Мир детских обломов

о подарках и детских разочарованиях

Уже с первых лет своего самоосознания, а это года 3-4, я никак не мог понять, зачем воспитательницы соседней группы переодеваются в шубы и валенки, красят себе носы и щёки красной краской и выдают себя за «деда Мороза». Во-первых, это всегда смотрелось глупо и нелепо, что я мужика от бабы не отличу что ли, а ещё я «рисовал» себе картины, как настоящий Дед Мороз лежит раздетый и связанный в кладовке дворничихи. А во-вторых, меня реально напрягали их строгий вид и вопросы, хорошо ли я себя вёл. Как-то было рисковано рассказывать правду такому «деду Морозу», как я тырил у бабушки конфеты и таскал Ваську за хвост. Без сомнения они потом всё расскажут отцу. Я догадывался, что ёлочка зажигается на третий раз не потому, что я тихо об этом прошу, а потому что вредная нянечка не включает вилку в розетку сразу. У бати дома все получалось с первого раза.

Но самый косяк был всегда с подарками. Мне всегда дарили что угодно, но ни разу то, что я просил. Вместо маленького щенка я получал набор пластмассовых солдатиков, а вместо коньков или настоящего футбольного мяча и водяного пистолета – очередной конструктор или набор фломастеров. 23 февраля у нас дома вообще за праздник не считался, потому оставалась слабая надежда заполучить нужную вещицу на день рождения... Но на день рождения тётки и няньки меня буквально заваливали рубашками, футболками и трикотажными костюмами...

Внимание, вопрос! Зачем спрашивать ребёнка, что он хотел бы получить на день рождения и дарить ему всё с точностью до наоборот? Это такой особый вид издевательства над ребёнком? Запомните, если Ваш ребёнок стал отвечать на вопрос, что ничего ему дарить не надо, то это не потому, что у него всё есть, а скорее всего потому, что он уже не верит, что Вы ему это подарите.

Я прекрасно понимал, что часто в семье не хватает денег, и потому родители покупают, что действительно необходимо, хотя и выдают это за "подарок". Да что я!? Все дети это понимают! Но если бы мне объяснили, что с подарком ничего не получается, потому что так и вот так, я бы знал, что мне доверили семейную проблему как взрослому... А пустые обещания лишь дарили надежду, и то до поры, до времени. Таковы были мои 70-е...

Шли годы. Но ситуация с "подарками" почти не изменилась. Гости приходили с тщательно подобранным набором ненужных вещей: толстыми мемуарами о хлеборобах за авторством бывшего агронома Ивана Опупелова, аудиокассетами поп-музыки студии "Союз" (хотя у меня магнитофон на бобинах и слушаю я только рок и классику) или чайными парами... короче, всем тем, что когда-то подарили им, и весь этот хлам надо куда-то девать... Самые продвинутые приносили в подарок то, что сами намеревались тут же и употребить: ликеры, мартини, коньяки (далее по списку)...

С развалом страны и приходом капитала ситуация с подарками заметно улучшилась, и то, что раньше было невозможно достать или купить, теперь появилось в огромных количествах и вполне доступно по цене, но и мне уже не 10 лет, а 35. И опять этот всеубивающий вопрос:

– Что тебе подарить?
– Ничего не надо.
– Ну, не удобно же без подарка
– Неудобно на следующий день выбрасывать все то, что вы надарили... Но если тебе это действительно интересно, можешь подарить швейцарские часы или дизайнерскую зажигалку «Картье». «Мерседес» не обязательно, мне и «Нива» подойдет...
– Я же серьезно спрашиваю.
– Вован, я ещё никогда не был так серьезен, как сейчас...

У нас даже пословицы изобрели, чтобы "оправдать" дарителя: "Дареному коню зубы не смотрят", "Дорог не подарок, а внимание". Но есть и другие поговорки: "Купленная курица дешевле дарёной", "Книга – лучший подарок, но подарок лучше, чем книга." ))

От безысходности при выборе подарков люди тупо покупают самое ненужное и суют это втихаря на входе, а я с приветливой улыбкой бросаю этот трижды никому не нужный набор из пены и шампуня в дальний угол. Некоторые любят "падать на хвост", да так, что доходит до курьезов: на 1 фолиант по живописи с иллюстрациями 7 дарителей. Ну, это еще очень даже нормалёк...

... Тридцать лет назад мы договорились с другом, что просто не будем друг другу ничего дарить, чтобы каждый раз не мучиться проблемой подарка. Решил что-то подарить – хорошо, нет – никаких проблем! Приходи, дорогой, посидим, поговорим... Главное, приходи!


7 декабря 2020
Пермь


Рецензии