Механизм. Глава 6. Со мной или со всем

     Хватит. Хватит уже страдать ерундой, на это нет времени. Рентген паршивый, врач примет только через две недели, даже позже, чем Хромов предполагал. Борисов до сих пор буравил мозг той бумажкой, что мужчине пришлось утопить. Библиотека стала чем-то запретным, ведь посещать он ее стал слишком часто, наверняка без внимания очередной поход туда не останется. В сотый раз сидя на лекциях, он понял, что был глуп, когда решил отправиться на поиски какой-то тайны, которой наверняка даже не было. Сейчас он уже не мог ответить на вопрос, чем думал.

     На работе он сгорал от желания первым сделать идеальную систему, засиживался допоздна, что охрана готова была уже выгнать его с места. Каждый новый день сулил новые свершения, каждые цифра и буква приближали его к цели. Снова насилуя клавиатуру, он внезапно услышал, как прямо над ухом кто-то стал льстиво тараторить, а также почувствовался странный запах. Неужели…

     – Вот он, герой! – произнес главный информатор отдела. Он был промежуточным звеном между младшими и Старшими. – Игорь Хромов. По подсчетам, совсем скоро напишет программу на благо Механизма.

     – Правда? – голос был наполнен скептицизма вперемешку с холодной сталью и смертельным ядом. – Ну пусть герой хоть встанет.

     И без касания главы отдела мужчина поправил очки, встал и обернулся. Ледяные голубые глаза, черные волосы, странная ухмылка на лице. Он видел это лицо не единожды, и еще не раз оно посетит его в кошмарах. Не таким он представлял себе Старшего Информатора, а встречу с ним и подавно. Холод чувствовался во всем существовании этого человека: резкие черты лица, взгляд, светлая кожа, сильное тело и даже дыхание могли заморозить все вокруг, стоило только указать пальцем на желаемое. Рядом со Старшим стоял его личный охранник, который без зазрения совести курил толстую сигару. Старший протянул руку Хромову, и тот пожал ее, не переставая смотреть на искры в голубых глазах и на тлеющий огонек сигары, которая, все укорачиваясь, давила на внутренности плотным дымом.

     – Товарищ, оставьте уже бедного сотрудника в покое, – произнес черноволосый, и охранник тут же выбросил сигару в другой конец комнаты. – Игорь, говорят, Вы отличный работник. Я бы хотел поговорить с Вами лично. Ваша смена заканчивается в пять, верно? Будьте добры подняться на второй этаж, когда она закончится. Там есть замечательное заведение «Аппарат», знаете такое?

     – Да…

     – Чудно, – кривая улыбка была лезвием на горле Хромова. – Не тряситесь так, встреча будет касаться лишь работы. У нас новое распоряжение от Механика. Касается поощрения хороших работников. Нужно обсудить с Вами пару деталей, только и всего. Возвращайтесь к работе.

     Он похлопал его по плечу и ушел, охранник вслед за ним. Скоро и счастливый глава отдела убежал, оставив Игоря со своей программой наедине. Мужчина сел в кресло и уставился в монитор. Он продумывал ответы на все возможные вопросы Старшего. Явно все было не так просто, как он описал, ведь рабочий процесс и вознаграждение обсуждают с главным информатором, не привлекая самого работника. Что-то было не чисто, тут Механика звать не надо. «Имеет ли смысл предупредить Найду?» - задумался он. После разговора со Старшим он точно пойдет к библиотекарю.   

     К концу рабочего дня Игорь извелся. Он со своими предположениями насчет встречи даже почти не притрагивался к клавиатуре. Пожалуй, это был первый раз, когда он готов был работать даже до поздней ночи, лишь бы не выходить из отдела или вовсе не покидать этаж. К сожалению, просьбу Старшего стоило рассматривать лишь как завуалированный приказ, а потому неохотно, но Хромов все же шагал по второму этажу мимо разных заведений, выискивая то, на которое было указано. Кафе «Аппарат» сложно было не заметить. Огромная горящая вывеска, стеклянные непробиваемые стены и огромное число Старших. В элитном месте и контингент соответствующий.

     Младший механатор вошел внутрь, думая, что сейчас на него все обратят свое пристальное внимание, а может даже выведут под руки. Ничего. Он увидел нужного человека и, едва поклонившись, сел напротив него. В руках того был только фужер с чем-то пузырящимся, охранника не было поблизости.

     – Добро пожаловать в общество, Игорь, – произнес черноволосый и отпил из фужера. – Хорошее место для отдыха и для деловых встреч. Что ж, я начну. Будьте добры, отвечайте на мои вопросы максимально честно. От этого будет зависеть направление нашего сотрудничества. Итак, у меня есть информация, что Вы слышали про пропавшую книгу из отдела чистки. Это так?

     – Да, я слышал про нее, – Хромов поправил очки и напрягся.

     – Очень хорошо, – Старший улыбнулся и поставил фужер на стол, направив взгляд прямо в глаза мужчины. – Вы лично видели ее?

     – Нет.

     – Знаете того, кто бы мог ее видеть? Или, может, место, где она могла быть спрятана?

     – Не знаю, – младший информатор заметил, как собеседник на мгновение ухмыльнулся.

     – Хорошо. Что Вы делаете в свободное от работы время?

     – Извините за наглость, но к чему это все? Можно самый конкретный и емкий вопрос? – Игорь почувствовал, как начинает жать в висках.

     – Раз уж Вам так будет легче, – Старший улыбнулся и разом выпил содержимое фужера. – Вы часто стали захаживать туда, куда раньше и не сунулись бы. Знаете, Игорь, не все связи и разговоры полезны для сотрудника вроде Вас. У меня всего два вопроса. Что Вы делали в отделе статистики, куда Вам в принципе не попасть без помощи, и что ж такого Вы нашли в библиотеке, что Ваша посещаемость стала выше на несколько сотен процентов?

     Знал. Он знал, что этим все и закончится. Какое вознаграждение? Какая слава? Позор и скорая смерть, вот что ожидало его. Ответ нужен срочно, да такой, чтобы хоть как-то убедить Старшего в том, что существо напротив него полезно.

     – Я был у Бориса Борисова, Вы правы, – начал мужчина. – Он дал мне несколько советов насчет моего состояния здоровья. Доступ я получил с помощью электронного ключа, который он сам мне предоставил. А насчет библиотеки… Я считаю, что книга может быть там, и я хочу ее найти, чтобы вернуть на положенное место – в печь.

     – Она не может быть там, – черноволосый изогнул бровь. – Это место было проверено самым первым.

     – И все же мне кажется, что она именно там. Если Вы позволите, то я лично принесу Вам ее в руки не позднее, чем через неделю.

     Он играл с огнем, но это было единственным возможным способом, как избежать наказания и при этом все еще иметь доступ к желаемому – тексту книжонки. Как бы он ни отрицал, а все же немаленький процент мыслей ею был занят. Взгляд Старшего с минуту был абсолютно пуст, и дело не в выпитом содержимом фужера. Улыбнувшись, черноволосый кивнул и спокойно встал. Младший информатор посмотрел на него снизу вверх. Он был готов поклясться, что голубые глаза замораживали его.

     – Игорь, будьте осторожны, – произнес механатор. – Сейчас лишний шум ни к чему. Если Вы принесете мне книгу, я буду очень признателен, а если нет… Главное, чтобы другие о ней не знали, понимаете? Паника нам не нужна.

     – Как мне найти Вас в случае чего?

     – Вы мастер гулять по этажам, – усмехнулся Старший. – Предпоследний, девяносто седьмой этаж Бункера. Там Старший отдел. Спросите Дмитрия Стрелкова, на меня укажут. Хорошего дня и славной работы во имя Механизма, товарищ.

     Он похлопал мужчину по плечу и изящно удалился из кафе. Хромов, откинувшись к спинке мягкого дивана, выдохнул. Он наговорил такого, от чего потом не отмоешься. Теперь книга нужна ему вдвойне, ведь пока расставаться с жизнью не было в планах. Тяжело поднявшись, младший информатор вышел из «Аппарата» и вернулся в квартиру. Он решил отнести книги в библиотеку, так сказать, повод найден. Он не был уверен, что слежка в его сторону ослабнет, потому лишний раз заставлять сомневаться в себе он не хотел.

     Библиотекаря на своем месте не было. Положив книги на стол, Игорь вздохнул и стал бродить меж стеллажей. Своеобразный лабиринт заканчивался тупиками, причем абсолютно безлюдными.
 
     – Плохой из тебя сыщик!

     Звук был сверху. Подняв голову, Хромов нашел девушку сидящей на одном из стеллажей прямо под люком. Свет звезды оставил от человека лишь черный силуэт, но Игорь был уверен, что на лице знакомой ее извечная улыбка.

     – С этим спорить не буду, – ответил он на выпаленную фразу. – Мне нужна твоя помощь.

     – Механатор просит помощи у обывателя? – она посмеялась. – Это что-то новое. И чего же ты хочешь?

     – Я не пришел тогда. Хотел, но побоялся подозрительности со стороны Старших. Теперь это неважно. Ты все еще волнуешься за меня?

     – Странный вопрос, – она спрыгнула со стеллажа с легким грохотом. – Допустим. Что с того? Как это относится к помощи, о которой ты просишь?

     – Ты говорила, что книга у тебя. Если через неделю я ее не доставлю в Старший отдел, думаю, я не жилец. Найда, мне нужна…

     – Вот значит, в чем дело, – она усмехнулась и обошла вокруг механатора. – Кто тебе сказал, что какая-то там книжка у меня? Здесь ничего не нашли. Старших твоих я не боюсь, – она подошла ближе, – все они лишь…

     Вдруг она открыла глаза шире и быстро отошла на несколько шагов от мужчины. Игорь впервые увидел ее ступор, правда о причине он не знал. На каждый его шаг она делала два. Когда спина коснулась бетонной стены, девушка сняла перчатку и обнажила металлическую руку. Мужчина смотрел на нее с непониманием. Присев на корточки, младший информатор продолжил буравить ее взглядом.

     – Что случилось? – он говорил тихо, чтобы она прислушалась.

     – Запах, – ответила девушка, резво натягивая перчатку обратно на металл. – Ты был с ними достаточно, чтобы он въелся в ткань и волосы. Они паразиты, отравляют и убивают все негодное. Не спеши меня затыкать. Ты хотел знать, куда моя ручка настоящая делась, верно? Когда-то я работала на одном из нижних этажей вместе с другими сильными обывателями. Мы раскаляли и плавили металл, делали из него инструменты и прочие предметы. Как-то к нам «с проверкой» пришел Старший. Он смотрел, что и как мы делаем, а позже, когда пришло время обеда и все ушли, мне оставалось только отключить аппарат и идти к остальным. Старший меня не пустил, прижать хотел. Вышло все хуже, чем было возможно. Он ко мне и притронуться не успел, только толкнул прям к аппарату. Там крутилась огромная шестерня, и ей мне зажевало руку, – она потерла искусственное запястье. – Старший этот сбежал. Хорошо, другие вовремя подоспели… Игорь, не стремись быть с ними или тем более идти на сотрудничество. Гарантировать тебе выживание никто не собирался и не собирается. Без книги ты полезнее, чем с ней.

     – Ты говорила, что не можешь чинить себя, – сказал он через некоторое время, – но при этом ты отливала инструменты. И… отливала? Ручной тяжелый труд еще с построения Бункера забыт. Все механизировано и сам Механизм…

     – Да ты хоть знаешь, что это?! – вскрикнула она. – Все обыватели знают, чем они занимаются, а ты знаешь, что делаешь? Знаешь, коды к чему пишешь? Механатор, ты пешка в руках гроссмейстеров, тряпичная игрушка на проволоке и только! Наверняка с твоей помощью создают новые машины, но на большее не рассчитывай.

     – Как ты можешь такое говорить?! – мужчина ужаснулся.

     Она молча подошла к нему и, встав на носочки, стала шептать на ухо:

     – Ты в мире иллюзий. Здесь нет ничего живого. Человечество вместе с человечностью похоронено заживо. Ты работаешь, мы работаем, а они только пьют, гуляют да наказывают за непослушание, как учителя за невыполненное задание. Они охраняют свой режим. Это и есть Механизм. А знаешь, кто руководит этим всем? Думаешь Механик? Если хочешь узнать всю правду, то возьми с полки любую книгу и иди в читальный зал. Я скоро подойду.

     Подтолкнув его в нужную сторону, библиотекарь ушла к своему месту. Игорь посмотрел ей вслед и стал рассуждать. Идя в пункт назначения с первой попавшейся брошюрой, он ясно осознавал, что находится меж двух огней. С одной стороны, Старшие тянут на себя, бросаясь словами о награде, может даже о славе, с другой же обыватель говорит о необходимости держаться вместе, чтобы разделить знания Поверхности, в которых может быть что-то важное. За столом раскрыв брошюру на какой-то странице, он снял очки и потер переносицу. Вдалеке теперь были только стеллажи с огромным количеством книг с бесполезными текстами, бетонные стены и разросшиеся в размерах размытые вентиляционные люки с выходящим из них дорогим воздухом. Из-под высокого потолка Солнце пробивается внутрь. Оно всегда было таким теплым?..

     Найда повернула на себя брошюру Хромова и провела пальцами по случайным страницам.

     – Дрянь работа, – произнесла она, скривившись, – как и все, что здесь есть. Ужасный перевод волокон и краски. Все для сохранения порядка?

     Игорь промолчал, лишь перевел взгляд на девушку. На ее губы, выдающие странные, никогда не слышимые им ни от кого слова.

     – Раньше ты бы ответил «истинно так», – усмехнулась девушка. – Сомневаться стал? Ты еще в прошлый раз просил книгу, и не для Старших. Почему же ты решил ее прочесть? Вернее, что именно ты надеешься в ней отыскать?

     – Ничего конкретного я не ищу, – он провел рукой по волосам. – Череп. Ему не сто лет, даже не десять. Но Механик и его приближенные никогда не врут. Так все говорят и будут говорить. Я просто хочу понять, со мной что-то не так или со всем вокруг. Есть ли это в книге…

     – Там есть и не такое, – вставила библиотекарь.

     – Почему я должен тебе верить? – он надел очки и прищурился. – Ты говоришь, что нам лгут. Но ты сама солгала о том, что не можешь чинить себя.

     – Обыватели не могут быть выше других. Наш пол и потолок на одном уровне, в отличие от вашего. Мы не можем делать ничего, что бы возвысило нас хоть на миллиметр. Мы работники, которые не могут ничего, кроме как подчиняться уставу и приказам. В нашем уставе написано, что ни о какой деятельности в рамках почини/построй быть не может, если Механатор в письменной форме не даст на это разрешение. Я презираю Механаторов, да, но я еще не настолько глупая, чтобы с таким рвением подписывать себе приговор. Даже избиение тебе подобных не карается так, как нарушение устава. Здорово ведь живем, не так ли?

     Хромов продолжал молчать. Переосмысление реальности шло уже форсированными темпами, и остановить его невозможно. Он коснулся лбом стола и почувствовал, как по коже пробегает дрожь. Смеясь, Найда трепала его за волосы. Ответа на вопрос она не требовала.

     Посидев еще пару минут, девушка вскочила на ноги и, хлопнув мужчину по плечу, указала в сторону другого зала, через который они проходили в прошлый раз, чтобы добраться до престранного помещения. Вечер обещал быть интересным.    


Рецензии