Прямая и косвенная речь

            (Урок по аудированию с иностранным студентом Мабасси
                по материалам одной пресс-конференции)

[Действующие лица:
1.Мабасси студент из Республики Чад, изучающий русский язык в одном из российских университетов на подготовительном отделении.
2.Преподаватель русского языка одного из российских университетов.
 По заданию преподавателя студент Мабасси посмотрел по телевидению одну пресс-конференцию и рассказывает на занятии, что он понял из услышанного].

Мабасси: «Я весь пресс-конференция говорить не стану… Я выбраль толко непонятный место, и который мне интересно… Там разный вопрос звучаль… В самый начало, одна мужчина спросила…
Преподаватель: Мужчина – это он. Мужской род…
Мабасси: «Но Вы говориль, что слова, который кончаются на –ИНА, все – женский род! - Женщина, перина, балерина…
Преподаватель: «Не будем отвлекаться. Про женщину, балерину и перину поговорим в другой раз. Вы же слышали, президент сказал в одном месте, отвечая на вопрос  – он настоящИЙ мужчина….
Мабасси: «Да-да, канешна, слышаль. Они ищо сказали, что эта султан хвостом не виляет… Ха-ха!...»
Преподаватель: «И то правда… Нечем вилять… Возможно, хвост поджал…
            Мабасси: «Что означать «поджаль хвост»?»
Преподаватель: «Не будем отвлекаться на нюансы. Так, что мы хотели рассказать о конференции?»
Мабасси: «Вы тоже хотель мне рассказать?»
Преподаватель: «Нет! Рассказывать я не буду, если только разъясню некоторые моменты, которые Вы не так поняли…»
  Мабасси: «Там какая-то дядя спросила - Год был плёхой или харощий, на Ваш взгляд?»
Преподаватель: «Дядя – мужской род. Он спросиЛ».
Мабасси: «Дядя, тётя… Какой разница в русский язык?…
Преподаватель: «Оставьте гендерный вопрос и продолжайте, пожалуйста, пересказ… Иначе мы растянем процедуру на пять часов, как…»
  Мабасси: «Владимир Владимирович Путин сказали, что «Проблем – морэ!» Но меньше, чем в Америка и что ВВП упаль».
        Преподаватель: «Неужели? Мабасси, Вы сказали не в той последовательности…
        Мабасси: «Я точна писаль в айфон: «Промпроизводство подсела. Сельский хозяйство в хороший зона». «Банки в удовлетворительный состояние».
Преподаватель: «И даже банки?»
        Мабасси: «А Вы разве не слушаль?»
        Преподаватель: «Слушал, конечно, и даже слышал, но не записывал…»
        Мабасси: «Я толко не поняль, что означать «слезли с газовый игла?»
        Преподаватель: «Наконец-то! Долгонько сидели… Слезть означает спускаться вниз, цепляясь, держась за что-либо»
        Мабасси: «Я это поняль, что вниз… Но как понимать, что «сидель на игла?»
        Преподаватель: «Ну, это фразеологизм, оборот такой из сленга наркоманов…»
        Мабасси: «А-а-а, сечас поняль!... Потом они говорили, что налажен производство масок против пандемия. Но маски всем надоель!»
        Преподаватель: «Так и сказал?»
        Мабасси: «Да! Они точна так сказали…!
        Преподаватель: Насколько я помню, там был задан вопрос: «Достаточно ли будет вакцины для народа?». А приводил ли президент какие-нибудь данные или цифры по производству вакцины против коронавируса?»
        Мабасси: «Такой вопрос ему один девка задаваль».
        Преподаватель: «Не девка, а женщина!»
        Мабасси: Они сказаль…(листает в телефоне). Я печаталь, вот: - «Не хочу утыкаться в цифры… Это скучно и тоска наводит». Потом ему дали вопрос,  о какой-то политический тяжеловес, который нада менять».
Преподаватель: «Под политическими тяжеловесами понимаются руководители известных в нашей стране оппозиционных партий. Хотелось бы, чтоб их сменили молодые…»
         Мабасси: «Легковесы, да?»
         Преподаватель:  «Откуда Вы взяли такое слово? У нас в русском языке такого слова не существует»
         Мабасси: «Этот слово я сам придумаль!»
         Преподаватель:  «Словотворец!.. Расскажите, какие проблемы ещё обсуждались?»
         Мабасси: (заглядывает в айфон, читает) «Работы нэт. 20 млн. живёт за чертой бедность.  Рост бедность. Цены растут. Хотя урожай быль. Смертность растёт»
         Преподаватель: «Да, всё растёт…, к сожалению»
         Мабасси: «Пачему сожаленью? Они сказали, что «Повысили пособбие по безработица».  Уборщица одной приподняли … дэньги»
         Преподаватель:  «А учителю?... Кстати, было что-то сказано по тому поводу, что «начали повышать цены внутри страны»? (чуть слышно) Пособия повысили! Хоть бы за учебные пособия, которые я напечатал, денежное пособие дали!...»
         Мабасси: «Я не поняль, как это денежный пособие за пособие давать?»
         Преподаватель: «Оставим это! Вопрос этот не языковой, а финансовый…»
         Мабасси: «Потом они говорили, что отправили дэньги в регион и им чиновника докладываль – «всё в порядке».
         Преподаватель: «Ну, доложить-то доложили, но…  «Делов-то куча!»
         Мабасси: «Да, они точна так сказали… про кучу! Толко я не поняль, что означать «куча»
         Преподаватель: «Ну, как объяснить, Вам, Мабасси? Куча она и в Африке куча. Это когда, чего-то много и … Кучи бывают разные. Это трудно объяснить…»
         Мабасси: «Харашо! Я буду смотреть словарь». Там один журналиста сказаль, что «Пока прэзидэнт не грянет, министр не перекрестицца»
         Преподаватель: «Это, Мабасси, игра слов. Переделанная пословица «Гром не грянет, крестьянин не перекрестится»
         Мабасси: «Это означать – дать по зубам?»
Преподаватель: «Можно и по шапке дать, не обязательно по зубам. Хотя …
         Мабасси: (Читает)«Мусорный реформа тормозит». «Сама по себе двигаецца». «Нюжна сортирофка».
         Преподаватель: «К сожалению, мусора у нас хватает. Хотя не президентское это дело - мусор разгребать»
         Мабасси: «Один женщина из Магнитогорск  сказаль, что её могут растерзать жители. Она говориль, что там нет смок, там есть туман от вода, в обшем – испарение. Я удивлялся, как можно не понять. Путин объясняли: «Скажю, что произошло, а потом скажю, что нада делать». Но они не стали расрыть секрет»
         Преподаватель: «Какой тут секрет, когда всем известно, в чём дело»
         Мабасси: «Потом выступаль Шнурков. Хотель задать «козырной вопрос». Он хотель мат, но не сталь. Господин прэзидэнт благодарили  его за это.
         Преподаватель: «А что Шнуров хотель… Извините, что хотел сказать этот поборник мата?
         Мабасси: «Он спросиль, как пИсать жизнь без мата»
         Преподаватель: «Ударение падает на букву А – писАть. Означает – писать о жизни без мата. Насколько я знаю, он спросил, почему русские хакеры не помогли Трампу. А президент ответил, что выборами занимались американские хакеры, или те, которые уехали из России «за бугор» и у них сейчас другие обязанности.
         Мабасси: «Ищо там шоль речь о пациент Берлинский клиника. Я поняль – это Навальный ваш.
         Преподаватель: «Сегодня он уже не наш…»
         Мабасси: «Президэнт ответили: «Трюка такой – напасть на первый лицо, чтобы поттянутца».
         Преподаватель: Есть такая басня «Слон и Моська» у русского баснописца Ивана Крылова: «Ах, Моська! знать она сильна, что лает на Слона». Смысл один и тот же»
         Мабасси: «Я поняль! Крылов их научиль»
         Преподаватель: «Нет. Будет точнее сказать – он у Крылова научился. И не надо говорить о нашем президенте во множественном числе!»
         Мабасси: «Мне понравилься фраза о выборы:  Сначала опираюцца на большинство, а когда попадать во власть, опираюцца на радикальный сила. У нас в Африка тоже так.
         Преподаватель: «А почему так происходит? Хотя, можете не отвечать. Это не входит в наши задачи. А что Вы, Мабасси, скажите про трюк с «беременной женщиной?»
         Мабасси: «Она стала беременный во время сессия!»
         Преподаватель: «Я бы уточнил – беременела в промежутках между сессиями. Надо почаще устраивать пресс-конференции и мы, наконец, решим проблему деторождения в нашей стране»
         Мабасси: «У нас в Африка много народ. Зачем рожать?»
         Преподаватель: «Поэтому у вас и нет детских пособий!»
         Мабасси: «Зачем рожать, когда нет работа?»
         Преподаватель: «Не знаю. Не знаю… А что сказал президент о прессе?»
         Мабасси: «Они сказали:  «Обо мне тоже всякую фигню пишють»
         Преподаватель: «Вы поняли, что фигня на русском языке означает «чепуха»?»
         Мабасси: «Да, я поняль. Слово «фигня» пришоль из немецкий язык»
         Преподаватель: «Мабасси, я должен Вас похвалить – Вы внимательно следили за пресс-конференцией и многое почерпнули. Скажите, что сказал президент о культуре?»
         Мабасси: «О культуре они сказали: «Красива… но нет туалета и негде рукки помыть».
         Преподаватель: «Действительно! Наша культура часто натыкается на… А про футболиста…?
         Мабасси: «Про Дзюба? Они сказали: «Это хороший урок для публичных людей».
         Преподаватель: «Нет-нет! Вы не так поняли. Это не показательный урок! Это было сказано в другой смысловой связке»
         Мабасси: «У футболист быль виртуальный связка! Мне ищо понравился история про медик-бабушка, который путал ангина с геморрой!»
         Преподаватель: «А что тут Вам могло понравиться?
         Мабасси: «Мне быль приятна ответ - «Помогите, чтоб она не искала…»
         Преподаватель: «Да уж. Да уж… А что сказал президент про свободу?»
  Мабасси: «Они сказали…Они сказали… (ищет запись) Нащоль! Они сказали (читает): «Там, где начинацца свобода одного человек, там заканчиваецца свобода другой человек».
        Преподаватель: «Да… Тогда Вам мой проблемный вопрос. – Скажите, Мабасси, кто из нас двоих более свободный человек?»
        Мабасси: «По ВВП – Вы. По Карлу Маркса – я».
        Преподаватель: «Не понял, объясните, пожалуйста!»
        Мабасси: «ВВП – это такой клич для Ваш президэнт в инет. И то, что они сказали о свобода. Я в Африка изучаль Карл Маркс. Он писаль, что свобода  - это осознанье необходимость».
        Преподаватель: «Да с идеологической подготовкой у Вас в Чаде всё в порядке. Вам остаётся ещё немного подтянуть русский язык. Поправить произношение. Ну, и морфологическое согласование»
        Мабасси: «Они сказали: По сравнению с Вами, мы белий и пушистый. Я не пушистый и не белий. Я чёрний.
        Преподаватель: «Нет-нет! Эта дискуссия нам ни к чему! Вы – «благообразный». Это будет компромиссный вариант для политического согласования.
        Мабасси: «Я не вовсе поняль фраза от президэнт:  Вы же умный люди! Почему Вы считать, что мы придурки? Не поняль, кто такой придурки.
        Преподаватель: «Придурки – это как бы ещё не совсем дураки. Но звучит ещё хуже, чем дураки. В общем – с придурью. Что касается фразы, то наш президент дал понять западным политикам, что они судят по своему образу и подобию»
        Мабасси: «Вот он мягкий гуманитарный сила!»
        Преподаватель: «Согласен с Вами. Словом можно выпороть по-мягкому!»
        Мабасси: «По мягкий место?»
        Преподаватель: «Нет! Здесь другой смысл…
        Мабасси: «Я пошутиль…»
        Преподаватель: «Пора заканчивать! Мы с Вами затянули обсуждение...
Пожалуй, последний вопрос: Что сказал президент в конце встречи с журналистами?
        Мабасси: «Они сказали:  Секрет счастия – это любофь.  Потом добавили: «Это не секрет!». Я поняль, что у русский человек нет секрет.
        Преподаватель: «Отлично, Мабасси! В самую точку! Отлично! Мы открытые люди и это нас губит. Ну, что ж … Я думаю, и мы на этом закончим.
        Мабасси: «А Ваш президэнт ищо в кулар вопросы отвечали…»
        Преподаватель: Да. Это наша русская привычка задерживать дорогих гостей у порога и мучить их никчёмными разговорами»
        Мабасси: «У Ваш президэнт хорощий выдершка! Я бы не смог так дольго. Я бы описалься!.


Рецензии