Иерусалим. 17. Национальный музей Израиля
Переходы между зданиями обеспечивают непрерывность осмотра экспозиции. Здания музея окружены прекрасным парком, спускающимся террасами по склонам холма. Главными достоинствами проекта стали отличность внешнего вида зданий от других, полное и абсолютное слияние с окружающей местностью. В холмистый рельеф той местности от-лично вписались кубические здания, выполненные из местной породы – израильского серого песчаника, и расставленные довольно плотно друг к другу. Помимо этого, очень важным является тот факт, что в композиции ансамбля зданий предусмотрена возможность для развития и увеличения площади музейного комплекса. То есть, при любой возникшей необходимости можно добавить что-то новое и комплекс сможет расшириться, не уродуя общий образ. А для любого музея вопрос увеличения площади всегда является очень важным.
Экспонаты археологического отдела представляют собой крупнейшую в мире коллекцию археологических находок Святой Земли. Художественные фонды музея значительно пополнились новыми произведениями израильских художников, поступлениями художественных произведений из еврейского имущества, оставшегося в годы 2-й мировой войны без владельцев и переданного Израилю в порядке реституций. В музее представлены: собрание предметов быта евреев Северной Африки; материалы, приобретенные после экспедиций по исследованию еврейства Курдистана, Афганистана и т. п.
Представлены, помимо произведений израильского искусства, произведения еврейских и нееврейских художников Европы и США, прикладного искусства разных еврейских общин, художественной культуры ислама и стран Дальнего Востока, первобытного искусства, культуры доколумбовой Америки, народов Африки и т. д. В экспозицию Израильского музея включены интерьеры синагог начала XVIII в. из Италии и Южной Германии, интерьеры французских и английских особняков XVIII в. Имеется также раздел дизайна.
На территории музейного комплекса расположен Храм книги, (архитекторы Фредерик Киссель и Арманд Бартус). В этой совершенно отдельной части музея хранится величайшее сокровище общечеловеческой культуры: подлинный свиток книги пророка Исайи. Кроме того, в этом же хранилище находятся древние рукописи, известные всему миру как «Свитки Мертвого моря».
Кумранские рукописи, или свитки Мёртвого моря - название манускриптов, обнаруженных, начиная с 1947 года, в пещерах Кумрана, в пещерах Вади-Мурббаат (к югу от Кумрана), в Хирбет-Мирде (к юго-западу от Кумрана), а также в ряде других пещер Иудейской пустыни и в Масаде. Свитки, найденные в Кумране, датируются периодом с III века до н. э. по I век н. э. и имеют огромное историческое, религиозное и лингвистическое значение. Исследование рукописей подтвердило, что по крайней мере некоторые из них были написаны именно в Кумранской общине.
В районе Мёртвого моря (о нём отдельный рассказ), было обнаружено множество письменных фрагментов с небольшим количеством текста, которые являются остатками больших манускриптов, пришедших в негодность по естественным причинам, либо из-за вмешательства человека. По еврейским обычаям, запрещавшим уничтожать Тору и священные тексты, негодные свитки сохранялись в генизе (место хранения пришедших в негодность свитков Торы или ее фрагментов). Несколько хорошо сохранившихся свитков были найдены целыми, в их числе и Свитки Мёртвого Моря. Исследователи собрали коллекцию из 981 манускрипта, найденных в 1946-1947 и 1956 году в 11 разных пещерах. 11 кумранских пещер лежат в окрестностях поселений эллинистического периода в Хирбет-Кумран.
История Кумранских свитков такова. В сороковых годах прошлого века на юге Израиля в Кумранской долине в пещере вблизи Мертвого моря один пастух нашел какие - то обрывки кожи и, решив подзаработать, продал их сапожнику, тот, увидев на коже какие – то знаки, отдал эти обрывки в университет. Там ученые
установили, что этим обрывкам более 2000 лет и что на них на древнееврейском языке написан текст библии, когда стали сравнивать их с первыми рукописями библии, относящимися к Х-Х1 векам, то увидели, что тексты совпали слово в слово.
В витринах вдоль стен хранятся другие исторические документы: оригиналы писем Бар-Кохбы, найденные в Масаде. Они датируются «Первым годом освобождения Израиля».
Шимон Бар-Кохба «сын звезды») - предводи-тель иудеев в восстании против римлян при императоре Адриане, в 131-135 гг. н. э. В 132 г. н. э. основал независимое от римской империи еврейское государство, которое пало после 2-х летней войны в 135 г. н. э.
В течение 115-118 годов иудеи три раза безуспешно пытались свергнуть римское владычество; наконец, в 130 году, немедленно после отъезда Адриана из Сирии, подготовленное втайне восстание началось снова - и во главе движения стал Бар-Кохба. 0
В раввинистиской литературе Шимон Бар-Кохба описывается как иррациональный и вспыльчивый человек.
Внутри храм Книги, выложенный местным грубым камнем, своей необычной конструкцией напоминает Кумранскую пещеру.
В центре зала, в особом цилиндре из прозрачной пластмассы, развернут свиток книги пророка Исайи-8 м.- драгоценной рукописи.
В храме Книги приняты особые меры предосторожности, чтобы защитить бесценные рукописи от разрушающего действия света, влажности и температурных колебаний. Предусмотрена даже возможность сохранения в случае бомбардировки. В этом случае цилиндр со свитком Исайи опустится под землю в стальное и герметически закрывающееся бомбоубежище.
В нескольких шагах от купола разительным контрастом возвышается квадрат черной базальтовой стены. Эта стена-символ вечной борьбы между сынами Света и сынами Тьмы.
Состав коллекций Израильского музея определяет его характер как еврейского, израильского и универсального музея, что позволяет показать своеобразие еврейской художественной культуры в Израиле и в странах диаспоры, а также многообразие ее связей и взаимодействий с искусством многих народов мира и аналогий с ним. Всего собрание музея включает более 500 тысяч предметов искусства, археологии, этнографии и иудаики. Вообще, описывать содержимое любого музея-дело неблагодарное. Никакое, даже отличное описание, не дадут даже маленькую долю представления, что это такое.
Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, в данном случае прочитать!
Свидетельство о публикации №220122401544