Путевые заметки

          
               Как мышка  город прокормила!

   Случилось  мне с работниками моторвагонного депо (моими сослуживцами) побывать в крошечном городке на Волге с чудным названием – Мышкин. (6 тыс. человек жителей). Небольшая пристань для теплохода, до железной дороги 30 км. Газовая компрессорная станция да пара фабричонок - артелей по изготовлению валенок, да изделий изо льна – вот, пожалуй, и  всё для  трудоустройства. До Ярославля (областного центра) более 100 км. Чем же живёт эта глубинка, как выживает?  Бросаются в глаза отличные дороги, благоустроенные улицы, мемориал погибшим землякам в Отечественную войну (из каждых 10 ушедших вернулись 3 человека), которому может позавидовать и областной центр. В центре фигура солдата с винтовкой  трёхлинейкой. «Наш Алёша»,- с теплотой отзываются мышкинцы. По одну сторону фотографии земляков – героев, по другую в полукруг запечатлены в камне письма конкретного фронтовика  и ответы из дома. Это живая летопись простых людей в годину испытаний – без фальши, пафоса, показухи. Площадь мемориала покрыта плитами, ни соринки, как брусчатка Красной площади в Москве. Пока мы знакомились с монументом  с помощью экскурсовода, подошёл ещё один автобус с новой группой экскурсантов.  Причём нам объявили, что время экскурсий по городку более 3 часов. Что же такого можно было показать, чем удивить, если городок небольшой, пройти из края в край можно за 15-20 минут.
Вот и первый объект – музей мыши, ну надо же! Над входом транспарант «Мыши всех стран, объединяйтесь в Мышкине»! Была использована легенда  возникновения города. Без малого 1000 лет назад,  русский князь остановился отдохнуть на берегу Волги и задремал у сосны. Проснулся от того, что по лицу пробежала мышь. Рассердился князь, схватился за меч и вдруг увидел змею, готовую к броску, в общем, спасла его мышка, предупредила об опасности. На берегу построили часовенку в честь этого события. Позднее на этом месте образовался городок Мышкин. В смутные 90-тые  пришла идея создания и регистрации единственного в мире музея мыши. Появились первые экспонаты, оригинальные фигурки мыши из мультфильмов, сказок. Всё пополнялось за счёт самих экскурсантов, среди них, например, бард Окуджава, депутат Лихачёв  и др. Из Китая привезли куклы мышей по Восточным сказкам, из США знаменитый Микки - Маус, есть мыши из компьютерных « мышей», есть самые большие – в рост человека и самые маленькие – со спичечную головку. Сейчас дарящему посетителю вручается грамота о пожизненном бесплатном обслуживании.  Тут же лотки с сувенирами, открытками – многие выполнены местными умельцами. Экскурсовод, приятная девушка, с увлечением рассказывала о музее, экспонатах со всеми нюансами, трогательными историями их создания. Количество экспонатов около 6 тысяч, по числу жителей Мышкина. Мы уходили из детства, из сказки – незаметно пролетело 40 минут. А навстречу входила следующая группа, вдоль ажурного каменного забора шла бойкая торговля местными дарами природы и рукоделиями на тему всё той же мыши.
Через 5 минут мы входили в музей валенка, и уже другой экскурсовод увлечённо рассказывала о русской национальной обуви – валенках. Валенки для дискотеки, валенки на платформе, валенки-плетёнки, лечебные, для детей крошечные, сувенирный валенок-паровоз. Тут же можно приобрести понравившиеся валенки.
В музее льна можно было поработать на ткацком станке 18-19 века, купить душегрейку из чистого льна или  льняной оберег, узнать много интересного  о том, как растение лён превращается в полотно.
В музее под открытым небом всевозможная техника в стиле «Ретро». Легендарный ЗИС 5,  авто тачанка с пулемётом  (можно натурально лечь за «Максим»), локомобиль середины 50-х, американский автобус 20-х годов для перевозки детей-инвалидов, и Бог знает ещё что. В уголке старины за круглым столом с граммофоном и самоваром, надев костюм 19 века, можно сфотографироваться на память в обличии купчихи или помещика. Любопытно, что знаменитый винодел Смирнов (знаменитая смирновка - его творение) родом из этих мест, местные жители по этому поводу шутят, - Вот здесь и есть истоки русского пьянства.
Напоследок посетили избу мастеров художественной ковки и гончаров. Небольшой горн, наковальня, тиски, кувалда. Прямо у нас на глазах узкая полоска металла превратилась в умелых руках молодого кузнеца в сувенир-оберег. Винтообразный наконечник с ручкой в виде той же мыши втыкается в косяк входной двери и ваше жильё защищено от недобрых людей. А ведь кузнечные тиски на гербе нашего Александрова, - с грустью подумалось вдруг. Рядом гончарный круг и женщина, ловко вращая его ногой, на наших глазах из бесформенной глиняной массы сотворила чашу. Юный отпрыск мастеров предлагал и обереги, и подковы за 50 – 100 рублей. Действовал семейный подряд довольно успешно.
Мы покидали гостеприимный Мышкин, а к пристани причалил теплоход с новыми экскурсантами. Мы уезжали вполне довольные, оставляя 10-15 тыс. рублей (группа 40 человек) этому находчивому городку, сумевшему сделать бренд из своего имени. А во мне росла обида за наш Александров с его колоссальной исторической базой, эпохой Ивана Грозного. Перед глазами  всплывали торговые дворцы и бесчисленные лавки нашего города на фоне раздолбанных улиц, ухабистых тротуаров  с грязными лужами. Утренние электрички набиты бывшими работниками АРЗ, Завода полупроводников (можно перечислять и дальше), которые уезжают сторожить чужое барахло, дежурить лифтёрами, воспитывать чьих-то детей, торговать и приторговывать, мести улицы, мыть коридоры контор…
Где ж ты, наша мышка, которая поможет  занять свободную нишу на рынке занятости и превратить наш город в  жемчужину «Золотого кольца»? А сегодня это спальный, торговый район столицы, ведущий в тупик всеобщей деградации.  Ведь  и есть у нас мастера, но всё на уровне «кройки и шитья». Выставки-ярмарки держатся на энтузиазме отдельных людей и носят обзорный характер без каких-либо серьёзных предложений по развитию производства и организации сбыта этой специфичной продукции. Но ведь дотянулся маленький Мышкин до Александрова со своим музеем валенка (была такая выставка на территории Александровского монастыря). Исконно русская глиняная игрушка-свистулька, талантливо воссозданная В. Г. Романовой (СЮТ), востребована лишь в Сергиевом Посаде. Мастер художественной ковки из г. Струнино В. А. Вавилкин, о котором  рассказывало центральное телевидение, в настоящее время занимается частным извозом. А картины художника-оформителя В.М. Порхуновой из Локомотивного депо, выполненные на основе опилочной подложки, что придают пейзажам особый колорит – единичные заказы. Да, богата наша земля  талантами! Но они не востребованы, как и наша история. Неужели правы иностранцы, - Вы ходите по деньгам вашей богатой истории, а поднять не можете.


              Экскурсия в прошлое.

Время неумолимо в своём безостановочном движении вперёд, вот и 20-ый век стал историей с его взлётами, падениями, идеями, химерами, кровопролитными войнами, открытиями и достижениями науки и техники. Каких-нибудь пятьдесят лет тому назад сегодняшний уровень техники показался бы просто фантастикой. Например, сотовая связь или компьютер, интернет, цифровое телевидение, навигатор и многое другое. Пройдёт ещё пятьдесят лет и наши новинки покажутся анахронизмом будущим поколениям. Сохранить раритеты – одно из направлений сохранения исторической памяти, патриотического воспитания молодёжи.
12 сентября 2014 года мы в составе группы ветеранов железнодорожного узла ст. Александров во главе с председателем Зиновьевой А. В. (21 человек) посетили музей военной техники под Черноголовкой, где собраны образцы военной и гражданской техники 20-го века, как отечественные, союзнические, так и трофейные. Музей государственный под эгидой правительства Москвы. Деятельность музея не ограничивается только экскурсиями, это и исторические реконструкции, и демонстрация ед. техники в действии, это предоставление образцов для кинофильмов и т. д. Кроме 3-х корпусов музей располагает территорией под открытым небом, где экспонируется тяжёлая техника, организуются различные мероприятия с участием зрителей. Мы заранее по телефону заказали экскурсовода и в 12 часов приступили к осмотру.
От легендарной тачанки времён гражданской войны, тщательно отреставрированной (с «Максимом», заряженным пулемётной лентой) до летающей тарелки вертикального взлёта, развивающей скорость 600 км в час. Вот диапазон представленных образцов (в основном действующих). В трёх корпусах десятки ед. автотехники, среди которых раритеты: один из первых автомобилей Форда (чтобы «привить» автомобиль, стоимость его не превышала 300 долларов и была доступна любому желающему, поэтому они и завоевали целый мир), знаменитая мотоколяска Моргунова из кинофильма «Операция Ы», печально известный «Чёрный ворон» НКВД, презентабельный лимузин И.В. Сталина,  представительный ЗИМ, «Чайка», подаренная Валентине Терешковой и народный «Запорожец – ушастик». Это и послевоенная «Победа», которую сначала хотели назвать «Родина», но после вопроса Сталина: "и за какую цену вы собираетесь продавать Родину?", остановились на «Победе». Это ряд авто «Москвич» и мечта отечественных автолюбителей «Волга» с оленем на капоте. На полчаса мы как будто перенеслись в свою молодость. Представляет интерес трофейная немецкая техника от мотоциклов до бронемашин. Есть бронемашина, пролежавшая в воде более полувека, в машине нашли останки трёх немецких солдат с амуницией и оружием в относительно сохранном состоянии. Имеется военная американская техника, поступающая по «Ленд-лизу» и как трофейная. Здесь и джип «Виллис» и грузовая автомашина Студебеккер, на которую ставили в ходе войны «Катюши». В третьем корпусе коллекция автомобилей Форда начала прошлого века. Когда дело пошло, Форд менял модель авто каждый год, подстраиваясь под любой вкус. Здесь же образцы пожарной техники – от сельских пожарных агрегатов до более совершенных с огромной лестницей.
Под навесами тяжёлая боевая техника. От ствольной пушки 45-пятки до гаубицы солидного калибра и установок залпового огня.  Здесь же легендарный танк Т34, на ходу, между прочим. В центре огромная модель летающей тарелки.
По окончании экскурсии нас угостили солдатской гречневой кашей с тушёнкой и чаем в походной палаточной столовой
Мы уезжали под впечатлениями от увиденного разнообразия,  благодарные создателям музея, их труду по поиску, реставрации экспонатов, бережному хранению свидетелей нашей истории. Музей уже готовился к проведению реконструкции, посвященной столетию начала первой Мировой войны.

        Здесь Русский дух, здесь Русью пахнет.

Так уж устроен человек,  не сидится ему, хочется увидеть неизведанное, что-то такое: пирамиды Хеопса, Ейфелеву элегантную и Пизанскую падающую башни;  «от хрустальной мечты Бендера - Рио» до странного желания «увидеть Париж и умереть». А зачастую, то, что на расстоянии вытянутой руки, неинтересно, привычно и в последнее время непрестижно. А зря!
Не парадоксально ли, что, мы,  жители Владимирской области лучше знали Москву и ездили в столицу не только за колбасой, но и в театры, на выставки, в музеи, на экскурсии, а в своей славной столице малой Родины Владимире некоторые не были, ни разу! Просто, какая-то историческая несправедливость.
И вот  мы  неугомонные ветераны железнодорожного узла, транспортники, а, значит, лёгкие на подъем, запланировали экскурсионную поездку во Владимир, чтобы познакомиться с нашей историей, увидеть воочию (не на открытках) памятники, храмы, Золотые ворота, глотнуть воздух и ощутить  ауру тысячелетней давности. Но…провести такое мероприятие было затруднительно по материальным соображениям в наше кризисное время для большинства пенсионеров. Нужно было чудо. И оно случилось в виде помощи от общественной организации «Милосердие и порядок» депутата государственной думы Григория Викторовича  Аникеева. Туда обратилась за содействием председатель нашей организации А. В. Зиновьева. И он оперативно полностью профинансировал нашу поездку, начиная от комфортабельного туристического автобуса, качественного экскурсионного обслуживания и кончая посещением приёмной организации «Милосердие и порядок» с угощением фирменными пирогами с чаем.
Итак, преодолев с комфортом расстояние до Владимира за 2,5 часа (что важно, если учесть, что возраст некоторых экскурсантов достигал 86 лет), мы 28 человек попали в центр города в руки экскурсовода – очаровательной Ольги Тарасовой. Мы узнали много интересного и познавательного. В 1108 году князь Владимир Мономах на месте старого посёлка ремесленников на высоком берегу Клязьмы основал новый город, которому дал своё имя – Владимир. По замыслу Мономаха Владимир должен был стать городом-крепостью для защиты Ростово-Суздальской земли. Он возвел вокруг средней части города, где ныне стоят Успенский и Дмитровский соборы, систему земляных укреплений – валов с высокими дубовыми стенами по их верху. Любопытно, что площадь защищенного центра города превышает аналогичные сооружения тогдашних русских городов, включая Киев. Символ города - Золотые ворота. Они построены в 1164 году, в качестве главных ворот уже столицы могучего Владимиро-Суздальского княжества (поэтому и названы золотыми). Многочисленные осады, особенно монголо-татар в 1238 году причинили памятнику серьёзные повреждения. Потом было нашествие польско-литовское. А когда при посещении Екатерины Великой Владимира её карета застряла в арке ворот, она  распорядилась срыть часть вала по обе стороны от боковых стен для проезда, что вызвало расползание сооружения, и пришлось архитектору тех лет Чистякову укреплять конструкцию подпорными стенками, была перестроена  верхняя часть Золотых ворот и надвратная церковь. В таком виде ворота дожили до настоящего времени. Представляет интерес музей в надвратной церкви, особенно действующий макет осады Владимира в момент штурма Золотых ворот татаро-монголами.
Более 850 лет стоит владимирский Успенский собор, один из выдающихся памятников древнерусской архитектуры. Он был заложен 8 апреля 1158 года. Собор является сокровищницей древнерусской культуры. Он хранит образцы искусства лучших художников разных времен от безымянных изографов середины  12 столетия  до гениального Андрея Рублева и мастеров 17-18 веков.
Можно представить, как красив был собор в древние времена, когда вся его массивная глава (первоначально он был одноглавым), торжественные порталы (входы), устроенные с трех сторон, а также арочки и колонки расписанного аркатурного пояса были окованы листами золоченой меди. Двери храма украшены «жемчугом великим» и драгоценными камнями, а стены  и своды  - яркой фресковой росписью. Свет хоросов-люстр и паникадил, вместе с сочными красками росписи, отражались в блестящих медных плитах пола, как в огромном золотом зеркале.
Дмитровский собор вошел в сокровищницу мировой архитектуры, как одно из интереснейших творений владимирских зодчих. Строительством собора в 1194 – 1197 годах владимирский князь Всеволод Большое Гнездо отметил рождение сына Дмитрия. К моменту начало строительства владимиро-суздальская архитектурная школа уже вполне сложилась. Вместе с зодчими выросли замечательные мастера: каменотесы и резчики, медники и литейщики, эмальщики и живописцы. Памятник покоряет своими величественными пропорциями и превосходной обработкой белокаменных блоков, уложенных в ровные ряды. Великолепен резной убор на две трети площади фасадов. Мотивы резьбы разнообразны: растения, птицы, звери, охотничьи сцены, а так же религиозные мотивы. Дмитровский собор занимает особое место во Владимиро-Суздальской архитектуре. Именно этот памятник, создавший законченный образ величественной белокаменной постройки, послужил прообразом шедевров  древнерусского зодчества – Рождественского собора в Суздале и Георгиевского – в Юрьеве-Польском.
Мы стояли на краю смотровой площадки, обозревали  бескрайний простор с высоты птичьего полёта, где-то внизу шумела железнодорожная  магистраль - дорога на Нижний Новгород и старались представить события почти тысячелетней давности, когда закладывался этот древнерусский город Владимир, столица нашей Малой Родины. Уезжали, сожалея о малом времени общения с вечностью, и с надеждою повторить поездку.

 
            


Рецензии