В средневековой части города Саны

               
      Однажды, оказавшись в Сане в районе центральной площади Ат-Тахрир (площадь Освобождения), все женщины разошлись, как обычно, небольшими группами, по магазинам. Землячка моя Гюля попросила меня пойти в Старый город.  При бывшем советники в голову такое не пришло бы, но  А.В. был человеком добрым, мягким и его словоохотливость располагала к дискуссии. Перед выездом в Союз она хотела купить там жемчуг и хну в подарок свекрови и маме. Поговаривали, что там это стоит намного дешевле. Водитель напомнил нам, что в средневековый город, который между собой называли не иначе как Сук, соваться  женщинам не разрешено, но мы упросили:
     - Сделай вид, что ты не в курсе нашего похода. Главное нас дождись.
     В распоряжении у нас был час, как у всех, кто в тот день выехал за покупками.
     - Ты дорогу знаешь?- спросила я Гюлю.
     - Знаю,- заверила она меня. - Мы сейчас бегом туда и обратно.
     - Хорошо, - согласилась я.
    Бодрым шагом вошли мы в ворота старого города и пошли по прямой. Время было начало шестого, жара спала, народу немного, только-только открываются деревянные двери то слева, то справа и выползают арабы. Мы идем вперед. Дошли до площади. Фу, какая вонь! У столба привязан осел, точнее то, что от него осталось. Вокруг лужа крови, по цвету и вони ясно, что этот труп лежит тут давно. Я начала паниковать. Смотрю на Гюлю. Она как ни в чем не бывало идет дальше и поворачивает налево. Молчу, иду быстро, чтобы от неё не отставать и чего доброго не потеряться. Дошли до жемчужного ряда. Глаза разбежались от красоты этой несказанной. На прилавках лежат гроздья жемчуга в связках по десять жемчужин. Наконец, Гюля выбрала то, что хотела. Подобрала по форме нужное количество связок, поторговалась и, расплатившись, мы ушли.
     - Послушай, мы не туда свернули,- напомнила я ей,- тут пахнет кофе и благовониями.
      Мы явно удаляемся вглубь этого необыкновенного рынка и он настолько колоритен, что кажется, будто здесь остановилось время. И вполне можно потерять голову, не говоря уже о дороге.
     - Тут рядом хну продают, слышишь запах? Давай купим,-предложила Гюля.
      Конечно же купили! Оказаться перед таким разнообразием хны и выбрать нужную - дело оказалось не быстрым. То одну кучу понюхаем, то другую. Запах дурманит. Садык понятия не имел что перед ним армянка и азербайджанка, но принимая нас за женщин имеющих отношение к востоку, бойко лопочет по- арабский. Мы машем головой, догадываясь о чем он вещает. У него тут есть хна для раскраски рук и тела, а нам нужна та, что волосы красит. Я открыла рот, но английского он не понял. Гюля попыталась передать желание на азербайджанском, вставила знакомые ей слова на арабском, но и тут нас не поняли. Тогда в ход пошел язык жестов. Наши четыре руки взлетели вверх. Садык понял вмиг! Заулыбался! Мы купили по нескольку пакетов и получили от него по мешочку хны, как бакшиш.  Тем самым выразив благодарность за покупку в его дукане. 
     - Шукаран садак, -сказали мы ему хором и помчались к выходу.
     Идем быстрым шагом. Время поджимает. На улочках все больше арабов обращают на нас внимание. Мы это заметили и занервничали. А тут еще и вонючего ишака нет нигде. Заплутали! Вернулись, по запаху нашли ряд, где хну купили. А вот и знакомый нам садык. Спрашиваем его в один голос:
     - Где жемчуг купить?  Гюля показывает ему жемчуг. Молчит.
     - Неужели не понятно!?- возмущается Гюля. Вспомнив слово хочу на арабском я пытаюсь спросить:
     - Мадам лязим и трясу пакет с жемчугом.
      Понял! Показал в сторону улочки. И мы туда. Точно! Мы тут были, зашли слева, значит нам надо сейчас направо. Так и сделали, повернули и бегом… бежим, как увидели столб, еще быстрее побежали. На этот раз вонь и останки осла меня обрадовали. Мы на верном пути! Обошли осла и вышли  на прямую. Идем быстрым шагом. Заметили, что прохожие, идущие навстречу, что-то пытаются нам сказать и показывают назад. Я обернулась и вижу, что за нами кто-то гонится и машет руками.
     - Гюля! За нами гонятся.
      - Да, да,- согласилась она и ринулась вперед.
      «Ух ты, какая быстрая!- подумала я и ускорила бег. –Только бы не отстать!»
      Бежим. В какой-то момент мне показалось, что  нам кричат:
     - Madam, stop! Stop! Wait me...(мадам,остановитесь, подождите меня)
     - Еще чего захотел!- возмутилась я и как рванула, обогнав Гюлю.
      Бегу и вижу, как мои собственные ноги впереди меня бегут. Это потом мы хохотали до слез и я уверяла всех, что бежала и видела свои ноги впереди себя. А пока несемся со скоростью ветра. Сердце бьет по ребрам и готово выпрыгнуть из груди. Мы в ужасе! «Нас догонят! Нас догонят!- стучит в висках- Эх, сколько раз говорили, чтобы женщины  одни в Сук - ни ногой!» Продолжаю бежать, слышу дыхание Гюли, она отстает и хватает меня за руку. Бежим теперь вместе взявшись за руки. Гюля крепко держит покупку и еще крепче сжимает мою руку. Волосы у обеих дыбом, глаза, как в мультиках у испуганного зайца, бегают по кругу. Бежим, поднимая пыль столбом! Народ шарахается от нас, уступая дорогу. Слышим топот чужих ног. Это погоня! Мы прибавляем темп. Ворот не видно. Порядком устав еще и от того, что мы несемся, держась за руки и  нас трясет из стороны в сторону, мы бежим  теперь не так быстро. В затылок кто-то дышит и тут меня хватают за плечо и пытаются остановить.
     - Ма-а-а-ма-а-а-а,- кричу я во всю глотку, пытаясь вырваться, продолжая бег.
     - А-а-а,-эхом вторит Гюля, еще не понимая, что происходит со мной. И мы по инерции еще пробежали немного, вопя в оба голоса. Рука, которая вцепилась в правое плечо, не отпускает меня и тянет назад все настойчивее. Гюля не отпускает мою левую руку. И все это происходит на бегу. Мне страшно остановится, мне страшно оглянуться. В какой-то момент Гюля поворачивается в мою сторону. Резкий толчок! И мы обе разом останавливаемся. Что происходит? Ясно одно - ноги онемели, силы оставили нас и бежать мы не можем. А желанные ворота в двух шагах. Что делать? Кричать на помощь? Но наши не услышат. Они на шумной площади.
     Теперь, когда мы стояли лицом к лицу с нашим преследователем, в голову пришла одна и та же мысль. В нас проснулась та первобытная женщина, у которой в арсенале был только зычный вопль. Не договариваясь, мы заорали во всю глотку и кинулись на преследователя. Мозги в тот момент отключились и мы не сразу поняли, кто перед нами.
     А перед нами стоял, задыхаясь от бега, маленького роста арапчонок-подросток. Хватая воздух, он одной рукой тряс перед нами единственной связкой из десяти жемчужин и этой же рукой пытается закрыть свое лицо, понимая, что ему сейчас в глаза вцепятся эти две фурии. Другой рукой, которой он сумел вцепиться в мое плечо и остановил эту гонку, схватился за собственный бок. Видать колики пошли у бедняги. Прошла секунда, вторая. Наши мозг видно заработал и мы проглотив воздух,  замолкли и уставились на него тяжело дыша. Он что-то пытается сказать. Я не знаю как Гюля, но я смотрела на него и видела только открывающийся рот и его руку с жемчужинками, которой он тыкал в сторону Гюли. Ситуация стала проясняться. И как же  стало стыдно!
     - Кюль сенин башва»,- обругала наши глупые головы на азербайджанском Гюля.
     - Да уж, опозорились!-глубоко набрав воздух, выдохнула я. - Себя загоняли, ребенка загоняли!
     И тут мы обе засмеялись.
     - А страху-то , страху какого натерпелись! Ты себя не видишь?!- захохотала Гюля.
     - Я тебя вижу!-вторила я ей.
     Дело было  в том, что хозяин оказался честным человеком и, увидев одну связку, которую Гюля оставила на прилавке, послал сына за нами. Тот пытался вначале нас найти, потом догнать, кричал нам остановится. А мы от него ноги уносили. Ой, как было неловко. Мы стали извиняться, благодарить. Кое-как справились со смехом. Потом медленно пошли в сторону ворот, на ходу поправляя взлохмаченные волосы. Шли медленно, с высоко поднятой головой, будто не мы только что бежали, вытаращив глаза от страха и орали во всю глотку на весь Старый город.
     - Какой позор!
     - Да, хороши мы были!?
   Выйдя на площадь мы не сразу обнаружили машину. Водитель поставил машину на другую сторону от ворот, как можно подальше. То был не Юрка, наш бывший водитель. Юрка закрыл бы машину и пошел бы с нами. Новый водитель мужчина, который на пару с женой с первой же минуты вовремя выездов за покупками, давал понять, что он только водитель, при чем водитель советника, и делает нам одолжение, что возит нас два раза в неделю за покупками. Он никогда не открывал женщинам дверь, никогда не помогал, если покупка была тяжелой, почти не разговаривал и тем более не шутил. Как-то попытался влиться в общий веселый разговор женщин, но жена огрела его таким взглядом, что он тут же замолчал.
       Сделав покупки, женщины уже сидели в машине. Было жарко. Кто-то нервничал. Кто-то фыркал по поводу нашего опоздания. Ну, все как всегда. Наконец, мы появились. Молча сели в машину, изображая  полное спокойствие. На долго нас не хватило. Посмотрев друг на друга, мы расхохотались. И остановится уже не могли.
     - Что с вами? –спрашивали нас, улыбающиеся дамы. Некоторые стали смеяться, настолько заразителен был наш с Гюлей смех. Мы попытались рассказать. Попытались, потому что то и дело начинали смеяться.  Было весело вспоминать это приключение в средневековом городе.
      За пределами Старого города в Сане, столице северного Йемена встречались асфальтированные улицы и площади, был построен университетский городок, куда мы ездили на концерт советских артистов. Среди которых была и Нани Брегвадзе. После концерта, к нам подошла группа студентов и пыталась узнать не родственница ли я ей. Было забавно это слышать.


Рецензии