О тумуском разгроме...

Арлтан Басхаев

О Тумуском разгроме…

Сейчас много пишут и говорят о самой битве, о захвате в плен китайского императора. Но если присмотреться внимательно, мне кажется, мы имеем дело, с китайской политической интригой в которую были вовлечены и ойраты.
Итак…1449 год. В Китае под девизом «Чжэнтун» («Законное Наследие») правит шестой император династии Мин - Чжу Цичжэнь. Он молод (всего 22 года). И хоть править он стал в 8-ми летнем возрасте, но фактически правил регентский совет, сформированный из-за малолетства императора. И государственными делами руководил евнух Ван Чжэнь (назовем его лидером «чиновнически-бюрократической партии»). Юный император привык во всем полагаться на Ван Чжэнья.
Но в стране было неспокойно. Засуха, продолжавшаяся с перерывами с 1435 по 1448 годы и большое наводнение реки Хуанхэ в 1448 году вызывало массовое народное недовольство (ну как недовольство… Несчастные крестьяне, которым правительство показало фигу, а не финансовую помощь, периодически бралось за сельскохозяйственные инструменты, превращая их в оружие…В общем в стране одно за другим вспыхивали восстания, которые правительство с трудом подавляло).
Конечно, это порождало кучу недовольных…И что самое страшное недовольных не каких-то вшивых крестьян, которых можно было успокоить с помощью копьеносцев и лучников, а недовольной аристократии. Во главе «партии недовольных» стоял по видимости полководец Юй Цянь.
Кстати был и младший братишка императора, по имени Чжу Циюй…Ему тоже хотелось усесться на императорский трон…Но,…фарта не было. У императора Чжу Цичжэнья – был собственный сын - Чжу Цзяньшэнь, который и был провозглашён наследником престола. Хоть и было ему в 1449 году всего 2 года...(Но наследный принц – есть наследный принц.).
И Чжу Циюй прекрасно понимал, что не видать ему Золотой трон императоров Поднебесной, как своих ушей… Младший брат императора прекрсно знал армейскую мудрость, которая гласила, что: «Сын командира тысячи воинов может стать командиром тысячи воинов, но не станет командиром «вэйя» (1), - ведь у командира «вэйя» есть свой сын!».
И по всей видимости (как это часто бывало в Истории) амбициозный Чжу Циюй нашел общий язык с полководцем Юй Цянем, которому поднадоела правившая партия «евнухов и бюрократов». Генерал, видимо считал (как это часто бывало в Истории), что если поможет, младшему брату занять Золотой трон, то благодарность его будет фантастической, и он займет место евнуха Ван Чжэнья – и будет фактически править страной… Ну а что тут такого, вон в варварских закатных странах элютские (2) вожди оттеснили от власти чингизидов и хоть ханскую белую кошму и занимает какой-нибудь чингзидик, но правит фактически ойратский вождь – Батула, Тогон, или вон как сегодняшний их вождь – Эсэн…
Кстати, этого простодушного дикаря, любящего как и все варвары блестящие золотые моменты тоже можно использовать с пользой для себя…
И вот в Пекине созрел заговор. (а, что…дело житейское…сколько их было с древности в истории человеков…никто не сосчитает)
Между степью и Пекином засновали послы… И созрел заговор…

* * *

И созрел заговор… Ясно, что никто не расписывался кровью в документах…а они и если существовали, то скорее всего были уничтожены заговорщиками потом (зачем лишние улики). Так что, здесь могу только предполагать, опираясь на человеческую психологию и известные в истории заговоры (вернее, то что о них известно исторической науке и широкому кругу читателей).
Скорее всего китайская сторона предложила Эсэну спровоцировать военный конфликт. Со своей стороны они гарантировали, что сдадут армию с императором в руки ойратов. Им лишь нужно уничтожить ненавистного евнуха и расправиться с его партией, а потом за императора они дадут баснословный выкуп…да, такой что и Эсэну и его детям и внукам хватит на безбедное существование на всю жизнь…
Эсэн призвал ойратских нойонов
 – Пацаны заработать хотите?
-А кто не хочет…Но что делать надо?
-Да то что Вы любите…Драться! К тому же Вы и бесплатно деретесь, а тут за драку еще и забашляют нам..
В общем нойоны подписались… Эсэн пожал руки китайским посланникам…И колесо заговора начало набирать обороты…
Да только не знал Эсэн, что китайцы его втемную решили использовать..

* * *

И вот в 1448 году, ойраты из пришедшего торгового каравана начали провоцировать китайских чиновников…вспыхнул скандал и чиновники прекратили торговлю. Эсэн почитал этот сasus belli достаточным и напал на китайский город Датун. Командующий китайским гарнизоном в Датуне У Хао вышел в поле навстречу кочевникам, но был наголову разгромлен и погиб в бою. Военные (подзуживаемые Юй Цяньем) стали громко роптать о «позоре для китайского оружия», и убеждать евнухов (которые слабо разбирались в военном деле, что разгромить варваров-ойратов, дело плевое…Мол один китайский солдат, прошедший обучение по секретной методике Шаольнского монастыря, размажет два, а то и три десятка кочевников)…Мол надо молодому императору получать лавры великого полководца… В общем евнухов убедили...
Нашлись и аргументы и для Ван Чжэня… Он был уроженцем Вэйчжоу, который находился от Датуна на близком расстоянии, и опасался, что его малая родина подвергнется вторжению и разграблению ойратов. И конечно военные убеждали его, что надо идти спасать «родовое гнездо» и все такое… Убедили… И вскоре сам Ван Чжэн убедил императора лично идти в поход… Хотя некоторые благоразумные, министры пали ниц, чтобы помешать императору идти в поход, но успеха не имели… Молодому императору хотелось сравняться славой с Сунь Цзы...
Было объявлена мобилизация… «Родина в опасности!» и вскоре 400-тысячная китайская армия выступила из Пекина в поход. Местоблюстителем трона в Пекине был оставлен младший брат императора - Чжу Циюй. Заговорщики радостно потирали руки…Первая часть плана удачно была выполнена…Варвары напали на Китай, и император с ненавистным евнухом отправились в поход!
Между тем как писали китайские летописцы: «Датунский шоуцзян Сун Ин, у-цзинь-бо У Мянь, дуду Ши Хэн и др. сразились с Эсэном в Янхэ, все действия генералов были под контролем евнуха Го Цзина, но поскольку не было дисциплины, то армия потерпела неудачу. Все генералы были схвачены Эсэном, и был беспорядок. Ин и Мянь погибли, Цзин спасся и затаился в траве, Хэн бежал». В общем военные под руководством штатской штафирки (к тому еще и евнуха, потерпели поражение... -Доведут эти кастраты нас до беды! – шептались крестьяне – Во конечно если бы армейцы сами бы воевали…Тогда, конечно другое дело…а так…кастраты и есть кастраты…
По совету евнуха Ван Чжэня, минские войска начали отступление на северо-восток. Но тут, то-ли из-за хаотичных приказов Ван Чжэня, то-ли из-за саботажа военных (участников заговора) возникла неразбериха. Передовой корпус (в 40-тысяч человек был уничтожен ойратами).
Бичурин писал: «Наконец Эсэнь в 1449 году привлёк к В[еликой] стене все силы Монголии и вступил в пределы Китая. Он расположился в обширной долине от Калгана к Юго-Западу. Повелитель Китая, решась одним единственным ударом сокрушить насильственную дерзость монголов, явился в Калганской долине с полумиллионом ратников. Тогда тщетно министры и полководцы советовали ему укрепиться в горных проходах, представляя, что монголы тоже пришли в несметных силах. Сорокатысячный корпус, посланный для разведываний, в течение двух суток без остатка был изрублен.
Испуганные Ван Чжэнь и император Чжу Цичжэнь приказали разбивать лагерь и строить укрепления. Армейский лагерь был разбит около крепости Туму, которая являлась важным стратегическим местом, располагавшимся между проходом Цзюйюнгуань и Сюаньфу, Датуном. В это время с северо-запада, со стороны Яоэрлина, на них напали войска под руководством Эсэна, Китайские позиции были крайне неудачными – ойраты хоть и не могли взять штурмом китайские земляные укрепления (валы и рвы), но и китайцы не могли пройти к реке за водой. Китайский летописец писал: «Туму находится на возвышенности, колодцы были глубиной в 2 чжэна, но воды не находили. Все дороги, на которых имелась вода, были захвачены врагом. Люди испытывали жажду, и на следующий день враг обнаружил, что императорская армия стоит и не двигается, и притворно отступил. Чжэн приказал перевести лагерь к югу». 181-я цзюань «Мин Инцзун шилу» (3) добавляет, что «к югу от крепости на 15 ли имелась река, на которой располагались ойратские войска. Минские войска находились без воды два дня; как люди, так и скот испытывали жажду, армия очень утомилась… Ойратская же армия увеличивалась. 15 числа ойратские войска начали притворяться, что отступают, и послали гонца с предложением о мире. Минский Чжу Ци-чжэнь приказал сюэши Цао Лину побыстрее ответить и послал двух людей вместе с послом Эсэна в лагерь ойратов с целью заключения мира. Ван Чжэн же приказал переместить военный лагерь поближе к воде. Положение в войсках было плачевным, все было беспорядочно, и все двинулись на юг и прошли 3-4 ли, как ойратские всадники внезапно атаковали со всех четырех сторон, с яростью рубя минскую армию и громко восклицали: «Не убьем тех, кто сдается!». «100 тысяч человек было убито и ранено. Ин-го-гун Чжан Фу, фума дувэй Цзин Юань, шаншу Куан Е, Ван Цзо, чиновники из личной охраны Лан Цзао-най, Дин Сюань и еще более 50 человек погибли, также погиб и Чжэн». При этом, по некоторым сведениям, евнуха Ван Чжэня зарубил один из минских военачальников (!), обвинив его в предательстве (!!!) (Удобный момент для заговорщиков…Хаос…Паника…Враги под стенами лагеря… Тут ненавистного кастрата можно объявить и «ойратским шпионом» и зарубить…Потом можно все будет списать на психологический шок и состояние аффекта)
«Минский Инцзун, возглавив свою гвардию, собирался прорвать окружение, но успеха не имел. Ему даже пришлось слезать с лошади и сидеть на земле скрестив ноги, его сопровождал только евнух Си-нин». Император был пленен и «Эсэн, когда узнал о прибытии императорского экипажа, был очень изумлен и даже не поверил, но когда они свиделись, [Эсэн] очень вежливо обращался с ним». В истории это было названо «Битвой при Туму» или «Тумуская катастрофа»…

* * *

Тем временем в Пекине разворачивалась вторая часть Le ballet de la Merlaison. 22 сентября 1449 г. на престол в Пекине взошел оставленный местоблюстителем трона младший брат Чжэнтуна – Чжу Циюй (правил под девизом Цзинтай с 1449 по 1457). Первым делом новый император приказал арестовать Чжу Цзяньшэня (сына пленного императора) лишить его титула наследного принца, и посадить под арест (казнить племянника как-то рука видимо не поднялась). Полководец Юй Цянь был назначен военным министром, и стал наиболее влиятельной фигурой в новом правительстве (!) (сбылась мечта…).
27 октября 1449 г. ойраты осадили Пекин и предъявили китайцам пленного императора и свои требования. (Видимо Эсэн думал, что китайцы выполнять свою часть обещаний, ведь он – Эсэн свои договоренности выполнил в полном объёме). Но Юй Цянь с крепостной стены заявил, что страна важнее жизни императора… И вообще у них новый император (Да живет он десять тысяч лет!)… В общем денег нет, но вы там в степи держитесь…Вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья!...
Ошалевший Эсэн понял, что его немного нае…ли. Понятно, что он рассвирепел и бросил свою братву на штурм (-В Пекине вино и женщины! Возьмём город и три дня гулять будем!)
Ойраты бросились на штурм! Но и Юй Цянь не просто так считался хорошим полководцем и решил бить варваров их же приемами… Он отдал приказ небольшому военному отряду выступить навстречу врагу и ложным отступлением заманить врага в засаду… Когда ойратские всадники численностью более 10 тысяч человек вторглись в город, Юй Цянь распорядился ударить из засады и взять ойратов в окружение - «щипцами» с двух сторон. В этой схватке погибли младший брат Эсэна – Болот. Правда ойраты в очередной раз доказали свои славу великих воинов, и эта битва за Пекин длилась 5 дней…Но в итоге потерпели поражение и отступили…
Взбешенный Эсэн приказал сжигать и грабить все на своем пути. Но Юй Цянь отправил вслед за Эсэном китайскую армию (не все же они погибли под Туму. Многих привели к Пекину командиры. И воть теперь эта армия (когда нет командования осточертевших евнухов), показала, что умеет воевать. Китайские хроники сообщают, что генерал «Ян Хун нанес большое поражение остаткам войск Эсэна в местности Цзюйюн. Эсэн с прежним императором ушли на север»…

ЭПИЛОГ.

Эсэн понял, что выкупа за пленного императора не получит и надо налаживать отношения с новым китайским императором и в 1450 г. прислал послов и между империей Мин и Монголией были восстановлены торговые и дипломатические отношения.
В этом же году он отпустил из плена императора Чжу Цичжэня (денег за него все равно не дадут… Убить? Лишняя проблема потом с китайцами, для которых он вроде и бывший император, но император! И предъявлять за него на переговорах они будут не по детски… К тому же работать не может…Пошлешь овец пасти…Все потеряет…А ест много…Лучше отпустить…Головную боль китайцам подкинуть, пусть они со своими двумя (!) императорами сами разбираются).
По приказу своего брата Чжу Цичжэнь был заключен под домашний арест, в котором находился семь лет (Убить старшего брата у Чжу Циюй тоже видимо не хватило духа. Конфуцианская мораль…мать её за ногу…и все такое). Чжу Цичжэнь проживал в южном дворце запретного города, все его внешние контакты были резко ограничены. Но видимо он был очень активным человеком, и даже под арестом и строгим контролем, смог организовать заговор (!). В феврале 1457 года Чжу Цичжэнь поднял восстание против императора (и своего младшего брата) Чжу Циюя. Переворот (т. н. «Битва у ворот», 1457 год) вернула ему трон. Чжу Цичжэнь вновь (во второй раз) принял власть, сменив девиз правления на Тяньшунь – «Небесная Благосклонность» (а как иначе, ведь и от опеки евнуха избавился (а то стал под надоедать чертов кастрат, везде совал свой нос, бумаги писал от императорского имени и вообще, считал что он правит империей, а не Божественный Император)…И избавился чужими руками… Заговорщики же его несчастного убили…И из плена отпустили (и не одной монеты не заплатил)… И во второй раз на Золотой Трон сел… Неее…Благоволят Небеса к нему однозначно! Благоволят!)
Свергнутый император Чжу Циюй был заключен под домашний арест. Через месяц Чжу Циюй был убит по приказу Чжу Цичжэня (он не допустил ошики младшего брата…А то вдруг и он составит под арестом заговор…И вдруг удачный он будет…Тьфу-тьфу-тьфу - Нет человека, нет проблем! А грех… Ну что же, он император и не подвластен обычным законам!)
А Эсэн? В начале 1454 года против Эсэна выступили ойратские тайши Алаг-Тэмур-чинсан, правитель правого крыла, и Хатан-Тэмур-чинсан, правитель левого крыла, и потребовали от ставшего ханом Эсэна, чтобы он уступил им почётный титул тайши-чулы (и видимо припомнили, что обещал он пацанам золото за китайского императора. Так вот пацаны свои договоренности честно выполнили…Рубились себя не жалея…А то что золота китайцы не дали, так это не их, а его – Эсэна проблема!)…В общем повздорили пацаны, забили стрелку, что бы перетереть уже по взрослому…На стрелке бригада Эсэна умылась кровью…а самого его какой то киллер завалил… То ли китайский, то-ли монгольский…Много кто на него зуб имел…А пошатнувшееся дерево, каждый норовит толкнуть…

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Вэй – воинское формирование в армии Китая эпохи династии Мин формально состоявший из 5 тысяч воинов и фактически насчитывающий 5684 человек (5000 солдат, 600 младших командиров, 84 старших командира, в т.ч. судьи и канцеляристы).
2. Элюты (кит.) – ойраты.
3. Мин Инцзун шилу - Записки о свершившемся под девизом правления минского Чжэн-туна. Есть еще один перевод названия этой летописи – «Правдивые записи об императоре Мин Инцзуне».


Рецензии