Иерусалим. 6. Старый город, кварталы

Ста;рый го;род Иерусали;ма - район площадью 0.9 км;. Вплоть до 1860 года представлял со-бой весь Иерусалим. В Старом городе располагаются ряд святых мест ключевой важности: Храмовая гора и Стена Плача для иудеев, Храм Гроба Господня для христиан, Купол Ска-лы и Мечеть Аль-Акса для мусульман.
                Традиционно Старый город разделяется на четыре квартала, текущие границы которых были определены только в  XIX  веке: Мусульманский квартал, Христианский квартал, Еврейский квартал, Армянский квартал.
                Старый город, как крепость обнесен стеной. Существующие сейчас крепостные стены были построены в 1538 году османским султаном Сулейманом Великолепным.

 Протяжённость стен составляет около 4,5 км, они имеют высоту от 5 до 15 м, и толщину до 5 метров.

В период крестоносного Иерусалимского королевства, ворот насчитывалось четыре, на каждой из сторон света. Существующие сейчас крепостные стены насчитывают 43 сторожевые башни, и 11 ворот, семь из которых в настоящее время открыты. Вплоть до 1887 года все ворота закрывались на закате и открывались на рассвете. Но все время почему-то говоят только о 8 воротах: Шхемские или Дамасские, самые нарядные, Яффские, Сионские, их также называют нарядные, Яффские, Сионские, их также называют «воротами Еврейского квартала», Мусорные, Золотые, иногда их  называют «воротами Милосердия», Львиные или ворота Святого Стефана, Ворота Ирода, и, наконец, Новые ворота.
               
 Первые семь ворот были построены при Сулеймане Великом (Великолепном) в XIV веке.  Я не буду вдаваться в историю, здесь, говоря о старом городе,  только расскажу о кварталах и воротах.

                Армянский квартал

Армянский квартал самый маленький в Старом городе. Армянский квартал - один из четырёх кварталов Старого города. Он простирается между Башней (Крепостью) Давида у Яффских во-рот и Сионской горой, касаясь Иудейского квартала. Он существует с IV века н.э., во все пери-оды истории Иерусалима.
 
Считают, что в городе проживает больше, чем три тысячи армян, большинство из которых ис-поведует православие, меньшинство - католицизм и только считанные являются протестантами, вследствие миссионерской деятельности англичан. Армянская Апостольская Церковь является одной из древнейших христианских Церквей. По имени проповедника св. Григория Просветителя (302-326). Армянская Апостольская Церковь часто именуется Армяно-Григорианской. Считают, что в городе Армяне поселились в Иерусалиме из религиозных побуждений в IV веке нашей эры. В XII веке здесь был построен собор святого Иакова, ставший центром армянской общины в Израиле. Эта церковь, одна из самых красивых и роскошных на территории Израиля, была построена на руинах более древней византийской церкви.  Четыре  колонны по центру собора поддерживают свод, сквозь который мягкие лучи солнечного света, деликатно освящают фрески на стенах.
                Церковь была названа именем Иакова, сына Зеведея (Великого Иакова), одного из двенадцати апостолов Христа. В капелле, считающейся святым местом собора, захоронена отсеченная го-лова казненного апостола. Иаков, сын Заведея и Саломеи, брат Иоанна (евангелиста), был од-ним из тех галилейских рыбаков, которого Иисус лично призвал на проповедь Евангелия. Он - один из трёх, кому Господь преимущественно открывал Свои Божественные тайны. После Рас-пятия и Вознесения Иисуса, и сошествия на апостолов Святого Духа, Иаков проповедовал в Испании и в других странах Европы, после чего вернулся в Иерусалим, проповедуя Христа. Ясно, что это вызвало недовольство иудейских священников.  «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых, принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло. И убил Иакова, брата Иоаннова мечом» («Деяния» 12:1/2). Таким образом, Иаков стал первым из апостолов, казнённых за свою веру. В соответствии с традицией, церковь стоит на месте его казни. Когда Вы входите в неё вовнутрь, то можно осмотреть то место, где отсечённая голова захоронена. По одной из версий, его сподвижники вывезли тело в Испанию и захоронили в испанском городе Сантьяго де-Компостелла.
В IX веке Папа Римский причислил Св.Иакова к лику святых, а город и место объявил третьим по значению после Иерусалима и Рима. Св.Иаков стал патроном Испании, по-кровителем воинов, считавшимся тем, кто спас Испанию от мавров. Во время крестовых похо-дов его называли Сантьяго, чем и объясняется происхождение названия города. Церковь по-священа ещё одному Св.Иакову - брату Иисуса по родству. Он занимал особое место среди апостолов, т.к. стал первым епископом Иерусалима. Эта должность накладывала на него особую ответственность, т.к. к нему приходили посланники Божии из самых разных стран с донесениями об успехах евангельской проповеди и для решения многих других задач. Он первый положил основание благочинию и по внушению Святого Духа составил Божественную литургию. Можно сказать, что он был первым патриархом Нового Завета. Христианская традиция единогласно признала его праведником. За свой образ жизни, благочестие он был уважаем настолько, что пробыл на своём престоле в бунтарском городе около 24 лет.

                Христианский квартал.

В не менее 40 церквей, монастырей и хостелей для христиан паломников. В центре квартала расположен Храм Гроба Господня, построенный на том самом месте, где, согласно священным писаниям, был распят и погребен Иисус Христос после того, как завершил свой скорбный путь по Виа Долороза из Суда до места распятия на Голгофе. Многие христиане приезжают сюда, чтобы пройти по предполагаемому маршруту Крестного пути Иисуса. На территории Храма Гроба Господня находятся несколько мест, особо важных для  , среди которых камень Помаза-ния, пещера Гроба Господня, место, где стоял крест. (О Храме я рассказывал выше  в отдельном рассказе).
 В этом же квартале находится базар, одна из наиболее обаятельных туристических достопримечательностей, по праву пользующаяся большой популярностью. Это один из самых пестрых и кипучих восточных базаров, где можно найти почти все: посуду и свечи, сувениры и национальные наряды, циновки и ковры, подушки и украшения, светильники и изделия из стек-ла, а также тележки с едой и питьем, и многое другое. Торговцы во весь голос нахваливают свой товар, прилавки с едой источают соблазнительные запахи, и все это создает неповторимую атмосферу веселья и жизнерадостности. Один из главных принципов восточного базара – это торг: ни одна цена здесь не названа окончательно. Торгуйтесь, и, если вы будете достаточно настойчивы, цены удивят вас в приятную сторону…                К югу от Храма Гроба Господня находится Муристан, в переводе с персидского «госпиталь», - небольшой район улиц и магазинов. В IX веке здесь на средства Карла Великого был построен монастырь и приют для паломников, разрушенные позднее халифом Аль Хакимом. При кресто-носцах, здесь располагалась главная резиденция Мальтийского ордена госпитальеров. В 1869 году турецкое правительство подарило часть Муристана греческому патриархату. Сейчас в этом районе находится греческий рынок.

                Мусульманский квартал.

Здесь в самом большом из всех четырех, проживают арабы, приехавшие из окрестных деревень после того, как евреи и христиане, жившие здесь, переехали в более новые районы. Здесь есть церкви и монастыри, а также сохранилось несколько еврейских домов и ешиботов (религиоз-ных учебных заведений). Наиболее значительным местом для мусульман является Мечеть Ома-ра на Храмовой горе. Гора считается святой и для евреев.  Мусульманский квартал - самый большой и самый густонаселённый из кварталов Старого города. Он занимает площадь 31 гек-тар, и расположен в северо-восточной части Старого города. Квартал ограничен Львиными во-ротами на востоке, северной опорной стеной Храмовой горы на юге, и дорогой  от Дамаскских ворот до  Западной стены на западе. Виа Долороза начинается в этом квартале. Мечеть Аль-Акса, она же - мечеть Омара. Первое название прижилось больше. Туристам обычно под мече-тью Омара показывают соседнюю мечеть с золотым куполом, в действительности именуемую как Купол Скалы.

                Еврейский квартал

О нем чуть подробнее. Еврейский квартал был значительно разрушен Иорданией после  Первой Арабо-Израильской войны 1948 года, затем восстановлен Израилем после Шестидневной вой-ны 1967 года. Квартал в Новое время служил основным местом проживания евреев Старого го-рода. Здесь находится Стена плача, (о ней отдельный рассказ), ставшая священной благодаря близости к святая святых Иерусалимского Храма; В одно из посещений Иерусалима мы вновь побывали в старом городе. Там мы прошлись по недавно откопанной археологами древней улице. (построенная в VI веке). Она называлась «Кардо». «Кардо», такое название носила главная улица римского города Элиа Капитолина, построенного на месте разрушенного Иерусалима. Раскопки дают возможность воссоздать облик этой улицы, который она имела в те далекие времена. Ширина улицы была около 22 м. Она разделялась двумя рядами колонн на три полосы, вымощенные каменными плитами. Боковые полосы шириной по 5.5 м. были защищены от дождя и зноя навесами, которые опирались, с одной стороны на колонны, а с другой – на крыши стоявших вдоль улицы домов. Центральная часть улицы. была проезжей. Там же установлена минора, точная копия миноры, установленной перед входом во Второй Храм.  Копия выполнена по описанию и  чертежам Иосифа Флавия. Соблюдены все размеры и пропорции. Недалеко от улицы Кардо до недавнего времени над разрушенной синагогой возвышалась арка, которая была одним из символов еврейского квартала. История этой синагоги такова.

В нач. XVIII в. в этом районе поселилась небольшая община евреев-ашкенази, (европейские евреи) соорудившая (1706) синагогу на месте более древней, также принадлежавшей выходцам из Восточной Европы. Назвали ее Хурват Иегуда  хе-Хасид  в  честь  рабби Иегуды Хасида а-Леви, возглавлявшего общину. В 1721 г. арабы учинили погром и разрушили синагогу. Более 100 лет она лежала в руинах, пока в середине XIX в. ашкеназийская община не добилась разре-шения на восстановление синагоги.
                Большую сумму на строительство пожертвовал один из братьев Ротшильдов - Альфонс, попро-сивший назвать возрожденную синагогу в честь его отца Якова. 28 сентября 1864 г. синагога Бейт-Яаков была освящена. Она представляла собой монументальное здание с четырьмя ароч-ными сводами, 12 окнами и круглым куполом (высота - 25 м). Это была первая синагога, воз-вышавшаяся над окрестными домами. (В Османской империи существовал специальный указ, запрещавший возводить синагоги выше арабских домов, поэтому их строили в специальных углублениях, ниже уровня улицы). Возрожденная синагога с бельм куполом простояла 84 года, причем евреи продолжали называть ее прежним именем - Хурва, (на иврите - руины), словно предчувствуя трагическую судьбу здания.
                В 1948 г., когда израильтяне покинули этот квартал, иорданцы, оккупировавшие часть Иеруса-лима, взорвали синагогу.   За день до изгнания евреев из Старого города командующий войска-ми Арабского легиона в Иерусалиме Абдалла Таль распорядился взорвать наиболее заметные здания синагог, включая «Хурву» (там молились по Нуссах Ашкеназ) и хасидскую «Тиферет Исраэль».  Чтобы следа и памяти не осталось. Когда восточную часть города освободили в 1967 году, звучали разные мнения: восстанавливать или сохранить в мемориальных руинах. В 1973 году восстановили над руинами арку, - как символическое напоминание о бывшей синагоге и всем Еврейском квартале. И в таком вот промежуточном виде оно существовало до недавнего времени.  А в 2003 году правительство постановило отстроить "Хурву". В то время Щаранский был министром по делам Иерусалима, Ави Маоз - гендиректором его министерства, и им удалось раздобыть у Шарона необходимые средства.  К 24 млн шекелей государственного финансирования потом еще около двадцати миллионов добавили Вадим Рабинович и Игорь Коломойский, которых Арази тоже поминал добрым словом. 15 марта 2010 года, в первый день месяца нисан, состоялась церемония торжественного открытия возрожденной синагоги "Хурва".А теперь поговорим о воротах.


Рецензии