Цензура

   Учился я на радиотехническом отделении (РТО) Сахалинского мореходного училища г. Невельска (СМУ). Острословы расшифровывали и как Строительно-Монтажное управление, и как музыкальное училище…
В общем 3 года юности – перепоясанной ремнём. Ну это к делу не относится.

   И был у нас командиром роты, из заочников, некто Быков НикПал. На мой взгляд – суровый мужчина, любитель устава и субординации. Гонял нас как сидоровых коз, а то и круче. Подъём, отбой, пока горит спичка, одеться, спуститься с 3-го этажа общаги и построится внизу. Я однажды на пятый или шестой раз отказался выполнять эти дурацкие команды и вопрос встал о моём отчислении из училища. Вызвал меня замполит училища, нормальный мужик. Поговорили по душам, пожурил и предложил вступить в ряды ВЛКСМ, иначе, говорит, по окончании училища мне Визу не откроют. Неожиданно. В своё время вступить туда в стенах школы не получилось. А тут нормально - да ради бога, завсегда пожалуйста.
   В стенах училища кормили, одевали и учили за счёт государства. Тогда время учёбы шло в стаж, состояли членами профсоюза, получали стёпку (стипендию) в размере -12 рублёв и платили взносы за комсомол - 2 копейки. После госэкзаменов  - 1.5 месяца военной стажировка в минно-торпедной части под г. Корсаковым, принятие присяги, присвоение звания. Потом получение рабочего и учебного дипломов – и гуляй Вася, отбытие по направлению в рыбопромышленные предприятия области. Ну дело не в этом.
      
   Я и мой дружбан-однокурсник Николай Л. выпускали ротную газету «КРАБ».
В ней размещали статьи сатирической направленности о нашем быте, учёбе и различного вида происшествиях. А таковых хватало.  Николай рисовал, а я сочинял вирши на темы, которые сами и придумывали. Жаль – ни одного номера не сохранилось на память. Может у кого осталось?

   Делали стенгазету по субботам, ибо по этим дням проводились авралы – уборка в кубриках и аудиториях учебного корпуса. Все драят палубы, а наш творческий коллектив из двух человек сидит и морщит лбы, сочиняя очередной номер газеты. Если этот номер не прокатывал - увильнуть от всеобщих работ, то были варианты с репетициями в хоре или в танцевальном кружке при доме культуры. Однажды всей танцгруппой ездили в областной центр, выступать на конкурсе городов – танцевали кадриль. Показывали по ТВ. На репетициях получалось, а тут, под светом софитов и вниманием зрителей, что-то перемкнуло – все вертятся в одну сторону, я в другую, и наоборот. Хорошо, что я стоял на задней линии, может никто и не заметил… Самого выступления по телевизору я не видел, иначе было бы стыдно до сих пор. Ну это тоже пока не по делу…

   Однажды мы с Николаем выпустили очередной номер газеты, где я написал следующее:
Братишки мореходы,
Вся жизнь у вас в походах,
Как шведы прогорали иногда.
А мы пока на суше и нежны наши уши,
Не слышали, как бесится вода*.

Хлебнув пол-литра водки**,
Расхлябанной походкой,
Идём смакуя речи матерком.
Бушлаты нараспашку,
 на теле полтельняшки***.
А меж зубов торчит вонючий «КОМ»****.

Может было продолжение, но я не помню.

Необходимые пояснения:
* Мы ещё были курсантами и не нюхали рыбацкого труда. Зато потом - запах рыбной муки и жира, вахты, подвахты, учебные тревоги, в шторма голова-ноги, писк морзянки, полугодовые заезды…
** Всяко бывало; дни рождений, рыбака, 23.02, 08.03, праздники революции, конституции или винцо с девушками… Правда я этим делом не увлекался, сначала ходил на секцию бокса – до первого нокаута в спарринге. Потом на соревнованиях по борьбе с борцами из шмоньки (типа ГПТУ) неудачно приземлился головой на мат, повредил шею. Плюнул на эти виды боевых искусств и занялся лёгкой атлетикой – бЕгом на длинные дистанции…
 *** Нам выдавали тельняшки зимнего варианта, и летом в них было жарко. Поэтому вырезали из неё кусок, вставляли под фланельку, чтобы прикрыть грудь, тем самым не нарушая формы.
**** В то время были сигареты марки «КОМ» и своего комроты мы звали Комом (полундра Ком идет, шухер атас, не забыть отдать честь…).
   Значит приходим мы с занятий на обед, смотрим, мои стихи вырезаны, а на их месте что-то унылое прозой.
Вахтенный пояснил, что приходили парни с других отделений (рогали, маслопупы, электроны…) и переписывали текст. Потом пришел комроты, увидел этот, по его мнению, черный пасквиль на советскую молодежь в форме и приказал вырезать мой текст, заменив его чем-нибудь другим…
Всё! Пока!


Рецензии
Знакомая картина. Знал Быкова. А замполит был замечательный человек Рогожко Александр Тимофеевич.

Удачи, Александр! 73!

Михаил Болдырев   20.01.2023 13:33     Заявить о нарушении
В те же годы художественным руководителем хора был Александр Рожко. Тоже был отличный мужик. Столько историй на эстрадную тему и на прочие дела рассказывал - мы ухахатывались. Разучивали песню, где есть слова "Краснофлотец крепкий малый в рейс идёт далёкий". С этой песней выступали в Доме культуры моряков. Мы, в белых фланелках, на мицах белые чехлы - как грянем хором, девки в зрительном зале штабелями падают. Я пел третьим голосом, басом...

Кирилл Иженков   22.01.2023 10:40   Заявить о нарушении