Хрущевка

Хрущевка.
(4 страницы А4)
Вот передняя наша,
Вот и вешалка наша,
Вот и комната наша,
Наша комната Маша,
Вся квартира наша, наша,
Кухня тоже наша, наша,
Наши окна, наши двери,
Я глазам своим не верю.

         Оперетта «Москва.Черемушки»
Композитор Д.Д Шостакович

Думали ли те люди, кто проектировал и обеспечивал  советских граждан отдельным жильем, в середине пятидесятых годов, о самих советских гражданах, или  тупо выполняли очередную директиву сверху, о том можно долго спорить, но точно ясно одно, сами эти верхи, категорически отказывались использовать эволюционное преимущество человека перед остальными животными,  то есть мыслить, делать выводы и выносить правильное решение, позволяющее выжить, в этом жестоком мире. В случае с руководителями страны, выжить стране, которой они управляли. Как это можно назвать? Экономией? Экономией чего? Времени, расходов, денег? С этого момента поподробней.
Почти все мы родом из так называемых хрущевок, ну или хрущеб, как их можно еще назвать, были в гостях, снимали комнату в подобном доме, или саму квартиру, в общем, представляем что это такое. Пять этажей серого дома. Почему пять? Чтоб лифт не делать, экономия. Эстетический вид подобных микрорайонов, мягко сказать удручает. Серое пятиэтажное однообразие, с одинаковыми клетками,  расписанные отборным матом на цокольных этажах и внутри  обшарпанных подъездов. Иногда подобный дом собирался ударными темпами за несколько дней, отделка и вуаля, через месяц дом готов, заезжайте.  Люди были рады и этому после коммуналок.
Кухня. Кухня? Когда я первый раз увидел кухню в подобном доме, все стены которой были отделаны синей кафельной плиткой, как в советском бассейне, я спросил у тогдашней хозяйки- это ванная? И взглядом упорно искал эту самую ванну.
- Нет, это кухня.
- Кухня, три на три метра?- переспросил я.
- Да- утвердительно ответила она.
Но это еще было шикарно, в квартире в которой сейчас живу я, кухня была еще меньше. Для кого они? Или тогдашние руководители думали, что в будущем советские граждане настолько усохнут, что будут спокойно обедать например, вчетвером на подобном пространстве. Где-то должен еще стоять незабвенный белый  прямоугольный кухонный стол, размером примерно метр двадцать на восемьдесят сантиметров и четыре табуретки, холодильник, стандартный кухонный гарнитур, раковина и плита.
На этой самой кухонной плите, хозяйке или хозяину ( что было реже), нужно было еще как-то умудриться три раза в день сварить, а затем помыть посуду, при этом где-то расположив еще всю кухонную утварь. В общем, неудивительно, если через пару лет в подобных условиях, похожих на келью, молодая, красивая, добрая хозяйка превращается в, превращается в…….здесь мне сложно однозначно подобрать слово, но точно можно однозначно сказать, что эти условия не идут на пользу не ей, не ее семье.
Особо «шикарное»  изобретение советской архитектурной мысли, с целью экономии пространства, это конечно же совмещенный санузел. И если не дай бог, утром буднего дня, ты встал  чуть позже, чем члены твоей семьи, я не завидую этому человеку. Те естественные позывы, которые даровала нам природа утром после пробуждения, иногда настолько сильны, что очень часто, даже у самых доброжелательных людей, в случае невозможности попасть в нужное место, в нужное время, возникает мягко сказать, конфликтная ситуация с членом семьи находящимся в нужное время, в нужном месте. Попросту сказать скандал, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Бывает и раздельный санузел, но это особый «шик», достойный того, чтобы упомянуть его в объявлении, в случае продажи квартиры. Туалет шириной примерно семьдесят сантиметров, вызывает особые эмоции у человека чуть больше стандартных размеров, с упоминанием всех людей в сослагательном наклонении причастных к проектированию этого туалета. « Не плохо бы увеличить туалет»- сказали Хрущеву при приемке подобного дома, «ничего, я пролез, значит и другие смогут»- ответил тот.
Спорить с руководством во все времена, в нашей стране мягко сказать, чревато. Можно только полушутя, полунамекнуть на допущенные ошибки, строго исполняя указ Петра I « Подчиненный перед лицом начальствующим, должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим, не смущать начальство».
Зал, место где по замыслу архитекторов этих домов, советский человек должен был отдыхать и культурно развиваться, смотря телевизор или читая газету ( книгу). Диван-софа, красный ковер на стене, стенка-трансформер с хрустальным болгарским сервизом внутри, служили непременными атрибутами этого зала. Вам крупно повезло, если зал был отдельным, а не проходным, с дверью ведущую в детскую комнату.
Но отдельной строкой, среди всей этой вакханалии экономии и быстровозводимости, стоит упомянуть звукоизоляцию. Я промолчу о звукоизоляции туалетной двери и стен, особенно когда в гостях человек десять с детьми, не напишу не строки о звукоизоляции детской комнаты, когда дети «немного» шумят, я не обмолвлюсь о звукоизоляции ванной, особенно в крупнопанельных домах, особенно по утрам, когда нет еще городского шума и сосед решившись высморкаться на пятом этаже, по звукоощущениям делает это у тебя на первом, черт с этим всем, но я напишу о том, о чем говорить вслух не принято, но раздражает всех.
Раздражает это не сказать ничего, это убивает, убивает многое, иногда даже сам брачный союз. Основной инстинкт пока никто не отменял, а делать это, зная, что дети еще возможно не спят, или постоянно бояться, что они проснутся от «шума», это убивает все. Даже если детей нет, то сосед или соседка за стеной «мучаясь»  бессонницей, точно слышит все, а если таких соседей много?
И ты как бы стесняясь и точно боясь чтоб не хрустели пружины на диване или кровати, очень тихо стараешься произвести соитие, не выражая «лишних» эмоций и про себя матеря всех соседей и архитекторов этих домов, побыстрей заканчиваешь свое дело. Убивает. Я промолчу про неудовлетворенность женщин, в советские времена, многие из них боялись даже об этом подумать, не то, что сказать. В общем, что удивляться, если через пару лет такой «любви», молодая, красивая девушка превращается в……….А мужику остается только пить.

Пить?- возразите вы. А что еще делать долгими зимними вечерами, после работы в такой тесноте? Вырезать лобзиком? Где? На унитазе с тусклым светом? Вышивать крестиком? Нет, конечно, найдется малый процент людей, которые не задают себе этот вопрос и творчески решают эту проблему, но многие живут именно так. Допустим, если он сам этого не хочет, вся его жизнь в этой клетке, подвигнет его  к этому, даже если не пить, то медленно превращаться в прола, под «железной пятой» обстоятельств. Холод, нужда, теснота, равно алкоголь или прол, а чаще и то и другое. Тем более, что с помощью алкоголя, временно можно забыть о проблемах, тесноте, нужде и «железной пяте».
Климат. Здесь многие удивятся, при чем здесь климат и хрущебы, казалось бы. При всем. То что, наши котельные отапливают большей частью улицы, а в дома попадает лишь малая часть тепла, выбрасывая тонны сажи впустую, это известно давно. Угля и газа у нас много, а на экологию и экономию начальству  плевать. Дело в другом.
В стране, где в большей ее части,  лютая зима, а вечером тьма по полгода и человек вынужден, так сказать сидеть « у печи», то есть сидя на диване-софа медленно сходить с ума, по старой привычке смотря телевизор, ну или как я уже писал, прикладываться к зеленому змию. В очень тесных условиях хрущевской пятиэтажки, это имеет тяжелейшие последствия.
Каждый человек, это свой мир. И у каждого должна быть, пусть маленькая, но своя комната, где он может делать все, что захочет. Это способствует не только творческому развитию человека, но и уменьшит градус напряженности в семье, где подчас совершенно разные люди, с разными жизненными интересами, пытаются ужиться друг с другом. Возможно ли это в хрущебе?
Конечно это лучше, чем комната в коммуналке, с санузлом на пять семей. Но почему? Почему в нашей самой богатой стране, вопрос ставится именно так. От совсем ужасного, к « ну хоть унитаз свой». Я не верю что во времена Хрущева, не было других проектов. Проектов благоустроенного жилья, на своей земле, в самой большой стране мира. Но мы строили, да и по большей части продолжаем строить хрущебы, хрущебы уже не по проекту, но по духу.
Я не верю, что не было людей способных спроектировать подобные микрорайоны, не дороже хрущеб. Ну, или была бы поставлена такая задача, но это не выгодно государству, почему?
Потому что квартира, это та же тюрьма, клетка, по современным меркам, ты еще должен заплатить с огромным процентом за эту тюрьму.
Жизнь на своей земле, это другая психология, психология свободы. Мой дом- моя крепость. От земли ты можешь пропитаться, на своей земле ты можешь что-то сделать,  что сделает тебя более независимым от государства. Послать всех к черту и открыть свое дело. Громко заняться сексом, в конце концов. Я сейчас не имею ввиду, деревянный дом с печным отоплением и туалетом во дворе, расположенном за тридевять земель от работы и школы и чтоб добраться до места, необходимо отстоять два часа в пробке, хотя и это иногда лучше чем хрущеба. Достижения современной цивилизации позволяют человеку сделать многое, но тебя так тяжелее контролировать, легче построить современную хрущебу в сорок этажей, дать ипотеку под бешеные проценты и ты в тюрьме. Попробуй начни возникать на беспредел на работе, когда у тебя ипотека на тридцать лет.
В сочетании с современным образом жизни, почти не предполагающего никакого интеллектуального и физического напряжения, это дает неописуемый эффект.
 Конечно не все так просто и фильм « Красота по американски», точно и наглядно это показывает, но это уже тема для совсем другого рассказа.


Рецензии