Большой Гнездниковский-3

                "Дядя"

                В те годы Пётр Трофимович, дядя мой, ещё работал немного. Преподавал рисунок в Архитектурном и вёл группу учеников у себя дома. На доход от этого особо не разгуляешься, но жили не жаловались… как я сейчас понимаю, было с чем сравнивать, только-только от войны стали отходить.

                - Ой, Сашенька, - начинала, как всегда тётка Полина. – Дядя Петя твой, такой застенчивый, такой стеснительный… когда нужно кулаком по столу, он только глазами поведёт; когда ногой дверь открыть – он робко постучится. Вот и получается, что все однокашники его по ВХУТЕМАСу давно академики и заслуженные, а он преподаёт в своём Архитектурном – и большего ничего не может. Так он ничего и не добился за это время, а ведь всю войну прошёл… вот так и живём - от получки до получки…

                Ох, сколько рассказов о жизни я услышал от неё и не только, но и от других тоже, прошедших нелёгкую школу жизни. Вот сейчас собрать бы всё это воедино?!.. да мал я тогда был, не понимал ценности такой информации, - слушал всё, но ничего не слышал, интересы мои в другом русле лежали, а сейчас поздно уже – память дырявая стала…

                - Он же, дядька твой, в сентябре 41-го в ополченцы пошёл, – продолжала рассказывать тётя. - Тогда многие шли добровольцами. Уже в июле первые дивизии были сформированы. Там и художники были, и музыканты. Ты можешь представить такого бойца Петра Трофимовича Сипина?! А?.. вот и я об этом же. Он кроме кисточки в руках держать ничего не мог. А тут война. Да не он такой один. Много таких героев было, мир праху убиенным – все полегли. Ими дыры затыкали, пробитые немецкими танками в нашей обороне. Одну винтовку на двоих давали, и то  - оружие ещё с первой мировой войны осталось – трофейное. А что я к нему в часть ездила, не все знают. Вот такая твоя крёстная смелая была. Нашла его больного, весь во вшах… ой, лучше не вспоминать. Но одно тебе скажу, Санечка дорогой, не будь ополченцев, немцы к декабрю по Красной площади маршировали бы…, а как Петя выжил, один Бог знает…

                А потом я сам узнал, что по ранению Пётр Сипин, которому тогда шёл 44 год, оказался в Москве в госпитале. Потом вернулся домой, чтобы написать портрет какого-то генерала…  кому-то «наверху» это очень понравилось, и он надолго остался в городе. Сколько Пётр пробыл дома и сколько успел написать «служебных» портретов, я не могу сейчас сказать. Но этого было достаточно, чтобы окрепнуть и вернуться в строй. Он опять на фронте, но уже в качестве художника.  Конечно, Пётр Трофимыч был бойцом, но служил теперь при штабе и выполнял «особые поручения»: рисовал всё увиденное. Каким образом ему удавалось возить с собой этюдник, набитый доверху красками и успевать писать между боями, а иногда и во время них, для меня остаётся большой загадкой.
 
                Тот чемодан этюдов с натуры, который он привёз с фронта, послужили ему рабочим материалом для написания двух больших полотен: «Переправа через Дон» и «Переправа через Днепр». Они долгое время висели в Ленинграде в музее Красной Армии. Дальнейшая судьба их мне не известна.   

                Тётя изредка показывала мне святая святых – потайной шкафчик. Мы подходили к нему, она вопросительным взглядом смотрела на меня: готов? И видя мою восторженную физиономию, открывала…  предо мной являлась необычайная картина: на верхней полочке в особом порядке были выстроены небольшие по размеру иконки, со Спасителем в середине, и тут же, маленькой звёздочкой, теплилась лампадка. Тётя крестилась и говорила: «Это я с войны начала верить, ясно осознав, что без Бога шагу не ступишь. Как можно человеку помочь, когда ты здесь, а он там, под пулями?.. только молитвой. Кто его знает, может и Петра, дядю твоего, так вымолить смогла?! Он же живым скелетом с войны вернулся, но живой, а это главное!»

                Это сейчас кажется неправдоподобным, чтобы держать иконы в шкафу, скрывая их от чужого взгляда. Но шестидесятые, хоть и были годами оттепели, но церковь в это десятилетие была особо гонима. Зайти в храм и поставить свечку было далеко не безопасно, как минимум, для своей карьеры.

                - У нас есть картина, - продолжала говорить тётя Полина, – Которую мы прячем… она может в наше время далеко не всем понравится, но потом, я думаю, она обретёт большую цену… но это потом.

                Она поманила меня к себе и на ухо шёпотом произнесла:

                - Там Сталин изображён… пойдём, я тебе её покажу. Только оставь это при себе, никому не проговорись…

                Она приоткрыла дверь в довольно вместительную кладовку и вынула оттуда картину, обёрнутую холстиной...

                - Вот, смотри?!

                На картине был изображён Сталин в шинели, в его излюбленной позе: руку за лацкан. Стоит он в мавзолее у изголовья Ленина, задумчиво прищурив глаза, глядя куда-то в темноту.

                - Написал он её в 47-ом, как раз появилось время после «переправ» и служебных портретов. Ему друг один рассказал как-то историю, что тот от кого-то слышал, что вождь в декабре 41-го приходил в мавзолей и стоял рядом с Лениным, как бы советуясь: что делать дальше? Сталину предлагали эвакуацию из Москвы, и всему правительству тоже, но он с места не сдвинулся, -  во, какой был! Вот Петя и схватился за эту мысль. Ну, чего тут лукавить, - мечтал «Сталинку» получить, а когда перед выставкой показал Грабарю, тот за голову схватился: Петя, ты что с ума сошёл?! Разве может вождь всех времён и народов с кем-то советоваться? Он и сам всё знает! Ты спрячь её и не показывай никому, а то загребут тебя и не посмотрят, что ты с маршалами чаи распивал…

                Я был далёк от этого, в политике ничего не смыслил: кто?.. кого?.. зачем?.. за что? А как был написан Сталин на холсте мне очень понравилось. Ведь главный критерий «хорошести» тогда был: ну, как живой! А как по-другому?

                Мы очень любили прогуливаться вместе с дядей Петей по Тверскому бульвару. В ту пору, именно Тверской бульвар был мне ближе и роднее, чем все остальные. Я с упоением слушал всевозможные истории, связанные с этим местом. А сейчас только и помню, как дядя рассказывал о том, что «Пушкин» Аникушина раньше стоял вначале бульвара, а на той стороне находился монастырь, но монастырь снесли и в шестьдесят первом построили современный роскошный кинотеатр «Россию», да и «Пушкина» благополучно переставили на туже сторону, где он по сей день прибывает.

                - Саша, а вон видишь старичка в шляпе, с усиками и с палочкой – в сером плаще, – говорил дядя, указывая на согбенную фигуру, идущую нам навстречу. – Так это Вячеслав Михайлович Молотов, министр иностранных дел, в прошлом тот, который мирный договор с Риббентропом подписал…

                Конечно, я не знал тогда никакого Молотова, тем более, кто он такой, и сколько он подписал расстрельных списков (больше Сталина, это я теперь знаю), но интуитивно понимал, что эта фигура представляет особый интерес для дяди, который на время уходил в себя, наверное, вспоминая прошлое. Мне льстило, что я ещё такой маленький неприметный парнишка, и вдруг гуляю по одному и тому же бульвару с важными дяденьками…

                Радиограмму о смерти Петра Трофимовича я получил в сентябре семьдесят четвёртого в Гаване, где наш танкер стоял под разгрузкой. Было горько и обидно, что не стало такого прекрасного человека…

                В Москве я оказался только зимой…

                - Ты знаешь Саша, какой выдался день похорон Пети?.. просто чудо! Начало сентября… солнце вовсю! А сколько студентов собралось, - весь Гнездниковский заполонили. Ты знаешь, я просто не ожидала, что столько людей прощаться придёт. Оказывается, не только я одна его любила…

                Полина Николаевна дрожащей рукой достала носовой платочек и стала усердно протирать глаза.

                - Он всё любил твои рисуночки рассматривать. Радовался, что хоть кто-то из их рода художником станет…

                (продолжение следует)

                2020г+к

         


Рецензии
Очень интересная глава, жизнь Пётра Трофимовича, любимого дяди Саши, рядом его заботливая жена!

Спасибо, Сергей, за рассказ!

Всего доброго Вам!
Вера.

Липа Тулика   09.03.2024 00:34     Заявить о нарушении
Спасибо большое за помощь! Всего самого доброго! С.В.

Сергей Вельяминов   09.03.2024 08:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.