Константин Бальмонт. Паганини русского стиха
…Небо разверзлось нескончаемым ливнем: рваные тучи метались по небу, косые нити дождя стучались в оконное стекло, жалобно стонали ветви деревьев, словно щенки бездомные - просились в тепло комнаты.
Сквозняком открывшейся форточки - разметало по полу листы рукописей… «Дурной сон» - предчувствие, где ещё не высохли чернила оставленных строк:
«Мне кажется, что я не покидал России
И что не может быть в России перемен.
И голуби в ней есть. И мудрые есть змии.
И множество волков. И ряд тюремных стен…»
24 декабря 1942 году в приюте «Русский дом» близ Парижа, в Нуази-ле-Гран в русском общежитии матери Марии - умер 75-летний Константин Бальмонт, «Паганини русского стиха».
Русский поэт-символист, переводчик, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века. Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы. Автор автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историко-литературных исследований и критических эссе. Был номинирован в 1923 году на Нобелевскую премию по литературе.
…Оккупированная Франция погрузилась в рабское смирение перед фашистами, их режимом, правилами жизни.
Немцы относились к русскому престарелому кумиру читающих поклонников БЕЗРАЗЛИЧНО, русские же гитлеровцы - продажные твари - попрекали за то, что тот поддерживал революционеров.
На похоронах Бальмонта не было ни поэтов, ни поклонников.
Шел сильный дождь.
Когда гроб стали опускать в могилу, она оказалась наполненной водой, гроб всплыл, его пришлось придерживать шестом до тех пор, пока могила не была засыпана…
«Люби!» — поют шуршащие березы,
Когда на них сережки расцвели.
«Люби!» — поёт сирень в цветной пыли.
«Люби! Люби!» — поют, пылая, розы.
Страшись безлюбья. И беги угрозы
Бесстрастия. Твой полдень вмиг — вдали.
Твою зарю теченья зорь сожгли.
Люби любовь. Люби огонь и грезы.
Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.
Он в каждом часе слышит мёртвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он».
«Когда слушаешь Бальмонта - всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Никто не развевает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт. Никто до сих пор не равен ему в его "певучей силе"».
Напишет Александр БЛОК, восторгаясь творчеством первого русского символиста, автора, в возрасте пятидесяти лет написавшего «ЛЮБИ» - сонет, вошедший в сборник «Сонеты Солнца, мёда и Луны», изданный в 1917, а затем в 1921 году.
Итоговый в творчестве поэта: вобравший в себя мотивы, поэтические идеи творческого наследия, литературное направление и жанр.
Это у него всё от мамочки - Веры Бальмонт (Лебедевой), родом из семьи военного, большого любителя литературы... владела несколькими иностранными языками, отличалась вольнодумством, принимала в своем доме «неблагонадежных» гостей. Бальмонт напишет, что мама не только научила его любить литературу, но и поделилась «душевным строем». Константин был третьим из семи сыновей Бальмонтов, наблюдая, как мама занимается грамотой со старшими братьями, сам начал читать в пятилетнем возрасте.
Отец, радуясь успехам сына, подарил первую книгу!
Семья образованных людей дворянского происхождения, живших во Владимирской губернии. Отец служил в земстве, мама, увлеченная словесностью и музыкой, передавала это детям.
Учился Константин в уездной гимназии в Шуе, примкнул к нелегальному кружку «Народная воля», распространял листовки, за что был исключен из гимназии. В 18-летнем возрасте дебютировал в литературе: три его произведения опубликовал столичный журнал, поступил в Московский университет, изучал юридические науки. Учеба закончилась арестом за участие в студенческих волнениях и высылкой в Шую.
Судьба первого «Сборника стихотворений» была печальной: автор сжег все экземпляры, потому что стихи интереса не вызвали.
Мучительные попытки наладить отношения с первой супругой, закончились… выходом в окно… на мостовую… многочисленными увечьями, лечением, хромотой на всю жизнь, переломным и плодотворным в творческом плане, осознанием своего предназначения.
Владимир Короленко, профессор Московского университета Николай Стороженко, добиваются для молодого человека заказ на литературные переводы, которые давали Бальмонту средства к существованию.
Потом был Петербург. В настоящую поэзию вошел со сборником «Под северным небом».
Стихи полны романтических переживаний, пронизаны безрадостными настроениями, одаренность была очевидной. Позднее сборник стихов «В безбрежности» продемонстрированы литературные попытки СОЕДИНИТЬ СЛОВА с МЕЛОДИКОЙ, создавая блестящие стихотворные формы.
Упорная работоспособность: читал исторические труды, работы по естественным наукам; осваивал другие языки; интересовался народным творчеством.
Сборник «Горящие здания» - звучит жажда внутреннего освобождения, тяга к самопознанию, постижению своего мира.
В новом литературном течении он становится признанным мастером символизма, творчество — востребованным. «Будем как Солнце», «Только любовь. Семицветик» - толпы поклонников, кружки подражателей- бальмонистов, в которых литераторы изучали блистательную форму стихов Бальмонта, его рифмы и то, что называли хрустальными созвучиями.
Это была не просто популярность, а влюбленность в поэта.
Стихи Бальмонта для детей этого периода наполнены очаровательными персонажами — феями, эльфами, росинками. Автор в них создавал идеальный мир, которых завораживал детей.
Современники Константина Бальмонта называли его «вечная тревожная загадка». У него была масса последователей, был образцом литературного стиля для Марины Цветаевой и Игоря Северянина, Максимилиана Волошина. Самый яркий из поэтов Серебряного века.
Мы знаем его по школьной программе, которая и сегодня включает Стихи – «Камыши», «Осень», «Снежинка», «Фея», «К зиме» и другие.
В 1905 году вовлечен в политическую жизнь страны, в революционные события, сблизился с Максимом Горьким, сотрудничал с социал-демократической прессой.
Наступившие после революции репрессии грозили поэту арестом.
Отправился в Европу как в первую эмиграцию. Там издал два сборника с откликами на революционные события. Годы эмиграции проводит в путешествиях по Африке, Австралии, Индии.
Россия его не забывала. В Петербургском университете отметили 25-летие литературного творчества Бальмонта, публично провозгласили великим русским поэтом.
Февральскую революцию Бальмонт приветствовал, но категорически не принял Октябрьскую.
Писал, что она принесла хаос и ураган сумасшествия, а большевики стали для него разрушителями, подавляющими личность. В 1917–1920-х поэт бедствует вместе со всеми в стране, но на соглашательство с новой властью не идет, не печатает свои произведения. В 1920-м ему удалось добиться разрешения на временную поездку за границу. В Россию он больше не вернулся.
…Эмиграция была вынужденной, во Францию выезд голодающему, нищенствующему Бальмонту устроил верный друг, поэт Балтрушайтис, бывший литовским посланником в Москве, - спас его.
Константин Дмитриевич работал, занимался переводами,жил среди книг: Библия, летописи Нестора, труды по астрономии, Пушкин, Гете...
Его переводы Шелли, Байрона, Бодлера, Руставели до сих пор СЧИТАЮТСЯ КЛАССИЧЕСКИМИ!
Работал на пределе сил. И, как результат, - депрессия, перешедшая в душевную болезнь…
В эмигрантской среде Бальмонта не приняли, ставили в вину то, что он не бежал, а выехал по официальным документам, подозревали в сотрудничестве с советской властью. Большевики обрушили обвинения на него как на человека, обманувшего их доверие.
В эмиграции поэт тяжело переживал разрыв с Россией: тяжесть жизни на чужбине отражены в произведениях сборника «Марево». Бальмонт очень жалел, что уехал, появлялось желание вернуться. В 1923 году номинировали на Нобелевскую премию по литературе, но удостоился европейский поэт.
Значительная часть творчества в эмиграции состояла из сотрудничества с русскими газетами и журналами, а также из публицистических выступлений.
Возмущало безразличие европейского общества к тому, что происходило в Советской России при большевиках. Жить становилось труднее, гонорары и помощь от фондов нерегулярными. 1930 год - проявились признаки психического заболевания, поэт периодически лечится в клинике. Последние годы жизни стали «сумеречным состоянием».
Умер Бальмонт 24 декабря 1942 года от пневмонии...на чужбине,с послевкусьем горестей разлуки с РОДИНОЙ.
«Из сладких горестей - из всех,
Дарованных судьбою властной,
Нет сладостней и слаще тех,
Что вызрели в любви несчастной.
От них не деться никуда.
Они, сердечность обостряя,
Ведут по жизни сквозь года,
Страданьем душу осветляя.
И мы несём по жизни боль,
И познаём себя чрез муки,
И человеческую роль
Играем по любви науке.
И узнаём, что Бог - любовь,
И что мы все - есть Божьи дети!
Завет - «Любить!» - хранит в нас кровь,
Неугасимая до смерти…
Куда ведёт судьбы стезя
Без крыл любви, без мук страданья?
Влюблённый в самого себя -
Зашорен на Пути познанья.»
https://stihi.ru/2020/12/22/7718
Автор ПОЭЗИИ: Валерий СТАРОСТИН
СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ КОНСТАНТИНА ДМИТРИЕВИЧА БАЛЬМОНТА
Надежда Зернова
Свидетельство о публикации №220122400144
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слышал, конечно, но к своему стыду и сожалению, не знаком с его творчеством. А ведь он был талантище, великолепный литератор, но ...не распиаренный, вот и мало кто знает о нём, а он достоин много-много большего.
Спасибо, Надежда, Валерий, что заново "открываете" незаслуженно забытые имена великих русских талантов, таких как Константин Дмитриевич Бальмонт. Светлая ему память!
С уважением, Алексей
Алексей Балуев 24.12.2020 10:59 Заявить о нарушении
Так хочется сегодня говорить ЗОЛОТЫЕ СЛОВА об этом удивительном ГЕНИИ земли РУССКОЙ, жизнь которого закончилась этим днём 24.12.1942...
"Осень обещала: » Я озолочу»
А Зима сказала: «Как я захочу»
А Весна сказала: «Ну-ка, ну, Зима».
И Весна настала. Всюду кутерьма.
Солнце золотится. Лютик — золотой.
Речка серебрится и шалит водой.
Родилась на воле, залила луга,
Затопила поле, стёрла берега.
Там, где не достала, — лютик золотой,
Жёлтый одуванчик, — будет и седой.
Осень обещала. Помогла Весна.
Ну, Зима пропала, хоть была сильна"!!!
Такое чувство, словно эти талантливые личности, о которых пришлось писать, ГЕНИИ... вернее - их энергии, находящиеся в свободном полёте, создают вокруг меня хоровод личностей, событий, информационных лучей, от которых получаю импульсы, строки стиха творений!!
Готовлю на кухне, а на мурлыкающем канале проводного радио канала"РОССИЯ" - обязательно какой - то обрывок фразы, мысли - даёт посыл нейронам... Включается красный сигнал "ТИХО, идёт запись" - как в студии... и пошла ниточка нанизывать жемчужинки! БЛАГО - КОМП - дружочек: надёжный, безотказный ПОИСКОВИК... сидела бы с ним круглые сутки!!!
Такой прекрасный отрезок времени подарен судьбой, когда можно с любовью и ЛЮБЯ эту ЖИЗНЬ - рассказывать о тех, кто ОСТАВИЛ НАМ ТАК МНОГО ЭТОЙ ЛЮБВИ, закодировав тайнописью строк, мазками кисти, волшебством нотных знаков!!!
ГОД уходящий - богат на юбилейные даты ГЕНИЕВ.
Надо ещё сделать повтор о третьем русском ПАГАНИНИ: великом МЕЛОДИСТЕ - ПЕТРЕ ИЛЬИЧЕ ЧАЙКОВСКОМ (так скромно прозвучавшей его дате 180-летия)...
И можно будет заниматься подготовкой к встрече нового года.
СПАСИбо за слова добрые, искренность и ПАМЯТЬ СВЕТЛУЮ о КОНСТАНТИНЕ ДМИТРИЕВИЧЕ БАЛЬМОНТЕ, АЛЕКСЕЙ, спасиБО!
ИСКРЕННЕ.
Надежда Зернова 24.12.2020 18:18 Заявить о нарушении