Притча о рабстве

Давным-давно, один монах решил проповедовать дзен. Слава о его мудрости быстро распространилась по всему царству. Поговаривали, что нет вопроса, на который бы он не мог дать ответ. Но однажды безымянный бродяга чуть не поставил в тупик мудреца.

На закате солнца, когда ветер прян и тяжел, пришел по каменистой дороге к мудрецу какой-то худой человек в шрамах. Вместо одежды на нем было рубище, голова была повязана тряпкой в пятнах крови. Сильно удивился монах такому гостю:

– Кто ты, подходи, раздели со мной мою скромную еду, – сказал старик.

Человек присел на корточки и сказал:

– Я беглый раб. Я пришел издалека. Я родился рабом и должен умереть рабом. У меня злой хозяин и часто меня бьет. Я почти каждый день хожу в соседний город с тяжелым товаром и питаюсь впроголодь. И вот, я решил найти мудрого человека, чтобы узнать истину. Скажи, учитель, разве это справедливо, что одни живут рабами и умирают рабами, а другим дают свободу? Как мне стать свободным? Как вырваться из рабства, чтобы не бегать в страхе, как я делаю это сейчас, а жить свободным человеком?

Мудрец задумался и стал рассуждать вслух:

– Скажи мне, кем бы ты хотел быть, если бы не был рабом?

Человек улыбнулся:

– Я был бы свободен! Я ходил бы по лесам и наслаждался пением птиц, ароматом трав.

– Но ты и сейчас можешь это делать, когда хозяин посылает тебя с товаром в соседний город. Это не всегда зависит от рабства. Но я задал вопрос, чем бы ты стал заниматься, если бы получил свободу?

– Я бы бродил по лесам и горам.

– Но ты делаешь это сейчас. Ты так хочешь дожить до старости? – рассмеялся монах.

– Нет, я хочу напиться свободы, как ледяной воды из горного источника. А потом устроиться к какому-нибудь богатому человеку в услужение.

– И ты опять будешь таскать товар из одного города в другой? Опять сносить побои?

– Нет! – возмутился человек. – Свободным людям не приходится терпеть столько унижений, сколько рабам. Им не надо вечно угождать хозяину, бояться сказать лишнее слово. Они не должны постоянно работать ради куска хлеба.

– А хотел бы ты жить при императоре и быть министром? – спросил старик.

Человек расхохотался:

– Конечно, хотел бы. Вот уж, у кого свобода!

Мудрец покачал головой:

– Я был министром и ушел в горы. Я расскажу тебе, как я жил во дворце. Мне приходилось все время угождать моему великому хозяину, чтобы меня не убили. Мне приходилось терпеть унижения, чтобы меня не отправили на войну, где я мог попасть в плен и стать рабом. Мне приходилось убивать невинных людей, чтобы мой великий хозяин был мной доволен. И однажды я задал себе вопрос, почему одни должны родиться, как я, в услужении, жить так и умереть тоже так. Позорная жизнь и позорная смерть. И я сбежал как ты.

– И зачем?! – возмущенно всплеснул руками человек. – Ты был богат, знатен. Ел и пил вдоволь.

– Но это было рабство! – воскликнул старик.

– Такое рабство я стал бы с радостью терпеть! – рассмеялся человек.

– Так, значит, ты просто неправильно задал мне вопрос, – усмехнулся монах. – Тебе не так уж интересно, почему одни родятся рабами и умирают рабами. Тебе хочется получить ответ на вопрос, почему одни родятся богатыми рабами, а другие – бедными рабами. Так?

Человек удивленно хмыкнул:

– Ты прав, учитель! Но еще больше мне интересно, как из бедного раба стать богатым хозяином.

Монах посмотрел на луну:

– Такую мудрость тебе не расскажу ни я, ни любой другой человек, который следует путем дзен. Ты мечтаешь быть рабом денег, вот твое истинное желание. Так что ты, как родился рабом, так и умрешь рабом, как бы тебе не везло в деньгах. А мудрость, которая тебе нужна для счастья, не водится в буддийский монастырях и в хижинах отшельников. Такую мудрость продают на базарных площадях, в притонах у бандитов, в самых низких закоулках этого мира. Иди туда и ищи ответы на свои вопросы.

Человек ушел. Его судьба сложилась как он хотел – он стал правой рукой у богатого негодяя, который осыпал его золотом за то, что он умел заискивать и унижаться. А потом он сам стал богатым негодяем – хозяином других людей.

Ну, а про дзен этот человек до конца дней рассказывал, что тот, кто его исповедует – глупец из глупцов.


Рецензии