Ванюша

   Ночью Лидия проснулась от сильного шума на улице. Подбежала к окну, чуть приоткрыла занавеску. Сердце тревожно забилось: на деревенскую улицу въезжали немцы на мотоциклах и несколько грузовиков. Она подбежала к кровати, на которой,  разметавшись, спал семилетний сын Ванюша.
-Ванечка, солнышко, просыпайся! Беда!
Лидия стала одевать ничего не понимающего сына, от волнения руки плохо слушались ее.
- Ведь говорила же Домна, ведь предупреждала всех нас!
Когда она бросилась с сыном в дальнюю комнату и открыла створки окна, выходящего в сад, в дверь уже грубо стучали.
- Ванюша, беги подальше отсюда, беги, родной!

      Соскальзывая с подоконника, Ваня схватил дремавшую на нем кошку и стремглав побежал вглубь сада.
      До войны этот сад был гордостью их семьи. В нем родители посадили много кустарников и плодовых деревьев. Дорожки были посыпаны песком, разбиты газоны, на многочисленных клумбах мама садила цветы. Теперь сад одичал, зарос бурьяном. В дальнем углу было укромное местечко, где он любил бывать, и где хранилось его богатство: игрушки и книжки. Прижимая кошку к себе, он забежал за кусты, скрывающие небольшую поляну. Притаился, почти не дыша. Кошка прижалась к нему, она как будто чувствовала опасность.
       Ваня слышал крики людей, незнакомую речь, выстрелы. Потом он увидел огромные языки пламени и почувствовал запах дыма. Мальчик осторожно выбрался из своего убежища. То, что он увидел, подойдя поближе к своему дому, повергло его в шок: горели все деревенские дома. Горел и их дом, он ощутил на себе жар от огня. Увидел Ваня и грузовики, в которые загоняли деревенских жителей. В свете пожарища он отчетливо разглядел свою маму, которая всматривалась вглубь сада. Он хотел крикнуть:                « Мама!», - но крик застрял у него в горле. Он развернулся и снова побежал в свое убежище. Кошка, неотступно шедшая за ним, тоже бросилась в сад. Забежав за кусты, Ваня в беспамятстве упал на траву.

Очнулся он днем, от того, что кошка лизала ему щеку. Ему очень хотелось, чтобы увиденное ночью, было только сном. Но удушливый запах гари напомнил ему, что все было наяву. Очень хотелось есть. Он взял Мурку на руки и тихонечко, прислушиваясь и озираясь по сторонам, направился к своему дому. В деревне не осталось ни одного целого дома, везде только головешки и зола.
Вдруг Мурка спрыгнула  с рук и метнулась в сторону. Он проследил за ней взглядом. Кошка добежала до газет, разосланных на земле. На них лежали остатки пиршества немцев. Еще раз, оглядевшись по сторонам, Ваня убедился, что в деревне никого нет. Он отбросил бутылки из под спиртного, завернул еду в газету. В саду он поделился едой с кошкой.
 Надо было что - то делать дальше. И тут он вспомнил о землянке, которую мальчишки вырыли в лесу еще до войны. Ребята постарше тогда шумели на него, что он мешается под ногами. Но он усердно, в меру своих сил, помогал выносить землю. Сверху землянку застелили сухими деревьями, на них положили дерн.
       Дождавшись ночи, Ваня завернул в пиджачек кошку, остатки еды и, прижимая к себе драгоценную ношу, направился в лес.
      Здесь и нашла его возле землянки, лежащего без сознания, бабушка Домна. Она выбралась ночью из укрытия, чтобы набрать воды из ручья. Домна перевернула его на спину:
- Ваня, Лидин сын! Видимо, один и остался…
Она принесла воды и привела мальчика в чувство.

      Когда немцы обосновались на Центральной усадьбе, Домна обошла все дворы, уговаривала людей уйти в леса или к партизанам. Леса густые, немцы побояться туда сунуться. Но немцы тогда еще никого не трогали, приезжали за продуктами, потом стали уводить скот. К населению относились подчеркнуто вежливо, поэтому не прислушались люди к Домне. У нее же был большой жизненный опыт:
- Немцы до поры такие, когда уведут последний скот, поздно будет.
 Когда в деревне осталась одна коза, снова прошла она по домам:
- Уходить надо.
- Так не трогают же нас.
- Но собак уже всех перестреляли. Не могут быть враги добрыми.
И снова не послушались ее люди. Тогда она решила уйти одна.

      Еще до войны собирала она в лесу грибы, здорово ее напугали ребятишки, как будто из под земли выскочившие. А они, посмеялись над испуганной старухой, потом с гордостью показали ей свое творение. Заглянула внутрь землянки, хорошо все ребятня устроила.
       Днем она сходила в лес будто за ягодами, посмотрела внутри землянку. Обрадовалась, увидев свою старенькую железную печку, которая « ушла» из ее огорода. Одна она вряд ли найдет партизан, вряд ли выживет долго в лесу. Под покровом ночи перенесла она продукты в землянку и трех курочек, которых сумела спрятать от немцев. А в следующую ночь, выйдя из землянки к ручью, увидела огромное зарево над деревней…
 Выполнив задание, Николай и Семен возвращались в партизанский отряд. Уже выпал снег.
- Кажется, дымком пахнет.
- Наверное, от пожарища, Не успели мы эту деревню спасти. Далеко отсюда были, другую деревню спасали.
- Кажется, курицей пахнет.
Они пошли на запах и увидели след, который привел их к дверце на земле.
 -Немцы?
- Вряд ли, наверное, кто - то из местных.
Они осторожно открыли дверцу.
- Свои, свои.
Трясущимися руками Домна обнимала партизан:
- Мы последний кусочек курицы варим. Три курочки было, есть нечего стало, а они нестись перестали и кормить их нечем. Я почти ничего не ем, Ванечке все отдаю.
Она показала рукой на спящего Ваню.
- Немтырь он.
- Немой?
- Раньше говорил. Это у него после той беды.
 Сверху кто - то поскребся. Разведчики насторожились.
- Мурка это, кошка. Мы ее отпускаем в лес мышковать. Она сама себе пропитание находит. Потом сюда идет, домой.
 Впустили кошку. Семен хотел разбудить мальчика, но женщина остановила его:
- Я сама, как бы он не испугался.
- До Сухой балки дойдете?
-Дойдем. Я как увидела вас, у меня силы появились.

       Разведчики зашли к командиру отряда:
- Товарищ командир, задание выполнено. С нами пришли гражданские лица, женщина и мальчик. Они вдвоем остались из сожженной деревни. Женщина истощена, мальчик после пожара не разговаривает.
- Скажите врачу, чтоб осмотрел их, через три дня пусть доложит мне о их здоровье. У меня сейчас нет ни минуты свободной. Наши войска на подходе, идет подготовка к наступлению.
       Партизанский врач зашел к командиру через три дня:
- Товарищ командир, разрешите доложить. Женщина очень истощена, но я думаю, что она скоро пойдет на поправку. Мальчик не разговаривает, сильный шок у него.  Хороший такой мальчонка, всем помогает: повару, дрова заготавливает, любит лошадь кормить. Бойцов провожает на задание, встречает их. Мне помогает раненых перевязывать. Но никто не может разговорить его. Поговорите с ним Вы, может командирский авторитет на него подействует. Да, товарищ командир, кошка еще с ними, все норовят ее погладить. Мир она всем напомнила, в наступление рвутся.
Подойдя к Ване, командир положил ему на плечо свою руку и сказал:
-Здравствуй, Ванюша. Я командир партизанского отряда. Много наслышан о тебе. Благодарю за службу, ты помогаешь нам бить немцев.
Увидев удивление на лице мальчика, добавил:
- Ты вносишь свой вклад в Победу. Я зачисляю тебя в свой отряд.
И вдруг Ванюша всхлипнул:
- Мамку бы спасти.


Рецензии