Иерусалим. 19. Русское подворье
Русская православная церковь начала возводить постройки на Святой земле относительно поздно, во второй половине ХIX века. Причиной тому было то, что арабское население Палестины, которое было до этого в большинстве своём православным, начало в массовом порядке переходить в католичество и различные протестантские течения. Миссионеры из Европы активно действовали в Иерусалиме и других городах, строя школы, больницы, и завлекая этим бедное арабское население.
Православная церковь России забеспокоилась и начала предпринимать ответные шаги. К тому же, остро встала проблема ночлега русских паломников, в отдельные годы составлявших около половины от общего их числа. Эти задачи - отпор конкурентам и обустройство паломников - и была призвана решить русская духовная миссия на Святой земле.
В состав Русского подворья в Иерусалиме входят следующие сооружения:
1.Свято-Троицкий Собор;
2. Здание Духовной миссии и Мировой суд;
3. Николаевское подворье;
4. Елизаветинское подворье;
5. Сергиевское подворье;
6. Русское консульство;
7. Мариинское подворье;
8. Русская больница.
Но из всех вышеперечисленных мы побывали только в Троицком соборе. Это централь-ное сооружение на русском подворье, оно напоминает по форме Вознесенский со-бор в Московском Кремле. О других сооружениях я тоже немного расскажу. Надеюсь, что мне еще удастся там побывать, Тогда расскажу о них подробнее.
Троицкий собор, украшение Московской площади. Я не оговорился, Московской площади! Площадь Москвы появилась на карте Иерусалима недавно, в середине 90-х гг ХХ века, о чем свидетельствует установленный на площади указатель.
Это был период внезапной любви московского мэра Лужкова к Израилю, и было решено, что площадь у Троицкого Собора будет названа площадью Москвы, а в российской столице подыщут площадь, чтобы назвать её в честь Иерусалима.
Площадь была открыта в торжественной обстановке, при участии Лужкова и тогдашнего мэра Иерусалима Ольмерта. А вот площади Иерусалима в Москве, кажется, так и не появилось: на окраинах, дескать, нет мест, связанных с еврейством, в центре же переименовывать названия не позволяет закон. Да и Лужков к Израилю заметно охладел. К тому же давно уже не он командует Москвой.
Теперь непосредственно о Соборе.
Строительство храма было начато в 1860 г. Уже к 1864 г. он вчерне был готов, но недостаточ-ное финансирование не позволяло завершить работы, и церковь была освящена только в 1872 г. Иконостас был привезён из Петербурга.
Архитектурный проект М.И. Эппингера выполнен в традициях, характерных для храмостроительства, принятых на Афоне. Он спроектировал его с десятью главами, двумя пределами и двумя колокольнями. Снаружи собор очень впечатляет.
С кучей всевозможных пристроек, в которых находятся здание Русской Духовной Миссии с канцелярией, приёмным залом, трапезной, кухней, библиотекой и гостиницей.
Опять оговорюсь, все церкви на русском подворье, принадлежат Русской Православной Церкви Зарубежья, а Русское Подворье с Троицким Собором принадлежат Московской Патриархии.
Иерусалимский Троицкий собор знаменит еще тем, что в нем венчались Филипп Киркоров и Алла Пугачева. Как видно, что даже венчание на Святой земле не гарантирует вечность брака.
Россияне были среди первых, поселившихся вне стен Старого города в середине XIX века. Русское подворье - старейший район в центре Нового города Иерусалима, расположенный рядом с Новыми воротами между улицами Яффо и Хешин.
Русское подворье основано в 1860 г. Императорским православным палестинским обществом (ИППО) по указу императора Александра II для приема и обеспечения потребностей русских православных паломников на Святой Земле.
Часть Русского подворья была построена на средства императоров Александра II и Николая II, императрицы Марии Александровны, великих князей Сергея, Александра, Константина, великой княгини Елизаветы Федоровны.
Для строительства русского комплекса у арабов была приобретена земля на Мейдаме близ Иерусалима. Земля была куплена за 284 тыс. пиастров у драгомана (переводчика) английского консульства араба Тануса, который лично проектировал ряд зданий подворья.
В 1864 г. был построен и освящен Свято- Троицкий собор, ставший центром Русского подворья.
Были также построены: Русская больница, постоялый двор, Русская духовная миссия Москов-ской патриархии, русское консульство, а также Елизаветинское, Николаевское и Сергиевское подворья.
Русское подворье было обнесено стеной, которая в настоящее время сохранилась лишь с южной и северной сторон. Полностью строительство Русского подворья было завершено к 1903 г. Это было самым большим иностранным комплексом в Иерусалиме.
В ходе строительства велись археологические раскопки. В 1871 г. на территории Русского по-дворья была обнаружена 12-метровая каменная колонна, предположительно, I в. до н. э. Воз-можно она предназначалась для строительства Второго Храма во времена Ирода I.
Колонну называют «Колонна Ирода» или «Палец Ога» по имени мифического царя-гиганта, правителя Васана (Батанеи) в Палестине. В ходе раскопок были обнаружены также остатки укреплений периода царя Агриппы.
1 декабря 1917 г. британская армия под командованием генерала Алленби вступила в Иеруса-лим. После 1917 г. паломничество из России почти прекратилось, Русское подворье опустело. После Октябрьской революции 1917 года паломничество из России практически прекратилось, русская православная церковь, как и все другие, оказалась в опале.
Русское подворье было вынуждено начать сдавать большую часть своих помещений английским властям, которые сделали подворье своим административным центром: здесь расположились полиция, суд, тюрьма, министерства.
Во время войны за Независимость израильтянам удалось занять этот форпост англичан раньше арабов, что предопределило судьбу Русского подворья - с тех пор оно находится на территории Израиля.
Английская полиция стала израильской, тюрьма при ней осталась. В одном из зданий разме-стился Верховный суд страны. Но территория при этом оставалась владением красной право-славной церкви.
В самом конце периода британского мандата, с 1946 по1948 гг., англичане, боясь акций еврейского сопротивления, окружили территорию, прилегающую к подворью, колючей проволокой, на подступах к ней были установлены блок-посты. Еврейское население города дало меткое название этому укреплению – «Бевинград», по имени ненавистного британского министра иностранных дел Эрнста Бевина, проводившего крайне антисемитскую политику. Англичане уходя из Израиля в 1948 г., бросили Русское подворье.
Далее его судьба складывалась сложно, коммунистическому правительству оно было не нужно. Русская православная церковь не имела возможности распорядиться своей собственностью, и подворье постепенно заняли государственные учреждения Израиля.
В 1964 году, во время очередной антирелигиозной кампании в СССР, СССР и Израиль заключили сделку, получившую название апельсиновой: за 5 млн. долларов (по другим источникам, 4,5 млн.) Израиль получил все здания подворья и территорию вокруг них, за исключением собора Святой Троицы, Сергиевского подворья и южной части здания Духовной миссии. При этом расплатился Израиль не валютой, а поставками яффских апельсинов. (Кстати, по прибытию в СССР на апельсинах была изменена этикетка с Яффской на Мароканскую)
Соглашение было подписано в Иерусалиме министром Иностранных дел Голдой Меир и министром финансов П. Сапиром с израильской стороны и Чрезвычайным и Полномочным послом СССР в Израиле М. Бодровым.
В 2008 году Сергиевское подворье, которое занимало министерство сельского хозяйства Израиля и местное природоохранное общество, было возвращено России и передано Российскому Правительству. Окончательно освобождено от арендаторов в августе 2012 года.
Русское подворье находится на оживлённом перекрёстке: по нему жители района еврейского ортодоксального района Меа Шеарим направляются к Стене плача, а прихожане эфиопской церкви, что в районе улицы Невиим (Пророков) - к храму гроба Господня, поэтому рядом с рус-ской церковью часто можно увидеть, как на соседних скамейках на фоне православных крестов отдыхают хасиды, все в черном, и облаченные в белые одежды эфиопы.
Это не случайно. До постройки Русского подворья земля принадлежала арабской семье из Лифты, деревушки в окрестностях Иерусалима, и одним из условий продажи участка было обеспечение свободного прохода жителей деревни через него к старому городу.
Евреи, которые также были заинтересованы в покупке участка, на это условие согласиться не могли, а русские не возражали, и участок достался им. Этнический состав прилегающих кварталов с тех пор претерпел значительные изменения, и по иронии судьбы, теперь именно евреи пользуются возможностью свободного прохода по его территории.
Выше я рассказал о составе русского подворья. Но в связи с тем, что я пишу только о том, что видел, а был я только в районе собора и в соборе, на этом я этот рассказ заканчиваю.
Свидетельство о публикации №220122401572