, оставив вдову с тремя детьми на милость Бога.
Без хозяина поместье быстро пришло в упадок, и к тому времени, как дети подросли, делить уже было нечего. Старший брат Михаила унаследовал поместье с обязанностью присматривать за матерью, сестра вышла замуж, получив в приданное те немногие деньги, что у них были отложены. Младший из детей вдовы, Михаил, пошёл в управляющие к богатому соседу.
За дело он взялся с охотой: осматривал поля, назначал крестьянам работу и проверял выполнение. Как-то на Сёмухи назначил покосить луговину на краю Черного леса, а проверить всё не было времени. Опомнился, когда пастухи погнали домой коров.
- Эх, - махнул рукой Михаил, - до заката время еще есть. Гляну одним глазком и сразу обратно. Дорогу знаю, не заплутаю.
Сел на коня и поехал к Черному лесу. Разное говорили мужики про этот лес. Одни сказывали, что видели там лешего в окружении зверей, другие встречали волколаков, были они крупнее и быстрее обычных волков, третьи говорили про русалок. В мужицкие байки Михаил не верил, но оставаться на ночь в тёмном, мрачном лесу совсем не хотелось.
Луговину мужики покосили, и за день сено даже успело подвять. Управляющий внимательно всё оглядел, не осталось ли огрехов. Прошёл вдоль лесной опушки и уже, было, повернул домой, как неожиданно услышал в лесу смех и девичьи голоса.
Любопытствуя, шляхтич привязал коня к ближайшему дубку и зашёл в лес. Сначала ничего не было видно и некоторое время Михаил шёл, петляя, узенькой заячей тропкой. Потом снова услышал смех и голоса. Справа, совсем рядом. Раздвинул рукой кусты орешника, глядь, на поляне русалки мелькают. Сами нечёсаные, бледные, без одежды. Две ходят по поляне и вроде как лекарственные травы собирают. Две другие на ветвях сидят, длинные светлые волосы расчёсывают. Та, что на ветке пониже, вдруг как глянет в глаза Михаилу и говорит:
- Иди к нам, шляхтич, покачаемся.
А сама рукой манит его, так ласково, но настойчиво, словно бычка на веревке тянет. Михаил и не заметил, как ноги привели его к русалке.
- Садись рядом, - показала рукой девушка.
Шляхтич присел на ветку и поднял глаза на лесовицу. Она отвела в сторону руку с костяным гребнем, словно приглашая полюбоваться. Глянул Михаил в зеленые глаза и пропал.
- Ну что же ты? – улыбнулась девушка. – Покачай меня, раз пришёл.
Словно в тумане, поднялся он и стал раскачивать ветку с русалкой.
- Ещё! – кричала девушка. – Ещё!
И всё выше, выше взлетали её тонкие лодыжки, всё ниже, ниже падало сердце шляхтича.
- Стой! – крикнула лесовица и спрыгнула на землю прямо перед ним. Покачнулась, пытаясь удержать равновесие, и вдруг обвила руками его за шею. Зелёные глаза русалки, казалось, прожигали его насквозь.
- Только не смей трогать моё сердце, - проговорила девушка, - если не хочешь там остаться…
Она отпустила руки и засмеялась, отпрянула, закружила в радостном танце. Следом за ней, тоже смеясь, русалки одна за другой присоединились к подруге. Собрались в хоровод, протанцевали несколько раз перед шляхтичем и пропали в сумерках.
Некоторое время Михаил стоял в каком-то изумлении, потом тряхнул головой, прогоняя наваждение, и побрел в темноте к привязанному коню.
Два дня после встречи с русалками ходил шляхтич сам не свой и не находил себе места. Наконец решил снова наведаться к лесовицам.
Где-то на середине дороги он стал подгонять коня. Мысль о том, что можно опоздать и из-за этого не увидеть его русалку, казалась невыносимой.
Черный лес встретил Михаила молчанием. Привязывая коня, он подумал, что надо будет прислать мужиков, чтобы убрать сено. Вот прямо завтра с утра.
Прошел в лес. Здесь было тихо. Дневная жара только начала уходить, и ни русалок, ни птиц не было слышно. Не зная, где искать, Михаил отправился вглубь леса. Вышел на поляну, где видел лесовиц в прошлый раз. Вот и берёза, на которой сидели девушки. С грустью шляхтич коснулся той ветки, где сидела русалка. Постоял немного, потом слегка покачнул ветку и снова подумал о взлетающих лодыжках. Куда теперь?
В размышлениях пошел в ту сторону, куда в прошлый раз скрылись лесовицы. Брёл наугад, пока не приметил возле маленькой лужи отпечаток девичьей ноги. Продолжил путь, больше полагаясь на слух и чутьё, чем на зрение.
Через несколько минут он заметил тропинку, а потом снова услышал смех и девичьи голоса. Обрадованный, поспешил вперёд. Тропинка вывела Михаила к лесному озеру. Русалки плескались в воде, совершенно не обращая внимание на окружающее.
Спрятавшись за дерево на берегу, шляхтич во все глаза смотрел и не мог наглядеться на играющих девушек. Он стоял, не замечая, что солнце уже начало садиться, и по воде побежали длинные тени. Он бы так и дальше стоял, как вдруг что-то сильно толкнуло его в спину. Он покачнулся и свалился в озеро. Прямо в одежде. Словно сам лес сжался в пружину и, разжимаясь, вытолкнул Михаила на показ.
С визгом русалки бросились в разные стороны, потом обернулись.
- Гляди, Навка, это ж твой шляхтич. Пришёл-таки…
Со смехом девушки бросились обратно к парню, закружили, стали плёскать водой, в восемь рук снимать с него одежду.
- Зачем же ты одежду не снял? - улыбаясь, спросила Навка и на мгновение прижалась губами к его губам.
Тут же отпрянула и следом за ней бросились врассыпную русалки.
- Лови нас, лови… - зазвучали со всех сторон девичьи голоса.
Бросился шляхтич в одну сторону, в другую, и не заметил, как наступила ночь. Что было дальше, никому не ведано.
Сказывали только, что утром отправил помещик мужиков искать управляющего. Искали они, искали, весь лес обошли, озеро неводом прочесали, да так его и не нашли. Сгинул где-то, пропал в русалочьих играх…
- Ну, пошла!.. – возничий легонько хлестнул поводьями подуставшую лошадь. Немного помолчал, задумавшись, потом добавил: - Уж больно они на парней падки, прямо спасу нет, если один…
Свидетельство о публикации №220122301021