Сказкотерапия в помощь родителям. Ч. 23

  Глава двадцать вторая
  О СКАЗКАХ И АЛГОРИТМАХ

   «Человечество вообще изменяется куда  меньше, чем  думают. Оно как море: на поверхности бурлит, волнуется, но стоит погрузиться в пучину людских душ - и налицо неизменность важнейших человеческих чувств». (А. Моруа «Письма незнакомке»)
   
   Почему сказка так живуча, почему прошли многие сотни лет от ее первого появления на свет, а она продолжает возвращаться к нам, а потом – к нашим детям? Значит, есть в этом какой-то смысл, какая-то большая необходимость, ее значительная роль в нашей жизни. Попробуем разобраться в той информации, которую несет сказка. О волшебной сказке написано множество исследований. Велик был Зигмунд Фрейд тем, что заметил связь психической жизни человека и его трагедий с содержанием древних мифов, в частности, мифом о царе Эдипе. К.Г. Юнг великолепно знал мифологию и сказки народов мира и применял их при анализе сновидений и других образных проявлениях психической жизни своих пациентов. Множество его последователей развили это юнгианское направление -  аналитическую психологию. В этой главе тоже пойдет речь о сказках и их воспитательной функции.
 
   В сказках в завуалированной, иносказательной, символической форме представлены сюжеты, сценарии, жизненные стратегии людей, регламентированы правила поведения и,  судя по живучести этих произведений народного эпоса, они представляют не только исторический интерес, а и продолжают служить моделями нашего поведения. Здесь уже не нужно особой магии и выстраивания сказочного сюжета по индивидуальной мерке, а важно умение усвоить и передать опыт, содержащийся в классической сказке.
 
   Вот только некоторые из моделей и стратегий поведения, представленные в сказках.
  Во многих сказках есть эпизод с испытанием доброго молодца: он должен прыгнуть в чан с кипящей водой и молоком. Это испытание устраивает обычно прекрасная девица, на которой хочет жениться старый царь. Девица втайне содействует молодцу и устраивает так, чтобы он стал еще сильнее в результате испытания, а старый царь оказывается сваренным. По Сеньке и шапка. Руби дерево себе по плечу. Не в свои сани не садись. И т.д. Так же это тема котла рождения и смерти, сюжет возрождения, представленный в мифологии многих народов. Как мифологический символ, он неделим в своих противоположных функциях. Одновременно это и котел изобилия, который может накормить любое количество едоков (котел бога Дагды у кельтов). Есть мнения культурологов, что он аналогичен по смыслу и чаше Святого Грааля (Антон Платов).
 
   А вот стратегия отношений активной и пассивной стороны, господина и раба, мужчины и женщины. Женщина, веками находившаяся в состоянии вынужденного подчинении мужчине, научилась своими средствами отвоевывать свою долю власти, учить уму-разуму зарвавшихся сластолюбцев-мужчин. В сказке «Иван Быкович»  молодец добыл царицу – золотые кудри, естественно, с ней не сговорившись. А теперь пришлось еще и удержать ее. Она превращается в птиц небесных и рыб морских, и ему с помощью своих друзей, напросившихся в путешествие, Объедайло и Опивайло, звездочета, удается выдержать все испытания и удержать невесту. А невеста, которой за это время добрый молодец полюбился, начинает ему помогать. Т.о. партнер, имеющий статус пассивного, пользуется привилегией назначения испытаний стороне активной. И активная сторона – не обязательно мужчина. В сказке «Перышко Финиста - ясна сокола» назначает испытание тот, кого девушка выбрала и кем завладела. Инициатива наказуема, а точнее, ответственна.   
 
  В последней сказке ясной становится еще одна вещь – фактор времени. Для того, чтобы вернуть себе возлюбленного, девушке приходится истоптать три пары сапог железных,  три посоха железных, сгрызть три хлеба железных. В сказке на произнесение этих слов ушло несколько секунд, а у героев – целая жизнь. Быстро только кошки родятся. Хочешь настоящего – запасись терпением. Вспомните, к чему привела спешка Ивана-царевича в «Царевне-лягушке». Сжег он лягушачью кожу своей жены, не спросив ее. И она в горе ему отвечала:
- Эх,  Иван-царевич! Если бы ты подождал еще три дня и три ночи, была бы я навек твоей, а теперь ищи меня за тридевять земель, в царстве Кощея бессмертного.
  Многие родители спешат, подстегивая развитие своего ребенка, жгут лягушачью кожу его защитного поведения (странные игры, вранье, «лень» – на самом деле потребность в собственной внутренней жизни) и теряют отношения с ребенком, получая взамен его оболочку, маску, которую он интуитивно выбирает для вас. Получается как в анекдоте:
- Вовочка, сколько будет дважды два?
- А сколько вам нужно?
 
   Душа ребенка при этом ускользает от нас в тридевятое царство, тридесятое государство, и искать его потом можно годами. Скупой платит дважды. А все что нужно ребенку и родителям, позволить побыть лягушачьей коже детства и безответственной радости столько, сколько нужно ребенку для того, чтобы вырасти. Сколько – это очень индивидуально. Илья – Муромец сидел на печи тридцать лет и три года, пока не пришлось встать и на ратные подвиги идти. Григорий Распутин, эта особа, приближенная к последнему русскому императору, в своей деревне вот так же до зрелости на печи просидел. Альберт Эйнштейн, Чарльз Дарвин … и многие другие, отстававшие в детстве. Я думаю, их мамы очень верили, что дети не мытьем, так катаньем, найдут свое место в мире. И не боялись злых языков. И, вообще, были заняты своими делами, а не спутывали  детям ноги своими тревогами.

   В нецивилизованных народах обряд инициации мальчиков, то есть посвящения в общество взрослых охотников, приурочивался приблизительно к 12 годам. И не раньше. А анатомически и физиологически полное созревание  в головном мозге нашего центра управления полетом (это лобные доли мозга) относится к возрасту 18-19 лет. Законодательство учитывает этот факт – в смысле всей полноты ответственности за свое поведение. Право избирать и быть избранными у нас так же получают граждане с 18 лет, а в странах запада – с 21 года. Вот так. 
 
   Еще одна стратегия просматривается тут же по соседству. Помните, как герои сказок шли к своей цели? Иногда – с помощью клубочка, который перед ними катился, и нельзя было оглядываться по сторонам. А вокруг отвлекали и пугали, мешали пути. Эта тема хорошо представлена и в древней мифологии, в частности, греческой. Ясон, желая добыть золотое руно, должен был ночью, не оглядываясь по сторонам, глядя только вперед, пройти к своему кораблю «Арго». А вокруг бесновались адские псы и сонмы привидений Гекаты. Ясону удалось выдержать это испытание и не дрогнуть от страха. А вот у Орфея не получилось вывести Эвридику из царства умерших. Спустился он туда и волшебной своей музыкой покорил всех. Даже Тантал забыл о своих муках, трехликая Геката закрылась руками, чтобы не видно было слез на ее глазах, увлажнились глаза жестоких богинь мщения Эриний. Все, что нужно было Орфею по решению Аида, это вывести Эвридику из царства мертвых. Для этого нужно было идти, не оглядываясь. Орфей испугался, не слыша шагов за спиной (да и какие шаги могут быть у бесплотной тени?) и обернулся. Так он стал виновником повторной смерти своей жены. 
  У многих молодых родителей, начинающих воспитывать ребенка, есть масса советчиков, с одной стороны, куча соблазнов – с другой, страхов упустить что-то важное – с третьей. Какой светлый разум, какое верное, неиспорченное чутье надо иметь, чтобы не растеряться в этом сплетении.
 
   А вот стратегия наведения мостов. Умерла у одного человека жена, и женился он во второй раз. Жена оказалась ведьмой и решила извести свою падчерицу. Послала она ее с поручением к сестре. А сестра-то баба Яга. Девочка не посмела ослушаться, да зашла к тетушке за советом. Та ее научила, как быть: у бабы Яги березка будет тебя стегать, глаза выхлестывать, а ты ее ленточкой перевяжи, ворота будут скрипеть, не пускать – ты им под пяточки маслица полей, будут тебя собаки хватать – ты им хлебца брось, кот будет глаза вырывать – ты ему ветчинки кинь. Девочка все выполнила, и все они помогли ей убежать от бабы Яги. А в скольких сказках добрый молодец, вызволяя из беды свою суженую, на своем пути терпит лишения и голод, но все же сохраняет жизнь тем животным, которых встречает на своем пути. Они потом ему службу верную сослужат. Неизвестно, когда и как увидим мы идущих навстречу по нами выстроенному мосту, но свято место  пусто не бывает. Если мост хорош и крепок, кто-нибудь обязательно ему доверится.
 
   Об искушении и риске. Можно было не рисковать Иванушке и не подбирать перо Жар-птицы, ведь предупреждали же, что будут неприятности, если поднять. Но кто не рискует, тот не пьет шампанского. Никто не может дать тебе однозначный совет, отсидеться в своей норе или вырваться на опасный простор. Ты один-одинешенек перед этим выбором. В этом и ужас и восторг бытия человека.
 
   Феномен Ивана-дурака. Он состоит в том, что по большому счету Иван-то как раз и не дурак, а дураки его братья. Это по признаку, давно замеченному народом, что умный любит учиться, он смиренно открыт опыту и культурному наследию предков, а дурак любит сам учить. Перед смертью старик наказал трем своим сыновьям три ночи ночевать на своей могиле. Старшим сыновьям (умным) неохота было ночью на кладбище идти. Вот они и уговорили Ивана – дурака вместо них пойти. Вот там, на могиле, дурак и поймал волшебного коня Сивко-Бурко. А старшие с носом остались, будучи во власти гордыни и пренебрежения к авторитетам.   
 
   Алгоритм распределения возможностей. Спросил царь мужика, как тот доходы со своего поля тратит. Тот и ответил, что из 80 рублей выручки 20 на подати, 20 за долги отдает, 20 – взаймы, 20 – на ветер. Долги – родителям, в долг – сыну, на ветер – дочери. 
 
   И много еще можно узнать из народной сказки. Я уверена, что их нужно перечитывать взрослым людям, да так оно и происходит, когда у нас появляются дети и мы начинаем читать им сказки. 

«Сказка – ложь,  да в ней намек,
Добрым молодцам урок!»
(А.С. Пушкин)


Рецензии