Иерусалим. 17. Национальный музей Израиля

В одно из посещений Иерусалима мы побывали в национальном музее Израиля. По уникальности обширных коллекций  и разностороннему характеру экспозиционной научной и просветительской деятельности он является ведущим музеем Государства Израиль и всего еврейского мира.  Музей представляет собой сложный комплекс зданий современной архитектуры. Проект музея архитекторов А.Мансфельда и Доры Гад; архитектура интерьера заняла первое место на конкурсе иерусалимских архитекторов; авторы проекта в 1966 г. были удостоены Государственной премии Израиля. Датой основания музея Израиля является 11 мая 1965 года, хотя о необходимости создания подобного заведения стали задумываться еще с середины 1950-х годов. И тогда родилась идея, устраивавшая всех: объединение двух музеев - Бе¬цалель и Центральный музей древностей Израиля. Что касается первого музея, то Бецалель был основан еще в 1906 году при Школе искусств и ремесел. Бецалель, организованный Б. Шацем. А вот музей древностей был достаточно молодым музеем, основанным в 1948 году Министерством образования и культуры Израиля. Место для расположения будущего музея выбрали неподалеку от здания израильского парламента - Кнессета. Сред¬ства для строительства также нашлись без особых проблем – создание Музея Израиля финансировалось Правительством Израиля и США, объединившихся в культурном порыве, кроме того активное участие в финансировании принимали и частные лица. Подчиненная холмистому рельефу плотная расстановка кубических зданий, возведенных из иерусалимского серого песчаника, придает ансамблю органическое единство и живописность.
Переходы между зданиями обеспечивают непрерывность осмотра экспозиции. Здания музея окружены прекрасным парком, спускающимся террасами по склонам холма. Главными достоинствами проекта стали отличность внешнего вида зданий от других, полное и абсолютное слияние  с окружающей местностью. В холмистый рельеф той местности от-лично вписались кубические здания, выполненные из местной породы – израильского серого песчаника, и расставленные довольно плотно друг к другу. Помимо этого, очень важным является тот факт, что в композиции ансамбля зданий предусмотрена возможность для развития и увеличения площади музейного комплекса. То есть, при любой возникшей необходимости можно добавить что-то новое и комплекс сможет расшириться, не уродуя общий образ. А для любого музея вопрос увеличения площади всегда является очень важным.
                Экспонаты археологического отдела представляют собой крупнейшую в мире коллекцию археологических находок Святой Земли. Художественные фонды музея значительно пополнились новыми произведениями израильских художников, поступлениями художественных произведений из еврейского имущества, оставшегося в годы 2-й мировой войны без владельцев и переданного Израилю в порядке реституций.                В музее представлены: собрание предметов быта евреев Северной Африки; материалы, приобретенные после экспедиций по исследованию еврейства Курдистана, Афганистана и т. п.
               
 Представлены, помимо произведений израильского искусства, произведения еврейских и нееврейских художников Европы и США, прикладного искусства разных еврейских общин, художественной культуры ислама и стран Дальнего Востока, первобытного искусства, культуры доколумбовой Америки, народов Африки и т. д.       В экспозицию Израильского музея включены интерьеры синагог начала XVIII в. из Италии и Южной Германии, интерьеры французских и английских особняков XVIII в. Имеется также раздел дизайна.
                На территории музейного комплекса расположен Храм книги,  (архитекторы Фредерик Киссель и Арманд Бартус). В этой совершенно отдельной части музея хранится величайшее сокровище общечеловеческой культуры: подлинный свиток книги пророка Исайи. Кроме того, в этом же хранилище находятся древние рукописи, известные всему миру как «Свитки Мертвого моря».
               
 Кумранские рукописи, или свитки Мёртвого моря - название манускриптов, обнаруженных, начиная с 1947 года, в пещерах Кумрана, в пещерах Вади-Мурббаат (к югу от Кумрана), в Хирбет-Мирде (к юго-западу от Кумрана), а также в ряде других пещер Иудейской пустыни и в Масаде. Свитки, найденные в Кумране, датируются периодом с III века до н. э. по I век н. э. и имеют огромное историческое, религиозное и лингвистическое значение. Исследование рукописей подтвердило, что по крайней мере некоторые из них были написаны именно в Кумранской общине.
             
В районе Мёртвого моря (о нём отдельный рассказ), было обнаружено множество письменных фрагментов с небольшим количеством текста, которые являются остатками больших манускриптов, пришедших в негодность по естественным причинам, либо из-за вмешательства человека. По еврейским обычаям, запрещавшим уничтожать Тору и священные тексты, негодные свитки сохранялись в генизе (место хранения пришедших в негодность свитков Торы или ее фрагментов). Несколько хорошо сохранившихся свитков были найдены целыми, в их числе и Свитки Мёртвого Моря. Исследователи собрали коллекцию из 981 манускрипта, найденных в 1946-1947 и 1956 году в 11 разных пещерах. 11 кумранских пещер лежат в окрестностях поселений эллинистического периода в Хирбет-Кумран.

История Кумранских  свитков такова.  В сороковых  годах прошлого века на юге Израиля в Кумранской долине в пещере вблизи Мертвого моря один пастух нашел какие - то обрывки кожи и, решив подзаработать, продал их сапожнику,  тот, увидев на коже какие – то знаки, отдал эти обрывки в университет. Там ученые
установили, что этим обрывкам более 2000 лет и что на них на древнееврейском языке написан  текст библии, когда стали сравнивать их с первыми рукописями библии, относящимися к Х-Х1 векам, то увидели, что тексты совпали слово в слово.
В витринах вдоль стен хранятся другие исторические документы: оригиналы писем Бар-Кохбы, найденные в Масаде. Они датируются «Первым годом освобождения Израиля».

Шимон Бар-Кохба  «сын звезды») - предводи-тель иудеев в восстании против римлян при императоре Адриане, в 131-135 гг. н. э. В 132 г. н. э. основал независимое от римской империи еврейское государство, которое пало после 2-х летней войны в 135 г. н. э.
                В течение 115-118 годов иудеи три раза безуспешно пытались свергнуть римское владычество; наконец, в 130 году, немедленно после отъезда Адриана из Сирии, подготовленное втайне восстание началось снова - и во главе движения стал Бар-Кохба. 0
                В раввинистиской литературе Шимон Бар-Кохба описывается как иррациональный и вспыльчивый человек.

Внутри храм Книги, выложенный местным грубым камнем, своей необычной конструкцией напоминает Кумранскую пещеру.
                В центре зала, в особом цилиндре из прозрачной пластмассы, развернут свиток книги пророка Исайи-8 м.- драгоценной рукописи.
 
В храме Книги приняты особые меры предосторожности, чтобы защитить бесценные рукописи от разрушающего действия света, влажности и температурных колебаний. Предусмотрена даже  возможность сохранения в случае бомбардировки. В этом случае цилиндр со свитком Исайи опустится под землю в стальное и герметически закрывающееся бомбоубежище.

В нескольких шагах от купола разительным контрастом возвышается квадрат черной базальтовой стены. Эта стена-символ вечной борьбы между сынами Света и сынами Тьмы.
               
 Состав коллекций Израильского музея определяет его характер как еврейского, израильского и универсального музея, что позволяет показать своеобразие еврейской художественной культуры в Израиле и в странах диаспоры, а также многообразие ее связей и взаимодействий с искусством многих народов мира и аналогий с ним.          Всего собрание музея включает более 500 тысяч предметов искусства, археологии, этнографии и иудаики. Вообще, описывать содержимое любого музея-дело неблагодарное. Никакое, даже отличное описание, не дадут даже маленькую долю представления, что это такое.

Недаром говорят:  лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, в данном случае прочитать!


Рецензии