Сказкотерапия в помощь родителям. Ч. 26

   Глава двадцать пятая
   ТЕХНИЧЕСКАЯ

   Сезам, откройся!

   Здесь речь пойдет о некоторых родительских техниках воспитания и сопровождения развития детей. Они, будут связаны, как и все главы, с работой над сюжетами, образами средствами литературы, кинематографа, культуры и искусства в самом широком плане. Хочу сразу оговориться, что культурно-развивающий компонент системы воспитания никак не является единственным, хотя, может быть, ключевым. Он никак не подменяет интеллектуального, физического и трудового воспитания, которым нужно уделить не меньше внимания для гармоничного развития ребенка. Но он является важной составной частью нравственного воспитания, без которого человек не является человеком.
 
   Домашние уроки приобщения  к культуре могут выглядеть внешне почти незаметно и уроками-то вовсе не называться. Здесь важно достичь со своим растущим ребенком взаимных интересов – найти ту музыку, которая нравится вам и ребенку, ту сказку, которая увлекает ребенка и все еще или снова интересна вам, тот фильм, на который «запал» ребенок, а вам еще только предстоит разобраться, почему. В психологии воспитания есть принцип оптимальности усилий. Или по-другому – ложка хороша к обеду. Только обед в данном случае – это созревшая потребность ребенка в каком-то научении и развившаяся способность его реализовать. А ложкой будет ваше педагогическое усилие в этом процессе научения. Причем, родители обычно используют следующие тактики:

1. Предлагают ребенку – давай я тебе покажу то-то и то-то, на что упрямый ребенок (особенно если он в одном из переходных возрастов: 2-4, 6-8, или тем паче – 12-15 лет) ответит, что не хочет этим заниматься - просто в силу потребности в протесте, в бунте, в определении границ своего «Я».

2. Если же ребенок соглашается с вами, это вовсе не значит, что он хочет заниматься чем-то, это значит, что он дорожит вашими отношениями. И только дальнейшие события являются тестом на его готовность принять ту пищу, которую вы ему пытаетесь дать с вашей ложечки. Например, он, скучая, слушает ту сказку, которая, как вы знаете, идеально подходит для его возраста. Но он ничего не желает знать об этом.  А хочет смотреть мультики про Покемонов или других чудовищ, которые вам до глубины души противны. В другом варианте, позитивном, вы достигли успеха, попали в точку – ребенку очень понравилась ваша стряпня в виде сказки или истории, которую вы прочитали или вместе прослушали в аудиозаписи.

3. Однако, чтобы успех носил неслучайный характер, более продуктивна следующая тактика – учения с увлечением. Поэтому чуткие родители стараются, во-первых, понять сформированную потребность ребенка, во-вторых, попытаться ее удовлетворить и на его лад и на свой, как это важно для вас, заразить ребенка своим интересом. Например, ребенка привлекает героическая тема победы над врагами (в переводе на взрослый язык – страхами). Поэтому он увлечен Человеком-Пауком, Бэтманом, Черной Смертью, Дьяволиком и прочими персонажами из телевизора, наводящими ужас на миролюбивых мам. А мамы, в свою очередь, часто умудряются сделать своими сторонниками вечно занятых и как следует забывших свое собственное детство пап. В результате герои экрана подвергаются гонениям, а ребенок - фрустрации своей потребности. Наши «добрые» мультики ему почему-то не интересны. Лучшим вариантом для ребенка и его семьи будет попытка посмотреть вместе его любимые вещи и попытаться понять хоть что-нибудь в них. И обязательно выслушать ребенка, как он понимает то, что видит. И, самое главное, не пугаться никаких эмоций ребенка, какими бы агрессивными они не оказались. Отождествляя себя с воинственным  персонажем,  играя в него, ребенок освобождается от груза соответствующих эмоций и способен возвратиться в реальную жизнь разрядившимся и заинтересованным новыми возможностями познания и научения. Если вы хорошенько и внимательно посмотрите или послушаете интересные для вашего ребенка вещи, вам станет там близко и понятно хоть что-нибудь. Именно это «что-нибудь»  сделает вас ближе друг другу.
   Вспоминаю девочку-подростка (она была не единственная из моих знакомых такого рода), которая увлекалась творчеством Мэрилина Мэнсона,  весьма одиозной фигуры в мире шоу-бизнеса. Его просатанистские взгляды, поражающий воображение (это очень мягко сказано), внешний вид, целью которого словно было вселять ужас, сочащиеся кровью, гноем, смертью и ужасом тексты – все это приводило родителей в состояние шока. Девочка же была на самом деле чиста, открыта всему свежему и правдивому, и в кумире видела честного человека, бросившего вызов лживому обществу с его обветшалыми ценностями прошлого века. То, что Мэнсон крушит, но не пытается созидать, не смущает девочку-подростка. Она сама находится в психологическом возрасте ниспровержения ценностей, пересмотра унаследованных стратегий. Ее мама оказалась мудра и позволила дочке познакомить себя с творчеством своего кумира, стала заинтересованным наблюдателем. В предшествующие годы совместной жизни мама успела вложить столько любви и доверия в отношения с  ребенком, что сейчас девочка на самом деле иммунна к силам разрушения. 
   А вот следующим шагом может стать ваше предложение. Оно будет находиться на надежной платформе возникшего с ребенком сотрудничества и паритета. Помню, в свое время у меня была проблема с увлечением моих детей боевиками, которые мне самой совсем не нравились. Посмотрев некоторые из них с детьми, я убедилась, что не так страшен черт, как его малюют, и что там немало интересного. А потом запустила кассету со старой комедией «Девчата», даже не предлагая детям посмотреть. Велико же было мое удивление, когда они сначала застряли возле экрана, а потом этот «хит» стал у них одним из любимых. Потом у них возникло доверие к моему вкусу, и приносимые мной фильмы и книги воспринимались критически, но без тотального протеста. 
 
   Что касается книг, увлечь иного ребенка бывает очень сложной задачей. Для этого родителю нужно выбрать историю или сказку, которая не только соответствует возрасту ребенка, но и собственному вкусу. Если вам самим будет «вкусно» рассказывать или читать что-либо, то и ребенку это, скорее всего, понравится. Очень важно, чтобы родители реализовали  в себе присущие всем в той или иной мере актерские способности, которые на самом деле состоят в том, что надо войти в образ героя и всей душой его показать ребенку. Это вопрос не притворства, а вашей искренности, симпатии, собственной увлеченности. Т.е. первый шаг слушания сказки – это драматизация, а не сказывание. Чтобы «включить» внимание ребенка, необходим яркий сценический образ. А уж затем, когда ребенок научится включаться в повествование и не только смотреть, но и слушать, необходимо будет перейти к сказыванию, т.е. к напевному воспроизведению с ровной повествовательной интонацией. Акценты будет расставлять воображение ребенка, причем в той мере, в которой это свойственно лично ему. Сказывание – это древняя народная традиция, способствующая максимально свободному полету мысли и воображения. 
 
   Хочу несколько слов сказать о непонятных взрослым сказках, их абсурдном на первый взгляд содержании. Непонятыми многими взрослыми были в свое время произведения Корнея Ивановича Чуковского, его странные герои и их не менее странные приключения. До тех пор, пока в силу своей необъяснимой популярности не стали классикой детства. А с классиками, как известно, спорить бесполезно за давностию лет и многочисленными заслугами. Сейчас подобная история в какой-то степени происходит с произведениями Григория Остера, любимыми детворой и не всегда понимаемыми взрослыми. Я сталкивалась с бурными реакциями протеста на одно лишь название его книги «Воспитание взрослых». «Кого-кого воспитание?» – с угрожающими интонациями в голосе переспросила меня пожилая лоточница, когда я интересовалась у ее соседки-книготорговки о наличии этой книги. А его «Школа ужасов» на первый взгляд может показаться вам полной чушью (да простит мне эти слова мой любимый и уважаемый писатель), но это только первое впечатление. На самом деле – это хорошее пособие по семейной и дворовой психотерапии детских страхов. Ведь нет более сильного оружия против страха, чем смех над ним. Остер смог намекнуть на тонкую грань между реальностью и жуткой пропастью нездоровой фантазии, обозначив ее именно вопиющей чушью, вызывающей смех.
   
   Вот что пишет об этом  явлении К.И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти».  «Это было в Алупке в 1929 году. Больные ребята изнемогали от зноя. Они шумели и хныкали. Какая-то растяпистая женщина кудахтала над ними по-куриному, но не могла их унять. Я пришел издалека и, чтобы обрадовать их, начал читать им «Мюнхаузена». Через две минуты они уже ржали от счастья. Слушая их блаженное ржание, я впервые по-настоящему понял, какое аппетитное лакомство для девятилетних людей эта веселая книга и насколько тусклее была бы детская жизнь, если бы этой книги не существовало на свете. С чувством нежнейшей благодарности к автору я читал под взрывчатый хохот детей и про топор, залетевший на луну, и про путешествие верхом на ядре, и про отрезанные лошадиные ноги, которые паслись на лугу, и, когда я на минуту останавливался, дети кричали: «Дальше!» Но вот подбегает ко мне эта женщина, и на лице у нее красные пятна:
- Что вы! Что вы!.. Да мы никогда, ни за что!.. И хватает у меня из рук мою бедную книгу, и глядит на нее, как на жабу, и двумя пальцами уносит куда-то, а больные дети ревут от обиды, а я иду растерянно за женщиной, и руки у меня почему-то дрожат. Тут возникает какой-то молодой в тюбетейке, и оба говорят со мною так, будто я пойманный вор:
- Какое вы имеете право читать эту дрянь нашим детям?
   И объясняют мне учительным тоном, что в книге для советских ребят должны быть не фантазии, не сказки, а самые подлинные реальные факты.
- Но позвольте, - пробую я возразить.- Ведь именно при помощи своих фантазий и сказок эта книга утверждает ребят в реализме. Самый хохот, с которым встречают они каждую авантюру Мюнхаузена, свидетельствует, что его ложь им ясна. Они именно потому и хохочут, что всякий раз противопоставляют его измышлениям реальность».
 
   Эти размышления помогут и нам не бояться того, что сказка уведет детей из мира реальности в мир несбыточных иллюзий. 


Рецензии