Прорыв к технологической супердержаве

Все мы помним, какая торговая война между США и Китаем была развязана Трампом в последние годы. Здесь и обвинения в нечестной конкуренции, и ряд санкций по отношению к высокотехнологичным китайским корпорациям, и обвинения в развязывании коронавирусной пандемии и т.п., в стиле Трампа, в стиле «давить конкурентов».

Разумеется, Китай не собирается уступать США и поддаваться на голословные обвинения. Китай, китайское руководство и далее намерены проводить политику дальнейшего развития и превращения Китая в самую передовую высокотехнологическую державу планеты.

Об этом шла речь на 5-м Пленуме ЦК КПК 19-го созыва, состоявшегося в конце октября нынешнего года.  На пленуме были подведены основные итоги 13-й пятилетки, ставшей решающим этапом для полного построения среднезажиточного общества, достигнуты новые успехи в борьбе с бедностью и 55,75 миллиона бедных людей в сельской местности избавились от нищеты, (отмечается, что всего за 40 лет развития и реформ более 850 млн. китайцев вышли из черты бедности и повысили своё благосостояние).

Намечены планы развития на 14-ю пятилетку (2021-2025 гг.) и перспективные планы на три пятилетки до 2035 г. Усилия будут направлены на расширение экономического и технологического потенциала и совокупной национальной мощи; достичь этого предполагается за счёт прорывного инновационного развития. Намечено и дальше продвигать «мягкую силу» Китая, решать проблемы экологии, выйти к 2035 г. по ВВП на душу населения на уровень развитых стран.

Как отмечают эксперты по Китаю, в итоговом коммюнике пленума указаны три важнейшие стратегические цели:

- Сделав ставку на инновации, в ближайшие несколько лет превратить Китай в технологически самодостаточную сверхдержаву (14-я пятилетка), выйдя на лидирующие позиции в мире по уровню технологического развития, а к 2035 году превзойти США во всех ключевых областях науки и технологий.

Страна делает акцент на технологическую независимость, особенно разработку и производство полупроводников, которые лежат в основе всех передовых технологий: искусственного интеллекта, сети 5G, суперкомпьютеров и квантовых вычислений. В числе ключевых направлений – возобновляемые источники энергии, материаловедение, транспорт на новых источниках энергии, биотехнологии и освоение космоса (летом 2020 г. Китай отправил на Марс свой первый зонд Tianwen-1 для изучения планеты).

- Радикально переоснастить и переформатировать армию, чтобы превратить Китай в военную сверхдержаву, для начала уравняв военный потенциал с США уже к 2027 г. (а это значит, как минимум, сравнятся по военному потенциалу и с Россией, а то и обогнать её).

- Перейти к стратегии так называемой «двойной цикличности», когда резко повышается роль внутреннего рынка Китая с его полуторамиллиардным населением и растущими доходами, с целью обеспечения лучшей взаимосвязи между внутренними и внешними рынками для более устойчивого и гибкого роста.

Эксперт Сергей Карелов приводит такой пример.

Наплевав на наложенные США ограничения экспорта микросхем в Китай, Китай небывалыми темпами строит свою собственную индустрию микросхем: 19 тыс. новых компаний заработали в этой отрасли только в 3-м квартале, а с начала этого года прибавка составила 48 тыс. новых компаний. В результате в Китае уже работает до 230 тыс. компаний по производству микросхем. В частности, новый завод микросхем Wuhan Xinxin Semiconductor Manufacturing Co Ltd. начал свою работу в знаменитом теперь на весь мир Ухане.

Но это не значит, что у Китая нет никаких проблем.

Несмотря на вывеску «социализма с китайской спецификой», Китай является типичной капиталистической страной на её высшей, империалистической стадии развития.
Китай занимает второе место в мире по числу миллиардеров, после США. По последним данным, в Китае насчитывается порядка 500 долларовых миллиардеров (по данным китайского аналога Forbes, рейтинга Hurun, в Китае в 2019 г. насчитывалось 799 миллиардеров, с учтём Гонконга и Тайваня) и 4,4 млн. миллионеров. А там, где есть миллиардеры и миллионеры на одном полюсе, на другом обязательно имеются бедняки (как бы руководство Китая ни рапортовало о достижениях в борьбе с бедностью) и безработные, люди без средств существования. 

Китаевед Николай Вавилов, многие годы проработавший в Китае и с уважением относящийся к китайскому многонациональному народу, тем не менее, отмечает недостатки.

В частности, он напомнил (в одном из недавних интервью на телеканале «День ТВ»), что в 2010 г. в Китае 150 миллионов чел. проживало на доход меньше 2-х долл. в день. За прошедшие годы Китай сделал рывок в этом направлении и уже обогнал Россию по доходу на душу населения (по данным МВФ, на октябрь 2020 г., доход на душу населения в России составил 9972 долл./год, в Китае – 10839 долл.; для сравнения: в Казахстане – 8781 долл., Белоруссии – 6133 долл., Украине – 3424 долл., Узбекистане – 1762 долл.; в развитых странах Запада, в среднем – 46350 долл./год).

Но, несмотря на рост доходов, несколько десятков миллионов жителей Китая остаются за чертой бедности.

Большую проблему, отмечает Вавилов, составляет внутренняя миграция из сельской местности в городскую в количестве до 200 млн. чел., из которых примерно 100 миллионов не имеют средств существования.

Также огромный пласт людей не получает пенсий и содержится за счёт детей. Только 66% населения охвачено системой пенсионного обеспечения, отмечает Вавилов. Между прочим, об этом говорится и в коммюнике прошедшего пленума, где сказано о том, что 1 млрд. чел. охвачены базовым пенсионным страхованием. Следовательно, 500 миллионов ещё не охвачены, то есть не имеют, или не будут иметь пенсии, и будут вынуждены жить за счёт детей (а если дети не имеют работы, как быть тогда?).

Также в коммюнике пленума сказано о том, что базовым медицинским страхованием охвачено почти 1,3 млрд. чел. Цифра впечатляющая, но 200 млн. чел., получается, не имеют доступа к базовому (то есть самому основному, первичному) медицинскому обеспечению.


С классовых позиций подходит к оценке положения дел в Китае доктор экономических наук профессор Катасонов (между прочим, не марксист и глубоко верующий человек).

Он совершенно верно отмечает, что Китай является страной государственного капитализма (интервью профессора на одном из телеканалов 6 марта нынешнего года на тему «Китай на пороге глобальных изменений»). А экспансия Китая на внешние рынки осуществляется в полном соответствии с ленинским анализом империализма, сделанным в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма», и представлена в проекте «Один пояс - один путь».

Налицо, отмечает Катасонов, борьба империализмов: молодого китайского и пока ещё не очень старого американского, и всё более обостряющиеся американско-китайские межимпериалистические противоречия.

По мнению профессора, коронавирус, это спецоперация, основной мишенью которой являлась китайская экономика. Мы можем отметить, что эта «спецоперация» по отношению к Китаю не достигла ожидаемых результатов и, в то же время, «успешно» поражает США, Великобританию, Германию и др. страны Запада. 

Итак, Китай стремительно выходит на передовые позиции в этой межимпериалистической борьбе.

Но при этом надо иметь в виду, что никогда ещё смена лидерства в империалистическом мире не проходила без борьбы, вплоть до развязывания очередной империалистической бойни (не зря в Китае резко наращивают военный потенциал). Это, во-первых.

И, во-вторых, рано или поздно внутренние противоречия в Китае, главным из которых является противоречие между трудом и капиталом (как бы от него не открещивалось и не замалчивало руководство КПК), непременно приведёт к социальному взрыву и переходу Китая на подлинно социалистический путь развития, в котором буржуазии не будет места, а Компартия Китая из партии «тройного представительства» вновь станет авангардом пролетариата - передовым отрядом рабочего класса, трудящихся масс китайского народа.





 


Рецензии