Александровская слобода Ивана Грозного

  Моего отца, Николая Семёновича Подымова, после окончания им ЛИЖТа (Ленинградского института железнодорожного транспорта) в 1960 году назначили начальником Алексадровской дистанции пути (ПЧ11). Таким образом, я и попал в город Александров и впервые узнал, что отсюда, из Александровской слободы в 16 веке царствовал Иван Грозный. В шестидесятые, семидесятые  годы 20 века это  крупный железнодорожный узел. Предприятия: АРЗ, Искож, Фабрика Калинина, АЗПП, ВНИСИМС. Проживая в Александрове всю сознательную жизнь, я всё время пытался узнать, как можно больше о разных периодах жизни нашего города, его историческом прошлом, а именно, о временах правления первого русского царя Ивана Грозного. Помню, в детстве всё мечтал раскрыть тайну богатейшей библиотеки Ивана Грозного.
Моё мнение - тщетно её искать в виде клада под землёй. Наиболее вероятно она сплыла на Запад в начавшуюся смуту начала 17 века (проводя аналогию нынешней российской смуты конца 20-го века и той, 17-го). Скорее всего, версию о  библиотеке, зарытой в землю, выдвинули  сами «западнтки» для отвода глаз. Благо земли в России достаточно, вот периодически и копают легендарную  библиотеку несколько столетий…
Образ Ивана Грозного,  его трактовка на официальном уровне с годами всё больше расходилась с моим внутренним ощущением, что что-то здесь не так. В советский период, понятно, самодержавие осуждалось, кроме, пожалуй, Петра 1 (кстати, западника). Но и при правлении династии Романовых к Ивану Грозному, крайне отрицательное отношение. Так вот, сравнивая итоги правления Петра 1 и Ивана Грозного, приходишь в недоумение. По большому счёту, при Иване Грозном население России возросло на 40%, территория на 100%, а при Петре  убыло на 40%  ввиду тяжелейших условий жизни  (налоги, амбициозные проекты, требующие  колоссального напряжения сил народа). Вот картина Репина «Иван Грозный убивает сына». Что подтолкнуло автора полотна на такую тему, уж, не по заказу ли старался. Нигде нет доказательств, даже намёков подобного деяния. В летописях царевич умер от неизлечимой болезни, а факт убийства придуман западниками. А что для русского православного человека означает преступление – сыноубийство? Налицо очернение, демонизация образа царя на все времена. Все дошедшие сведения  эпохи правления Ивана Грозного это западные источники, авторы которых унесли ноги от возмездия за предательство или подрывную деятельность, т.е. были истинными врагами царя и настоящими русофобами. В тоже время методично уничтожались  документы, объективно отображающие деятельность Ивана Грозного. Всё дело в смене династий во времена смуты начала 17 века, когда была посажена на престол прозападная династия Романовых, вместо традиционно ориентированной династии Рюриковичей. Крепко искоренял  «жидовствующих»*, западников православный царь. По современным понятиям борьба велась с западными агентами влияния, «пятой колонной» английского, польско-литовского пошива, с раскольниками православной церкви, носителями  «ереси жидов», противниками усиления и объединения русских земель. Все они были и при дворе, в боярстве, среди торгашей. И особенно много их было в вольных городах Псков, Новгород, Торжок, готовых присягнуть Литве. Все это и побудило Ивана Грозного оставить Москву (змеюшник) и укрыться в Александровской слободе, окружив себя преданными людьми  опричниками (спецназом 16 века.) Видно так придавил хвост недругов объединения и укрепления России, что почти 500 лет ему это не могут простить; малевали и малюют его извергом рода человеческого, ссылаясь на западные источники. Чаще, чаще оглядывайтесь в зеркало, господа просвещенной Европы, вы увидите такое «мурло» вашей истории!!! Куда там русскому царю. В то время в Европе – за бродяжество в Англии повесили 100 тыс. человек. Во Франции за одну ночь убили 40 тыс. протестантов-гугенотов, в Германии 30 тыс. крестьян во время народных волнений.
В 90 годах 20 века, проведя исследования останков царской семьи Ивана Грозного современными методами, был обнаружен уровень ртути, намного превышающий норму и доказывающий, что травили не только царя, но и его жён, потомство, всю династию первого царя. И даже после смерти Ивана Грозного травля, теперь уже информационная не прекращается до сих пор.
В настоящее время в городе Александрове в 2017 году планировали установку  памятника  Ивану Грозному, который по непонятным причинам простоял менее суток. Уж не по той же причине сорвали мероприятие враги России. Статья моя, экскурс – отклик на это событие. В моей скромной работе я постарался из источников на основе документов и объективной оценки воссоздать  историческую обстановку того времени, её сложность, судьбоносность и образ Ивана Грозного, наиболее совпадающий с моим представлением о нём. Итак.
Царь Иван Грозный родился в 1530 году. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие. Иван рано осиротел, на четвёртом году лишился отца, а на восьмом потерял и мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и всю жизнь сохранилось чувство сиротства, заброшенности, одиночества, о чём он твердил при всяком случае: «родственники мои не заботились обо мне». Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера. Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, Иван рано усвоил себе привычку ходить, оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нём подозрительность, которая с годами превратилось в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием в детстве стесняли во всём, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чём воли не давали, всё заставляли делать насильно и не по возрасту. Его ласкали как государя и оскорбляли как ребёнка. Но в обстановке, в какой шло его детство, он не всегда мог тотчас и прямо обнаружить чувство досады или злости, сорвать сердце. Эта необходимость сдерживаться, дуться в рукав, глотать слёзы питало в нём раздражительность и затаённое, молчаливое озлобление против людей, злость со стиснутыми зубами. Горечь, с какой Иван вспоминал об этом 25 лет спустя, даёт почувствовать, как часто и сильно его сердили в детстве. Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос Иван, были первыми политическими его впечатления. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность. Иван рано привык думать, что окружён только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность высматривать, как плетутся вокруг него бесконечные козни, заговоры, смута. Все усилия его бойкого ума были обращены на грубое чувство самосохранения. Как все люди, слишком рано начавшие борьбу за существование, Иван взрослел быстро. В 17-20 лет он уже поражал окружающих непомерным количеством пережитых впечатлений и передуманных мыслей, до которых его предки не додумались и в зрелом возрасте. Иван – один из лучших московских ораторов и писателей своего времени. Минуты усиленной работы ума и чувства сменялись полным упадком сил, и тогда от всего его остроумия не оставалось и простого здравого смысла. Быстро перегорая, такие люди со временем, когда в них слабеет возбуждаемость, прибегают к искусственному средству, к вину, и Иван в годы опричнины не чуждался этого средства.
Иван Грозный был первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия - «мы смиренный Иоанн, и великий князь всея Руси по Божию изволению, а не по многомятежному человеческому хотению». В молодости, начав править государством, царь с избранными своими советниками повёл смелую внешнюю и внутреннюю политику. Целью её было, с одной стороны, добиться берега Балтийского моря и войти в непосредственные торговые и культурные сношения с Западной Европой. А с другой – привести в порядок законодательство и устроить областное управление, создать местные земские миры и призвать их к участию не только в местных судебно-административных делах, но и в делах центральной власти. Удалив от себя «добрых» советников, он отдался одностороннему направлению своей мнительной политической мысли, везде подозревавшей козни и крамолы, и неосторожно возбудил старый вопрос об отношении государя к боярству – вопрос, который он не в состоянии был решить, и которого поэтому не следовало было возбуждать. Дело заключалось в исторически сложившемся противоречии, в несогласии правительственного положения и политического настроения боярства с характером власти и политическим самосознанием московского государя.
3 декабря 1564 года царь Иван Грозный (34 лет от роду) вместе с царицей Марьей и детьми отправился праздновать Николин день в подмосковное село Коломенское. Однако этот выезд на богомолье отличался от обычных и привычных для москвичей выездов.
- Подъём же его не таков был, - по словам летописи, - «яко же прежде того езживал по монастырям молитеся». Он настораживал своей угрюмой торжественностью. На многочисленные возы царского поезда были нагружены «иконы, кресты, златом и каменеем другим украшенные, и суды златые и серебряные… и платие, и деньги» Избранные бояре, дворяне и приказные люди сопровождали царя вместе со своими жёнами и детьми. Охранял выезд особый отряд дворян и детей боярских, «выбором изо всех городов», полностью экипированный и вооружённый. Неожиданно начавшаяся распутица (оттепель) задержала царский поезд в Коломенском. Тем не менее, 21 декабря царь отпраздновал память митрополита Петра в Троицком монастыре, а оттуда переехал в Александровскую слободу. Лишь 3 января 1565 года в Москву был отослан Константин Поливанов – впоследствии видный опричник – с грамотой к митрополиту Афанасию и списком, в коем «писаны измены боярския и воеводския, и всяких приказных людей». Последнее заканчивалось словами, разъясняющими причину отъезда: «Нехотя их многих изменных дел терпети, оставил своё государство и поехал, где вселитися идеже его, государя, Бог наставит» В специальной грамоте, обращённой к чёрному люду, Грозный писал, что «гневу на них и опалы никакой нет».
Отъезд царя был хорошо рассчитанным политическим шагом и имел далеко идущие последствия. Задумывая свои реформы, Грозный прекрасно понимал, что бороться с крупным боярством, стремившимся по старой феодальной традиции к ограничению самодержавия, прибывая в их среде и в их окружении, не только трудно, но и опасно. Поэтому ещё загодя, с 1560 года, царь стал подбирать себе покорных приверженцев и приводить их к определённой присяге. Так в недрах старого государева двора стал образовываться отряд особо преданных ему людей, по словам А. Курбского, «сатанинский полк» - ядро будущих опричников.
Перебравшись в Александровскую слободу, окружённый преданными сподвижниками, царь получил свободу действий. В развернувшийся борьбе со старым боярством «месяц недоумений» (с 3 декабря по 3 января) сыграл значительную роль. В течение этого срока москвичи оставались в полном неведении относительно дальнейших действий царя. Не передав кому-либо полномочий по ведению дел в его отсутствие, царь тем самым породил определённую смуту в государственном аппарате. «Все приказные люди, приказы государския отставиша», - красочно отметил летописец. Конечно, по разным причинам, но вся Москва – бояре, купцы, ремесленники, служивые – жили в ожидании катастрофы, размеров и характера которой никто не предполагал. Правящие круги также пребывали в затруднительном положении. Не обладая полнотой власти, они к тому же не были едины и в своих целях. Неопределённость их положения усугублялась полной неосведомлённостью относительно дальнейших действий царя и страхом перед выступлением чёрного люда. Поэтому для того, чтобы уговорить царя вернуться, в Александровскую слободу было отправлено специальное посольство из духовенства и бояр, которые били челом Иоанну: пусть правит, как ему угодно, а государских лиходеев, виноватых в измене, «ведает Бог да государь, в животе и в казни его государская воля».
Челобитная была принята с тем, что «ему (царю) на всех изменников и ослушников опалы класть. А иных казнить, имение их брать в казну и учредить себя на своём государстве опричнину; двор и весь свой обиход сделать особый: бояр, окольничих, дворецких, казначеев, дьяков, всяких приказных людей, дворян, детей боярских, стольников, стряпчих и жильцов назначить особых; во дворцах – Сытном, Кормовом и Хлебном назначить особых ключников, подключников, сытников, поваров, хлебников, всяких мастеров, конюхов, псарей и всяких дворовых людей на всякий обиход; наконец, стрельцов назначить себе особых же». Так было положено начало опричнине.
Далеко идущие расчёты царя полностью оправдались. Однако в Москву Грозный наезжал теперь лишь изредка, в основном для приёма послов. Отныне Александровская слобода почти на десять лет превращается едва ли не в столицу государства и мощный оплот опричнины. Обосновавшись в Слободе, царь всячески укрепляет свою резиденцию. Огромный земляной вал со рвом перед ним окружает все дворцовые, церковные и служебные постройки. В трёх верстах от резиденции располагались заставы: никто не смел без разрешения царя, ни въезжать, ни выезжать из Слободы. Вокруг Слободы начинают селиться те, кто хотел быть на виду у царя. Отличившиеся в службе получали соседние земельные наделы.
«По воспоминаниям» изменника Курбского окруженный новыми любимцами, Иван Грозный чувствовал себя в Слободе спокойно. Здесь он пребывал в относительной безопасности, здесь же чинил суд и скорую расправу, искореняя повсюду мерещившуюся ему крамолу. Открытые казни, убийства из-за угла, травля людей медведями, взрывы пороховых бочек с привязанными к ним жертвами – всё познал и всё повидал этот «кровопийственный» град, по зловещему определению Курбского, сначала служившему царю, а потом сбежавшему  на Запад в Литву изменника. Понятно, что воспоминания  Курбского и других врагов русского царя, которые сумели избежать кары не могут  служить объективной оценкой личности Ивана Грозного. 
Наиболее близкие царю люди – особый отряд опричников – по его велению носили сверх вышитых золотом кафтанов и дорогого оружия чёрный иноческие рясы, шапочки или тафьи на головах и называли себя монахами. Игуменом был сам царь. Он же составлял устав, наподобие монастырского, которому неукоснительно подчинялось братство. Вяземский исполнял обязанности келаря, Малюта Скуратов – пономаря. В полночь все собирались в церкви к полунощной службе, в четыре утра – на утреннее богослужение, продолжавшееся до семи утра, не являющийся на службу подвергался суровому наказанию – восьмидневной епитимье. В восемь часов садились за трапезу, ели всё сообща. Сам Грозный в это время читал житие какого-либо святого. Обедал он один, после всех. Затем начиналась обычная жизнь Слободы: государственные дела чередовались с казнями, приёмами послов, решением неотложных дел, подготовкой военных походов, распоряжениями по строительству и т.д. День заканчивался вечерней службой, трапезой, молениями царя в опочивальне и сказками слепцов, убаюкивающими государя. Лицемерие, ставшее традиционной чертой у большинства московских князей, а затем и царей, приобретает в характере Грозного гипертрофированное апофеозное звучание. В его действиях и многочисленных посланиях изуверские пытки и казни прикрываются ссылками на Святое писание, на угодность их небу, на их суровую необходимость, хотя они не могли получить ни у современников, ни у потомков никакого оправдания. Нельзя забывать, что это был 16 век с его нравами, традициями характерными во всех странах Европы, а не только России.
Или взять разгром «вольных» городов Новгород, Тверь, Торжок, которые были противниками политики Ивана Грозного в объединении государства. Они были рассадниками западной крамолы «жидовствующих». Народное вече, т.е. народ,  поддерживало эту политику, а торговые отношения с Западом обеспечивали проникновение всего, что препятствовало усилению страны. Обычная политика Запада – через «агентов влияния», создание «пятой колоны», раскол православия, как объединяющего фактора, говоря современным языком. Скрытый и прямой бунт против усиливающейся  власти Первого на Руси царя  привели к жестокому подавлению вольницы. Поэтому из Слободы и был осуществлён неслыханный по своей жестокости и разорительности поход на Новгород. Опричные войска, выступившие из Александровской Слободы, блокировали все дороги, всё предавая огню и мечу. Опустошены города Тверь и Торжок. Ещё более трагична, судьба Новгорода. Город был буквально залит кровью, завален трупами ни в чём не повинных людей. Не пощадили ни младенцев, ни матерей, ни священников. По оценкам Карамзина, сорока тысяч горожан недосчитался Новгород спустя три дня после бесчинств опричного войска (а по оценкам западников было убито не менее 100 тыс. человек), в тоже время  по документально подтверждённым источникам население Новгорода в это время составляло не более 15 тыс. жителей… врать, так врать! По обратной дороге на Москву двигались бесконечные вереницы возов, груженные различными ценностями: деньгами, серебром, драгоценной утварью, золотой и серебряной посудой. Вековые сокровища Твери и Великого Новгорода навсегда покинули стены родных городов. Среди них были и казнённый вечевой колокол с вырванным языком, и двое больших медных, церковных врат – так называемые Тверские двери и Васильевские врата, сорванные с петель портала Новгородской Софии. Они должны были украсить порталы  Покровского (Троицкого) собора Александровской Слободы, постоянно напоминая государю о торжестве победителя и плачевной судьбе недругов.
Возвратившись в Слободу после новгородского похода с грандиозной добычей, царь возводит, по словам современников, «во искупление грехов» две церкви – Троицкую и Успенскую – с громадными подвалами для хранения награбленных ценностей и рядом дворцовых построек. Отныне царь не считает нужным выезжать в Москву для решения важных государственных дел и приёма послов. Центр политической жизни страны перемещается в Слободу. Здесь же после разгрома московской типографии Ивана Фёдорова основывается новая «печатня» под началом Андроника Невежи. Здесь в 1577 году печатается «Псалтырь», названный слободским. Время Грозного – кульминационный пункт в развитии Александровской Слободы. Однако уже с конца 1570 года после отмены опричнины постепенно падает и значение Слободы в истории Русского государства.
Рассматривая историческую фигуру Ивана Грозного, необходимо ещё раз отметить, что нравы, методы правления присущие Западной Европе в соответствующий исторический период мало отличались от деяний московского государя. Четыре тысячи документально подтверждённых казней за период правления это детские шалости по сравнению с морем крови проливаемой в Европе.  Тем более, что все воспоминания об Иване Грозном это западные источники или вирши уцелевших врагов царя. Об объективности информации можно поспорить. В то же время за время правления Ивана Грозного (кстати, в 16 веке слово «Грозный» означало слово «Строгий») территория Российского государства увеличилась за счёт Казанского ханства, южных прилегающих земель, Сибири и т. д. Чтобы успешно отражать набеги с юга и, учитывая  постоянную угрозу с запада, был создан военно-служивый класс. Русское государство находилось в состоянии постоянной войны. На европейском фронте шла борьба со Шведами и Ливонией за восточные берега Балтийского моря, с Литвой и Польшей за западную Русь. Эти войны поглотили не менее 50 лет 16 века, т.е. год войны, год мира. Зато на азиатской стороне шла изнурительная непрерывная борьба. Здесь не было ни миров, ни перемирий, ни правильных войн. Война с крымскими татарами, ногаями, и другими восточными инородствами была у Москвы каждый год. Осколки Золотой орды – царства Казанское, Астраханское, Крымское  существовали за счёт набегов, грабежа, захвату людей с целью продажи. Особенно досаждали крымские татары, имеющие не преступный полуостров Крым (за счёт хорошо укреплённого крымского перешейка), и подпитываемые турками. Углубившись густой массой в населённую страну вёрст на сто, они поворачивали назад и, развернув от главного корпуса широкие крылья, сметали всё на своём пути, сопровождая своё движение грабежом и пожарами, захватывая людей, скот, всякое ценное и удобопереносимое имущество. Это были обычные ежегодные набеги, когда татары налетали на Русь внезапно, отдельными стаями в несколько сотен или тысяч человек, кружась около границ. На постоянной службе царь вынужден был содержать не менее 100 тыс. человек, кроме этого в случае крупных военных операциях необходимость требовала мобилизации до 300 тыс. человек из числа городских детей боярских - огромная армия по меркам 16 века. Были организованы: береговая служба, оборонительные черты (средства, затрудняющие внезапность нападения), сторожевая и станичная служба, были созданы войска быстрого реагирования. На западном направлении, кроме явной военной опасности, набирало силу скрытое (уже ими освоенное) влияние западных противостоящих государств через торговлю, некое подобие «Пятой колоны» и агентов влияния (по-современному) в окружении царя и в боярской среде. В основном, гнездилищами, перевалочными пунктами этой скрытой войны и были города Тверь, Новгород, Торжок, активно торгующий с Западом, так ли безобидными жертвами опричников они были? Вызывает сомнение преувеличение личной опасности Иваном Грозным. Как показали исследования останков Ивана Грозного (в конце 20 века) в костях была обнаружена ртуть в количествах намного превышающий фон. Ртуть широко в средние века применялась для «медленного» отравления жертвы. За обещание собирать полезные для Англии сведения (читай шпионские) лекарь Елисей Бомелий был освобождён из лондонской тюрьмы, где сидел за колдовство, и отпущен с русским послом в Россию. В Слободе он вошёл в доверие к царю и сделался придворным лекарем, был большим специалистом по ядам. Излишняя любознательность вызвала подозрения, и агент был разоблачён. По высказываниям объективных наблюдателей того времени (например Герберштейна) для Московии мир случайность, а не война, и не только явная, но и тайная. Становится понятным, как оказался Иван Грозный в Александровской Слободе, в окружении опричников (по-современному спецназа).
А одно из самых громких дел царствования Ивана Грозного – взятие Казани 2 октября 1552 года, после многомесячной осады. Но этот факт оброс огромным количеством мифов и легенд, некоторые из них можно развенчать. В историческом фильме С. Эйзенштейна Иван Грозный наглый, жирный, татарский посол, коверкая русский язык, угрожает: -Казан – балшой. Масква – маленкий. Масква кончица?. Однако правды здесь – лишь сам факт посольства, которое и впрямь вело переговоры в Москве ровно за год до штурма Казани. Дело в том, что государство «балшой Казань» к тому времени уже лет 30 находилось в прочной зависимости от Москвы. Более того, оно и не было таким уж «балшим»: целая серия походов русских привела к тому, что от Казанского ханства оттяпали внушительный кусок – так называемую горную сторону, то есть правобережье Волги. Так что у посла не было никаких оснований надувать щёки. Посольство даже не требовало, а униженно просило следующего: уступить горную сторону, а если русские не уступят, то пусть хотя бы позволят собирать там дань. Если же и здесь Москва упрётся, то пусть разрешит попользоваться, хоть частью дани. С тех времён дошло до нас выражение – «сирота казанская». Москва же выдвинула встречные требования, среди которых одним из главных пунктов значилось освобождение всех русских пленников, предназначенных для продажи. Таковыми насчитывалось к тому времени, никак не меньше ста тысяч человек – Казань давно вела прибыльный бизнес, захватывая людей в русских селениях и продавая их на невольничьих рынках Каспия и Крыма. Татарча мылтык – это словосочетание переводится как «татарские ружья» или «татарская картечь». Так что все разговоры о том, что московиты победили только по тому, что имели пушки, можно смело считать ерундой. Казанское ханство, что бы там не говорили, было очень даже  прогрессивным и развитым государством. И обладало всеми современными на тот момент видами вооружений – были у татар и полевые пушки, и тяжёлые крепостные орудия, и личное стрелковое оружие. Если кто не верит, можно призвать в свидетели непосредственного участника штурма Казани, князя Андрея Курбского. Он периодически вспоминает, как татары открывали ураганный огонь из пушек, из пищалей и из «наряду ружейного». А в момент решающего натиска русских защитники Казани хотя и «не могли уже употреблять больших орудий, сбитых нашей пальбой, но без умолку стреляли из ружей, из пищалей «затинных», и мы потеряли немало добрых воинов». Так что всё дело тогда решало не наличие современного оружия, а умения им пользоваться. Русскими артиллеристами руководил Иван Выродков, потомственный пушкарь и, как тогда говорили, «розмысл» (по нашему – военный инженер). Именно ему и его расчётам войска Москвы обязаны тем, что татарские «большие орудия замолчали впервые же дни, когда разгорелась первая в отечественной военной истории артиллерийская дуэль. А ведь казанский хан, Ядыгар-Мухомед , имел все шансы эффективно сопротивляться. 100 пушек Ядыгара против 150 Иоанна – неплохой расклад для обороняющееся стороны.
Неоднократно всплывал миф: «После взятия Казань попала во власть русского царя, Чужого монарха, который силой и беззаконно захватил престол». То, что престол был захвачен силой, - спору нет. Но вот насколько беззаконным он был? Согласно традиции власть в Орде должна принадлежать потомкам Чингисхана, то есть Чингизитам. Казанское ханство не исключение. Там всегда правила эта династия. Ситуация не изменилась и после завоевания Казани московскими войсками. Иоанн Грозный вполне законно претендовал и на казанскую корону. Его мать Елена Глинская является отдалённым, но, всё, же потомком некоей Тулунбек-ханум, а та была дочерью хана Золотой Орды, бесспорного Чингизида, Бердибека. Если быть точным, то Иван Грозный является прапрапрапрапрапра-внуком этого самого Бердибека. Так всё честно.
Другим мифом часто звучит обвинение: мол, русские, насладившись победой, устроили натуральный геноцид. Да, спорить с тем, что все взятые с оружием в руках были безжалостно истреблены, никто не будет. Но любопытно и взглянуть на войско, которое штурмовало Казань. Русских там было примерно треть. Где-то 7 % в составе московского войска занимали наёмники – немцы, итальянцы и поляки. Ещё столько же – союзники Москвы, адыгейцы, кабардинцы, народы Северного Кавказа. А вот московских, нижегородских и (внимание) казанских татар – примерно
43 %. При таком раскладе говорить о геноциде не приходится.
В общем, о методах взятия Казани и управления ею можно судить по одному непреложному факту: спустя 60 лет, в Смутное время, эта покорённая территория, вместо того чтобы вновь появится на политической карте, предпочла другое. Казанцы влились в ополчение Минина и Пожарского, чтобы освободить столицу своих «покорителей» от захватчиков-поляков.
За годы правления Ивана Васильевича Московское государство превратилось в Великое Царство. К России присоединились:
1.Казанское Ханство (ныне территория Чувашии, Татарстана и Ульяновской области). Именно тогда он обрёл прозвище «Грозный» - т.е. страшный для иноверцев, врагов и ненавистников России. «Не мочно Царю без грозы быти, - писал его современник – Как конь под Царём без узды, тако и царство без грозы»;
2. Астраханское ханство (ныне территория Астраханской и Волгоградской областей, а также Калмыкии). Астраханское ханство было покорено в 1556 году;
3. Заселено северное Черноземье (территория  Орловской, Курской, Липецкой, Тамбовской областей);
4. Завоёвано - Северный и Центральный Урал, а также Западная часть Сибири.
5.Грозный отправил первую жалованную грамоту донским казакам 13 января 1570 г.;
6. Принял под свою власть первые народы Северного Кавказа, чьи князья пожелали служить Царю;
Иван Васильевич провёл важные административные реформы:
1.Провёл судебную реформу, принял Судебник – первый свод законов Московского государства, разделённый на параграфы. «Сравнение Судебников показывает, что законодательство Ивана Грозного было более гуманно, нежели предыдущее и последующее. Царь не только стоял на страже закона, но не нарушал и установленные обычаи»;
2.Создал систему местного самоуправления (ввел земское самоуправление);
3.Создал регулярную армию (в 1556 г Царь издал общее уложение о военной службе помещиков и вотчинников);
4. Провёл коренную административную реформу и создал государственные ведомства (приказы, первым был Посольский приказ), ввёл наказания для чиновников;
5. Своим указом запретил употребление спиртных напитков, кроме праздничных дней;
6. К эпохе Грозного относится начало казачества;
7.Основал книгопечатание. Оно появилось в 1563 году в Москве, а затее в Александровской слободе. Первым печатником  были Иван Фёдоров и Пётр Тимофеев;
Возвёл более 100 храмов и монастырей, способствовал строительству храма Василия Блаженного на Красной площади. Царь на своих раменах нёс гроб почившего святого;
8. Издал Четьи Минеи (Жития святых), домострой;
9. Вёл беспощадную борьбу с ересями за чистоту Святого  Православия;
10. При нём было канонизировано 39 русских святых (до этого чтили 22 святых). В их числе был прославлен в 1547 году святой благоверный князь Александр Невский.
Иван Грозный был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он автор многочисленных  посланий (в том числе и Курбскому, музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу). Первый французский военный географ Себостьян  Вобан в 1708 году написал: «Величие королей измеряется численностью их подданных». Так вот, Иван Грозный был поистине великим правителем. За время его царствования прирост населения составил 30-50%. Для сравнения – за время правления Петра 1 убыль населения составила 40%. И, при этом  Ивана Грозного называют деспотом, а Петра 1 – Великим. Взор Петра был обращён, прежде всего, на Запад, взор Ивана Грозного – только на Русь, и Русь Святую. Государственный опыт Запада он считал неприемлемым и вредным для России. Он открыл для России свой путь государственного строительства, на века обеспечивший ей силу и славу. И этот опыт является одной из самых выдающихся его заслуг. Вот что писали иностранные наблюдатели, приезжающие в Россию торговать,- Иоанн, - пишут они, затмил своих предков и могуществом, и добродетелью; имеет много врагов и смиряет их. Литва, Польша, Швеция, Дания, Ливония, Крым, Ногаи ужасаются  русского имени. В отношении к подданным он удивительно снисходителен, приветлив; любит разговаривать с ними, часто даёт обеды во дворце и, не смотря на то, умеет быть повелительным; скажет боярину: «Иди!» - и боярин бежит; изъявит досаду вельможе – и вельможа в отчаянии; скрывается, тоскует в уединении, отпускает волосы в знак горести, пока Царь не объявит ему прощения». Одним словом, нет народа в Европе, более россиян преданного своему государю, коего они равно и страшатся, и любят.
Иван Грозный  много сделал для осуществления целей. Но на его пути встали две преграды: духовная – хазарская ересь «жидовствующих» в союзе с Католической Церковью и политическая – боярские семьи, связанные с еретиками  и под их руководством, рвущихся к власти. Ересь «жидовствующих» появилась на Руси ещё до царствования Грозного, в 1471 году, в Новгороде, куда прибыл на княжение киевско-литовский князь Михаил Олелькович. В его свите находился имевший хазарские корни Схария, который, по словам преподобного Иосифа Волоцкого, «был орудием дьявола», «был он обучен всякому злодейскому изобретению. Вслед за Схарией приехали в Новгород и его единомышленники (Моисей Хануш, Иосиф Шмойло и др.). Вот эти люди и посеяли в Новгороде еретическое учение, которое в летописи, и в исторической литературе получило название «ереси жидовствующих». Новгород был выбран не случайно. Этот город имел тесные торговые и политические связи с Западом, здесь процветал культ торговли, а самое главное – Новгород на протяжении веков был антагонистом великокняжеской власти вообще и московского самодержавия в частности.
Целью ереси «жидовствующих» была подмена Закона Божьего на закон человеческий, где человек выше Бога, тварь выше Творца. Всё это разрушало три звена Русского государства – самодержавия, Церкви и народа. Стало быть, когда еретики целились в Церковь, то всякий раз они наносили удар и по государству. Опасность заключалась в том, что ересь проникла в московские верха (боярство), где образовалось еретическое сообщество, которое  вынашивало планы захвата власти. Как и все тайные общества, ересь «жидовствующих» оказалась на редкость живуча (и, к слову сказать, дожила до наших дней) Против Царя выступило реакционное боярство, Боярская дума. Заговоры и измены стали преследовать Царя и царскую семью. В марте 1553 года попытка государственного переворота (во время тяжёлой болезни Царя) двоюродным братом Владимиром Старицким. В 1554 году пытался бежать в Литву, но был схвачен князь С. Лобанов-Ростовский – видный член Боярской думы. Собирались отдаться в подданство польскому королю. Особенно потрясла Царя измена князя Андрея Курбского – бегство в Литву и вступление в польскую армию. В марте 1553 года погибает при загадочных обстоятельствах Царевич Дмитрий, чьи права на трон породили такое противостояние. В августе 1560 года была отравлена первая и самая любимая жена Царя – Анастасия Романова. Экспертизы 1995-2000 г. убедительно доказали, что и Анастасия и Елена Глинские были отравлены (мышьяк и ртуть). По данным историка  В.  Манягина  травили практически всю царскую семью от Марии (младенец) дочери Грозного и Царевича Ивана до жён Царя и старшего сына Фёдора. В останках Грозного обнаружены  - ртуть в 3 раза превышающая мак. допустимую норму и  мышьяка в 2 раза. Его травили медленно и осторожно, опасаясь раскрытия преступления. Становится понятными действия Грозного – отъезд в Александровскую слободу (резиденцию), создание опричнины (от 1 до 5 тыс. человек), разгром Новгорода.
Не менее интересна нигде не освещенная ранее битва при Молодях (Молодинская битва), когда против 120 тысячного войска крымского хана Девлет-Гирея Иван Грозный  противопоставил лишь 20 тысячную армию (ядром которой стали опричники Царя). Россия была обессилена предыдущим набегом хана, разорившим Москву и вырезавшим 36 городов, собрав 100 тысячный полон. Наступил критический момент, поражение в битве означало бы пришествие второго ига. Хан с дороги послал Ивану Грозному нож и верёвку, чтобы тот зарезал себя или повесился - настолько был уверен в своей победе. Битва произошла 29 июля – 3 августа недалеко от Москвы (между Подольском и Серпуховом  у деревни Молоди). Несмотря на 6-ти кратное численное превосходство 120 тыс. крымская армия была наголову разбита и обращена в бегство, потеряв 100 тыс. человек. Турецкие янычары были истреблены полностью. После столь жестокого удара крымско-турецкая агрессия была остановлена, а набеги прекратились навсегда.
- По своим масштабам, - пишет историк Николай Скуратов, - сражение при Молодях превосходит Куликовскую битву, между тем об этом выдающимся событии не пишут в школьных учебниках, не снимают фильмы, не кричат с газетных полос. Это и не удивительно, ведь в противном случае можно дойти до пересмотра нашей истории и героизации Ивана Грозного. Битва при Молодях была великой победой самодержавия: только абсолютная власть могла собрать все силы в один кулак и отразить страшного врага – легко представить, что было бы, если бы Русью правил не Царь, а князья и бояре. Эта победа была началом победы в войне за Поволжье. На Дону и Десне пограничные укрепления были отодвинуты на юг на 300 км. В конце царствования Ивана Грозного были заложены Елец и Воронеж – началось освоение богатейших черноземных земель Дикого поля. Историк Н.П. Аксаков утверждал,
 - Время Иоанна Грозного – есть Золотой век нашего прошлого, когда получила своё наиполнейшее выражение, свойственная духу русского народа основная формула русской общности: Земле – сила мнения, Государству – сила власти. Собор и опричнина  были её столпами.
Иван Грозный принял эстафету борьбы с Хазарией у Святослава и продолжил его дело. И если Святослав боролся с видимой Хазарией, то Иван Грозный вступил в битву с Хазарией, уже оформившейся идейно, духовно. Его войско в этой битве была опричнина.
Иван Грозный твёрдо стоял на защите Православия и русской государственности. Но православию угрожал ещё один противник – католицизм. Папский легат, монах-иезуит Антоний Поссевин, один из самых влиятельных католических богословов, специально присланный папой в феврале 1582 года, соблазнял Иоанна Грозного принять унию, - Если ты соединишься верой с папой и всеми государями, то при содействии их не только будешь – в Киеве, но и сделаешься императором Царьграда и всего Востока. Все попытки склонить Ивана Грозного были бесполезны. Н. Тальберг приводит такой пример, - Антоний Поссевин писал, что москвитяне так любят свою веру, что, желая кому-нибудь беды, говорят, - О! Когда б увидел я тебя латинянином.
В 1572 году Иван Грозный формально отменил опричнину. За всё время царствования Грозного было казнено около 4,5 тыс. человек за 30 лет (100 казней в год, учитывая  уголовных преступников).
Шаг за шагом отвоёвывалась степь у степных разбойников. В продолжение 16 века из года в год тысячи пограничного населения пропадало для страны, а десятки тысяч лучшего народа страны выступали на южную границу, чтобы прикрыть от плена и разорения обывателей центральных областей. Если представить себе, сколько времени, сил материальных и духовных гибло в этой однообразной и грубой, мучительной погоне за лукавым степным хищником, едва ли кто спросит, что делали люди Восточной Европы, когда Европа Западная, прикрытая фактически Русским государством от востока достигла своих успехов в промышленности и торговле, в науках и искусствах.


Рецензии