Сказкотерапия в помощь родителям. Ч. 28
КИНО ДЛЯ ВСЕХ
Если уж говорить о преимуществах кинематографа для воспитательных и терапевтических целей, одно несомненно – его всеобщая и необременительная доступность. Никаких проблем восприятия у зрячих. Кроме того, гораздо более быстрая и сильная захваченность сюжетом, чем при чтении.
Воздействие талантливой актерской игры может быть поистине волшебным.
В предлагаемом перечне – известные мне фильмы, в положительном действии которых удалось неоднократно убеждаться.
1. «Австралийское танго». Фильм для юных, вступающих в жизнь, гимн бесстрашным победителям. Лейтмотив – страх отнимает половину жизни.
1. «Бедная Саша». Мне двенадцать лет, и детство уже закончилось. Хочу, чтобы моя мама перестала быть банкиром, а стала просто мамой. Прекрасная новогодняя трагикомедия.
2. «Богус». Как найти доступ к внутреннему мира ребенка, который не хочет и не может оттуда выходить? Иногда единственный способ – поверить в его воображаемого друга. Жерар Депардье и Вуппи Голберг блестяще справились с этой задачей.
3. «Волшебник из страны Оз». Комментарии в предыдущем разделе.
4. «Вредный Фред». На рынке имеет место как мистическая комедия. Да, это настоящая мистерия духа со всеми атрибутами карнавала – ряжеными, безумием и … возвращением к себе, истинной, давно забытой, в четыре года предавшей себя из страха. Это и было целью всех древних мистерий и карнавалов – пережить период священного безумия, рассыпав все ценности и собрав потом только то, что действительно необходимо в жизни. Опять синдром воображаемого друга. Он всегда помогает, даже если мы это отказываемся признать. И приходит тогда, когда нам по-настоящему нужно его присутствие.
5. «Гайвер» и Гайвер-2». Боевик, фантастический. Содержит механизм быстрой трансформации осознанных ресурсов, что и придает герою мощь. Подобным техникам обучают специалисты из области НЛП. Вариант для девочек – м-ф о «Сейлор Мун».
6. «Гарри Поттер». Может обострить проблему детских страхов, значит, самое время в этом разобраться. Магия сказки – в ее современности, проникнутости одновременно духом древней мудрости и невероятной актуальностью. Душа ребенка всегда жаждет по-настоящему новой сказки, которая взорвет границы известного мира.
7. «День сурка». Опять фантастическая ситуация, а иначе как за несколько дней прожить большой кусок жизни? Как выйти из порочного жизненного цикла? Как расколдовать белку, не покидающую пределов колеса? Хотя быть сурком вообще удобно, и белкой тоже. Если ты милый зверек, кто-нибудь обязательно накормит, и даже порадуется тебе. Пока тебе это не наскучило.
8. «Джек». Жизнь отмерила тебе краткий миг. Ты не та звезда, которая только под утро сходит с небосвода, а звезда падающая, стремительно тающая. Не та ли ты звезда, которая для кого-то станет символом счастья? Джек растет в 4 раза быстрее нормальных детей, и в свои 10 лет выглядит на все сорок… Робин Вильямс, конечно он, именно он сделал это.
9. «Джуманджи». Снова великолепный Робин Вильямс. Игра, в которой могут выиграть или все или никто. Как остаться вместе, не растерять друг друга? Выходит, можно. В иных семьях получается. Главное, не испугайтесь бурного сюжета фильма и не выплесните из купели вместе с водой младенца.
10. «Игрушка» с Пьером Ришаром в главной роли. Живая игрушка проявила свою волю и только этим стала интересной маленькому «принцу», у которого есть все, кроме любви родителей. Горячие капли живого человеческого участия в который раз растопили льдины в глазах и сердце очередного Кая.
11. «Маленькая принцесса». Кому-то фильм покажется слишком мелодраматическим. И все же ребенку открывается путь к обретению чувства собственного достоинства, не зависящего от места на социальной лестнице. Человек или есть или его нет под блестящими оболочками.
12. «Маска». Неподражаемый Джим Керри в роли чудака, который думает, что ему грош цена. И только маска вытаскивает наружу, притягивает к себе незнаемые им свои собственные внутренние свойства. Почему театр используют в психотерапии? Потому что он помогает нащупать рано или поздно подходящую к твоим внутренним свойствам маску.
13. «Мачеха». Может быть, надо быть Джулией Робертс, чтобы совершить чудо объединения непримиримых врагов, создать детям странную, почти невероятную, и любящую семью. И снова падающая звезда, которая торопится успеть принести счастье тем, кого любит.
14. «Общество мертвых поэтов». Это опять для юных и в еще большей степени – для их родителей. Что может родиться в столкновении льда практицизма и пламени жажды творчества? В данном случае потухло пламя юной жизни, не готовой к испытанию. Как жить дальше педагогу, пробудившему в молодых сердцах жажду “Сarpe diem”? Лови момент, жадно живи, дыши полной грудью – только такая жизнь оправдывает существование человека. Возможен ли тут компромисс? Зрители вместе с Робином Вильямсом ищут ответ на этот вопрос.
15. «Один дома». Ты можешь не растеряться, когда тебе страшно. Ведь ты точно такой же мальчик или неудачница-девочка, как и герой фильма. Сюжет очень напоминает рассказ О,Генри «Вождь краснокожих». Фильм – отличный компонент психотерапии ребенка со страхами.
16. «Осторожно, обезьянки!».
В каждом маленьком ребенке,
И в мальчишке, и в девчонке
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило.
Должен он бежать и прыгать,
Должен он ногами двигать,
А иначе он взорвется -
Трах-бабах – и нет его!
Это «наш» мульт-сериал. По сценарию Г. Остера, с песенкой на его стихи, которые заслуживают отдельного внимания и являются лейтмотивом всего происходящего. Мультик в высшей степени полезен родителям сверхвозбудимых детей. Остается вопрос: откуда маме силы брать для ликвидации очередных последствий? Это отдельная и вполне реальная задача.
17. «Питер Пэн». Хороший вариант на одной кассете – м-ф. Когда тебя заставляют расти, этого совсем не хочется. А хочется улететь вместе с Питером, мальчиком, который всегда остается ребенком, в его страну Никогдаляндию, и тоже оставаться там детьми, пока самим не надоест. Есть над чем подумать торопливым родителям. Вспомните заодно про преждевременно сожженную лягушачью кожу в популярной сказке.
18. «Повелитель страниц» – м-ф. Страна фантазия для того и существует, чтобы трус примерил на себя доспехи героя и вышел из сказки с чувством прекрасной защищенности и новых возможностей.
19. «Приключения домовенка» – наш мультсериал. Озвучили Т. Пельтцер и Г. Вицин. Магия большого таланта всех создателей экранизации мотивов сказки Александровой захватывает. Реплики детей во время просмотра: «Ну, эта мама такая дура!» На первый взгляд мама замечательная. Но есть над чем задуматься. И ведь опять у скучающего ребенка появился воображаемый друг. Но, наверное, только так рождаются новые сказки и зажигаются новые звезды.
20. «Синяя птица». В предыдущей главе есть о книге. Фильм с Элизабет Тейлор, Георгием Вициным и другими замечательными актерами.
21. «У зеркала два лица». Снова повторяется история гадкого утенка и царевны-лягушки. Блестящая актерская игра Барбары Стрейзанд никого не оставляет равнодушным. Для девочек-подростков с комплексом неполноценности – настоящий клад. «Наш» фильм, очень похожий по сюжету и не менее интересный – «Самая обаятельная и привлекательная» с Ириной Муравьевой в главной роли.
***
Вот и подошло к концу наше совместное с родителями путешествие в мир, где водятся волшебники. И волшебники это не только замечательные писатели и сказочники, с которыми мы встретились на этих страницах. Самыми большими волшебниками для ребенка могут быть только собственная мама и собственный папа. Поэтому можно считать, что мамы и папы сейчас учились на волшебников. А у волшебников дети, знаете, кем становятся?
Правильно, угадали!
Свидетельство о публикации №220122300559