Гири

Их было много - похожих друг на друга, но разных по весу и цвету.  Каждая со своей маленькой историей, хоть это и просто литые куски железа  .Запомнилось мне всего 4 из них.
Гиря  первая.
     Помню её с самого раннего детства. Отец принес  домой из рабочей общаги. Обшарпанная, с побитыми боками и четкой надписью» «32кг» она долго скиталась по углам комнаты, откуда её выуживали  молодые и весёлые отцовские друзья приходившие к нам в гости. Мало кому она покорялась,  свободно и легко взлетая в мощных руках под высокие потолки. Чаще же просто отрывалась от пола и,  с шутливой отговоркой, вставала на место.
     Запомнился приезд моего деда из деревни. Мне года 3. Какой- то праздник. Много народу. Подвыпили, загомонили. Увидели гирю и забурлили мужики. Деду было под  60. Кто-то  из мужиков выжимал по 2-3 раза. Кто-то лишь отрывал гирю до пояса, а кто то и лишь от пола.
    Дед, глядя на это , молча встал  отложив кисет со сложенной под самокрутки газетой,   зацепил гирю мизинцем левой руки и легко и, казалось без особого напряжения  выжал её  с десяток раз,  перебросил в правую руку, выжав вверх дном и перекрестившись ей в завершение, молча поставил её в угол и сказал:
 -Сопляки вы ишо!
  Лет в 14 я купил ей пару. А было так.
Гиря вторая.
   Сила пришла как -то неожиданно.  Ежедневные тренировки дали результат: тяжелые гантели, мешок с песком вместо груши, подтягивания на перекладине, кроссы и та, отцовская гиря, уже послушная в моих руках становились недостаточным и  легким развлечением. И глядя на меня , отец вручил мне 6 рублей  и сказал:
-Дуй в «Старт»*, купи себе еще двухпудовку. Одной тебе уже маловато будет.
Уже была поздняя осень, сухая  на удивление, с тихо облетающей листвой и ранней темнотой. 
Вечерело. До спортивного было километра 4 и желая сегодня же купить обновку, я крупной рысью помчался в магазин. До закрытия оставалось минут 10 и толстая тетка позевывая шла уже к дверям вешать табличку «закрыто». С разбегу я успел втиснуться между косяком и её арбузным бюстом. Одним движением схватил из ряда новенькую, сияющую свежей краской двухпудовку и грохнул ей на затрещавший прилавок у кассы.
     -Че, до завтра не терпится? –пробурчала кассирша. Лучше бы дрова поколол!
     -Надо будет –поколю, только не тебе. –парировал я, подавая ей деньги.
Под бурчанье недовольных  теток, закрывших за мной двери магазина, шагнул в темноту.
Дорога была прямой – по престарому, выбитому ямами тротуару с редкими лавочками и еще более редкими уличными фонарями.
Закинув гирю на плечо, шел домой. Первые метров сто было легко-перебрасывая железку с руки на руку, сильно то и не чувствовал веса. Чуть дальше   меня стало кренить-руки, казалось, вытягиваются до колен, а вес увеличивается  вдвое, а то и в четверо. Лавочка. Сел, отдохнул, пошел дальше, наметив целью следующую лавочку. Потом еще одну, и еще. Появились мысли оставить гирьку там, где стою. Устал, запыхался, взмок. В очередной раз поставив гирю , зашел за кусты отлить. Слышу-удаляющийся хруст камешков под башмаками и пыхтенье. Быстро выскочил на дорогу и увидел удаляющийся с моей гирей силуэт. Темная фигура ходко двигалась прямо по тротуару и меня взяло любопытство- на сколько его хватит.  Метров через триста пыхтенье стало очень отчетливым , а еще через сотню я услышал характерный звук падения гири на асфальт. Облегченная на 2 пуда фигура не оборачиваясь рванула вперед и исчезла в уже почти полной темноте.   Я,  вполне отдохнув и отряхнув с себя завиральные и малодушные мысли, подхватил её за ручку, нагретую воровской рукой и поставив на плечо потопал дальше.
  Перед политеховскими общагами из кустов вышагнули на меня пара тлеющих огоньков и наглый голос нарастяжку прохрипел:
-Стоять!  Сумку сюда!
Ну Вот! Шпаны мне еще не хватало. Времени на раздумье нет совсем- вот они-рядом. Запах перегара и табака бьет в лицо. Один нависает надо мной, толкает в грудь., другой сбоку. Почувствовав замах,я чуть качнулся влево.  Глухой удар пришелся в гирю и тут же по ушам стеганул  крик, какой-то заячье-безнадежный , переходящий в скулеж с яростным шипением .
-На, держи- уже с облегчением выдохнул я. С плеча гирька   очень удачно попала второму по ноге-я даже хруст кости услышал. Дикий  рев раненого зверя , испуганный  вой второго:
- Аааа…!  Оооо…!
Четко отрабатываю удары в корпус и голову  уже недвижно согнутого противника, ощущение сырости на кулаках, надрывные крики «грабителей».
Хватаю гирю и бегом уже ломлюсь в свой темный переулок. Уже без приключений добрался до дома.
     Отец, читая за столом мельком глянул на меня, усмехнувшись спросил:
- Упал по дороге и гирьку помял?
Я рассказал в подробностях.  Посмеялись.
         Гиря третья.
Сашка, мой сосед был старше меня на 5 лет , несколько лет небезуспешно занимался вольной борьбой и был силен. До сих пор он статен, по-мужски красив и сильно походит на С.Сталлоне .  В тот год он пришел из армии и поступил в школу милиции.   Вечерами приходя с учебы и наблюдая за моими тренировками во дворе, он решил присоединиться, ибо вчистую проиграл мне и в жиме , и в толчке и в рывке. Кроме того , я уже жонглировал  двумя двухпудовками и легко крестился ими.
А когда он увидел, как я разгибаю подкову- признал свое поражение и моё силовое первенство.
       Двухпудовка была ему тяжеловата, и я попросил купить гирю 24 кг. Со своей стипендии он принёс её. Габариты были как и у старой , а вот в  дне было отверстие с полостью.  На этой облегчённой гирьке,  он несколько дней отрабатывал технику рывка и жима. Через неделю  же, вполне уверенно и четко выполнял все положенные упражнения.
          Видя такой прогресс, я решил перевести его на 2-х пудовку, а себе усложнить задачу и увеличить вес, залив в полость гири свинец. Расплавил в кастрюльке свои немалые запасы , залил.  Даже краска с боков не облезла. Вес получился 54кг.  Попробовал. Жму. Тяжелее гораздо.  Вскоре пришел Сашка и, переодевшись приступил к разминке.   И черт меня дернул-  промолчать про свинец.  Схватив привычную ему гирьку , он попытался её вырвать. Не тут- то было. Не может! Валится Сашка! Пытается выжать- а от плеча она не отходит.
            -Ну, говорю, ослабел ты. А он выпучив газа от натуги  и изумления перевернул её и увидел вместо отверстия на донышке еще не окисленную ровную поверхность свинца.

     Гиря четвертая.
  Старшина учебки -горластый , почти квадратный и при этом шустрый прапорщик Галак подбирал себе здоровых и предельно тупых сержантов. Знакомство с  новобранцами он проводил в первый день службы в спортивном уголке.  Под его присмотром самый здоровый сержант демонстрировал чудовищную силу. Одновременно запугивая этим юных воинов в еще необмятых сапогах. Сняв поясной ремень, он поднимал рукой вертикально с пола  8 килограммовое ядро, лихо вырывал двухпудовку и опустив её на плечо, выжимал  с легким креном корпуса. А потом, полным превосходства покровительственным голосом, вызывал желающих повторить. Как правило, таких не было.  Я же вызвался, без всякого труда повторил эти нехитрые манипуляции, перекрестился и поставив гирю на попа, взял с пола полуторапудовую гирю, поставил её на донышко первой и выжал всю эту конструкцию левой рукой. Изумлению старшины  и его сержантов не было предела.   После этого на перекладине я подтянулся 5 раз на левой руке и, справедливость меня настигла- на зарядку и физо я больше не ходил ни разу за всю службу. Гусиный шаг, тупые отжимания и прочие радости солдатского бытия остались где-то в стороне.  Через месяц, после присяги, вместо шести положенных в учебке, меня отправили в обычное подразделение.
    Спортивный уголок в нашем общем с двойкой** углу был очень убог. Стандартное 8-килограмовое ядро, древний легонький бульдог, гирька на полтора пуда- вот и все.
    За время 6 часовой смены на службе бывало и затишье, когда общались за жизнь, слегка соблюдая субординацию. Прапорщик Женька Плотников был москвич, которого поперли с какого- то курса МФТИ и заперли в нашу далекую хабаровскую дыру. Разговаривали мы с ним как правило о прочитанном . Как то в разговоре  я  посетовал ему на убогий спортивный инвентарь в казарме и выразил желание купить на свою солдатскую зарплату двухпудовку .   Женька согласился помочь, и вручив ему 6 руб*** я стал ждать. Прошла туманная и дождливая хабаровская весна, наступило душное комариное лето. Женька пропал.
      Воскресенье, тишина. Жаркий, испепеляющий вечер, после которого уснуть можно только в мокрой простыне.  В эту расплавленную тишину вкрапляется какой-то странный звук: Бумм, бумм., опять тишина. Снова –бумм, бумм, бумм..
 Очумевший от жары дежурный по роте Серега Мишуров машет мне. Подхожу. Через пролеты с третьего этажа вижу, как в совершенно мокром мундире, без фуражки, переставляя двумя руками на каждую ступеньку с жутким грохотом  гирю, с надрывным хрипом  и стуком поднимается  прапорщик Плотников. Закусив от смеха губу, и не дав порыву моей души  помочь Плотникову, Серега буквально вытолкал меня в конец казармы, желая увидеть, чем это представление окончится.
     Всклокоченный и красный как вареный рак, насквозь мокрый от пота, Женька поднялся на этаж и держа гирю перед собой, полубегом, задыхаясь и с совершенно безумным взглядом на подгибающихся ногах провилял мимо дверей канцелярии, откуда вышел майор Павлюков.
  -Прапорщик Плотников! Почему не  приветствуете старшего по званию?
Вы что, в одежде купались?
 Женька, окончательно обессилев, разжал руки. Новенькая гиря грохнула на пол, заставив обернуться всех, кто был в казарме.
    После этого, кроме меня, вся казарма ржала с неделю. Я же, помятуя о своем походе из магазина с гирей, зауважал Женьку. В крепости духа и твердости слова ему не откажешь!
  Где ты теперь Женька Плотников? Жив ли?  Где ты теперь,  гиря, мой подарок родной армии?

Барнаул. Декабрь 2020
1. *Старт - спортивный магазин.
2. **Двойка- подразделения в части назывались по цифрам. Двойка и семерка жили в одной казарме.
3. ***6 руб – в те времена цены  на многие товары были одинаковы в разных концах страны в течении многих лет.
    


Рецензии