Зачем Екатерина II приезжала в Смоленск с Иосифом

Журнал  «Смоленск», № 8 (16) август 2000, с.34:
«За период царствования Екатерина II немало поездила по своей империи. В 1780 году состоялось ее четвертое по счету путешествие. Императрица желала посмотреть на вновь присоединенные в 1772 году (по 1 разделу Речи Посполитой) земли Восточной Белоруссии, а также убедиться в том, что претворяется в жизнь «Учреждение о губерниях». На первый взгляд можно было сказать, что эта поездка носила чисто деловой характер. Однако вся она оказалась насыщенной различными торжественными церемониями, обедами, балами.
В 1780 году Екатерина II впервые побывала на территории Смоленского  наместничества и в самом Смоленске (второй раз на Смоленщину она приезжала в 1787 году). Напомним, что в 1776 году в связи с новым административным делением России Смоленская губерния превратилась в наместничество из 12 уездов вместо прежних 5. Генерал-губернатором был назначен князь Николай Васильевич Репнин. Именно ему пришлось организовывать встречу императрицы.
До того, как приехать в Смоленск, Екатерина уже побывала во Пскове, Полоцке, в Могилеве (в этом городе она встретилась с австрийским императором Иосифом II), в Шклове.
1 июня 1780 года императрица со всеми сопровождающими ее лицами прибыла в Смоленск. Высокие гости были встречены очень торжественно. «Близ каменных соляных амбаров (район улицы Николаева – Н.С.) поставлены были Триумфальные ворота, при них встретил генерал-губернатор князь Репнин с гражданами и их знаменами Её величество и Его Величество, на воротах играла музыка, оттуда до Молоховских ворот стояли с одной стороны купцы и мещане, а с другой полевых два полка, от Молоховских ворот до собора в два ряда стояли женщины и девицы в смоленских нарядах…», так описывает встречу смоленский историк Н.А. Мурзакевич.
Помимо триумфальных ворот по обе стороны дороги стояли пирамиды, на которых записали стихи. От Молоховских ворот торжественная процессия направилась к архиерейскому дому на Соборный холм (здание сохранилось), где гости вышли из кареты. Встретил их здесь «преосвященный во всем одеянии». Он возглавил шествие к собору, за ним следовали певчие, одетые в праздничные полукафтаны и длинные мантии. На головах у них были лавровые венцы, а в левой руке – зелёные ветви и корзины с цветами. Правой рукой певчие бросали цветы под ноги их Величествам.
Посетив главную святыню города – Успенский собор и пообедав, Екатерина  направилась в специально построенный в районе Никольской башни «оперный дом». Там была показана «российская комедия с хором», гости веселились и щедро угощали всех присутствующих. Вечером город был иллюминирован, и был устроен фейерверк.  Екатерина II провела в Смоленске три дня. Скучать ей не пришлось. В честь нее 1 и 2 июня были устроены балы, она принимала посетителей (желающих встретиться с ней было много), слушала доклады о состоянии дел в городе, осматривала его достопримечательности. Жители древнего русского города очень понравились императрице».

Екатерина II встретилась в Могилёве с Иосифом II, чтобы вместе поехать повеселиться в Смоленск.

По моей версии Смоленск был основан в 1703 году (863), поездка состоялась в 1783 (1780) году. Получается, Смоленск праздновал 80-летие со дня основания.
 
Тогда становится логичным, почему была издана  «История  города Смоленска к первому приезду императрицы Екатерины II с Римским императором Иосифом II, 1780 года,  июня 2 дня, составленная по приказанию преосвященного Парфения епископа Смоленского, иеромонахом Иоасафом Шупинским, по запискам, от его преосвященства выданным». Опубликована она была в 1876 году в «Смоленских епархиальных ведомостях», № 3, с.73-90. 
«Предлагаемая история г. Смоленска есть список с рукописи, принадлежавшей Киевскому митрополиту Евгению и им пожертвованный в библиотеку Киевско-Софийского собора, где она между другими рукописями, числится под № 552. Список предлагается почти без малейших изменений против подлинника даже в самых знаках препинания. Печатаемая история Смоленска доставлена редакции отцом ключарем Киевско-Софийского собора протоиреем Н. Оглоблиным».

Там написано: «Вознесенский девичий монастырь, 3 класса, построен В. князем Василием Ивановичем, по взятии Смоленска 1510 г., который потом около 1682 года, казною В. государей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича возобновлен. Придел великомученицы Екатерины создан в 1765 году по Высочайшему Ея Императорского величества соизволению из отпущенной коллегией экономии на то суммы. В нём по штату положено быть Игуменьи и 16 монахиням, коим отпускается на содержание и церковные расходы в год 400 рублей и 30 копеек. Церковь устроена во имя Воскресения господня каменная, 1765 г., иждивением смоленского купца Андрея Сысоева. 

Рачевская церковь каменная построена 1765 г., а деревянная 1732 г.
Церковь св. Архистратига Михаила возобновлена 1713 г., а кем неизвестно.
Церковь Ивана Богослова в 1701, а своды каменные и столбы устроены в 1781 г. Николаевская церковь каменная, устроена 1756 г. смоленским мещанином Феодором Щедриным.                Киев 18 ноября 1875 г.»

Считается, что в Смоленске сохранились три церкви 12 века:
1) Церковь Петра и Павла на Городянке. Самый ранний храм. Был построен в 1146 году при князе Ростиславе Мстиславиче и освящён первым смоленским епископом - Симеоном.
2) Церковь Иоанна Богослова на Варяжках. Была построена в 1173 году при князе Романе Ростиславиче на холме.
3) Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани. Дворцовая Свирская церковь на Смядыни построена в 1197 году на загородном дворе смоленских князей.

Интересный момент, что в Истории Смоленска первым упомянут Вознесенский монастырь, а церковь Петра и Павла вообще не упомянута.
Цитата «своды каменные и столбы устроены в 1781 г.» косвенно подтверждает, что приезд императоров был не в 1780 году.

«История Смоленска» в другом варианте была издана в Северном архиве за 1828 год № III c.3-41 и в справочной книжке Смоленской губернии на 1898 год  С. Писаревым, с.235-265.

Там уже увеличено количество церквей в Вознесенском монастыре: «В нем три церкви каменная в одной связи с колокольнею: 1-я верхняя во имя вознесения господня, 2 –я нижняя – Сергия Радонежского чудотворца, 3-й предел великомученицы Екатерины, который создан в 1765 году по высочайшему соизволению Ея Императорского Величества из отпущенной от коллегии экономии на то суммы, 4-я деревянная больничная во имя Сретения Господня. Сей монастырь обнесен каменной оградою. Расходы в год 401 рубль 30 копеек с половиною.

3-я часть

Лежит за городом, по сию сторону Днепра. Сия часть разделена на две слободы: Рачевская и Свирская. В сей части церквей: 1-я каменная Рождества пресвятой Богородицы с пределом трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
А при ней каменная колокольня. Построена в 1765 году титулярным советником Иваном Писаревым. Здесь еще церковь деревянная Сошествия Святого Духа, построена в 1732 году доброхотным подаянием.
2-я церковь каменная святого Архистратига Михаила с приделами: святого благоверного князя Александра Невского и Алексея человека Божьего, построена в 1713 году, а кем неизвестно, а при ней каменная колокольня.
3-я церковь каменная святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 1763 года старанием майора Александра Васильевского и смоленского мещанина Никифора Верзина – при коей деревянная колокольня. 
Итого в сей  части три церкви каменные.

5-я часть 

1-я каменная церковь о двух престолах: внизу святых апостолов Петра и Павла, к ним устроена – за древностью неизвестно, с приделом святых бессребреников Козьмы и Дамиана. Вверху святые Великомученицы Варвары: предел в ней создан 1753 и 57 году смоленским купцом Андреем Сысоевым. При них каменная колокольня».

В двух последних Историях города даны подробные описания 5 частей Смоленска, в первой Истории – они кратки, в ней описаны только церкви без разделения по частям города. 

Мне видится следующей ситуация:
Петропавловская церковь по виду похожа на храм святой Параскевы Пятницы в Чернигове. «Храм построен в конце XII - начале XIII века на черниговском посаде возле рынка на средства купцов. Назван в честь святой Параскевы Иконоийской, которая, согласно православной традиции является покровительницей торговли и купцов. Есть предположение, что храм был построен на средства князя Игоря - героя «Слова о полку Игореве». В XVII веке, храм был центром пятницкого женского монастыря, который располагался близ городского рынка на Пятницком поле. Сооружения монастыря составляли срубные кельи…».

Вознесенский монастырь часто употребляется в связи с Верхней Сенной площадью, их разделяет небольшая улица Козлова. Реально, Вознесенский девичий монастырь располагался вокруг современной Петропавловской церкви, которая находится рядом с Колхозной площадью (раньше Сенной). Это действительно самая древняя постройка города (начало 18 века).

От первоначального Вознесенского монастыря осталась только современная Петропавловская церковь. А две церкви более поздней постройки, которые от первой сильно отличаются архитектурой, «прицепом» стали считать ужасно древними.

Потом Петропавловскую церковь объявили построенной в 1146 году, что соответствует 1703 году и коррелируется с постройкой Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге (1703, а реально 1829).

По поводу приезда Иосифа II.

«Иосиф II (1741 - 20 февраля 1790, Вена) - король Германии с 27 марта 1764, избран императором Священной Римской империи 18 августа 1765 года, старший сын Марии Терезии, до конца ноября 1780 года был её соправителем; после смерти матери 29 ноября 1780 года унаследовал от неё владения Габсбургов - эрцгерцогство Австрийское, королевства Богемское и Венгерское. Выдающийся государственный деятель, реформатор, яркий представитель эпохи просвещённого абсолютизма».

Реально он жил [1735-1790]. Он был сыном [1716-1765] и внуком [1673-1729] (другой образ «граф (1721) Яков Вилимович Брюс (1669-1735, усадьба Глинки, Московская провинция) - русский государственный деятель, военный, дипломат, инженер и учёный, один из ближайших и самых выдающихся сподвижников Петра I».

Иосиф II, вероятно, родился в Смоленске, и его потянуло на юбилей родного города.

На фото: страница 261 из Истории Смоленска в справочной книжке Смоленской губернии на 1898 год.


Рецензии