Жёлтые обои

Шарлотта Перкинс Гилман
* * *
  Очень редко обычные люди, такие как я и Джон, защищают на лето чертоги предков. Колониальный особняк, наследственное поместье, я бы сказала, дом с привидениями, и достичь вершины романтического счастья - но это было бы слишком многого от судьбы!
И всё же я с гордостью заявлю, что в этом есть что-то странное.
Иначе зачем его сдавать так дёшево? И почему так долго простаивали без жилья?
Джон, конечно, смеётся надо мной, но в браке этого можно ожидать.
Джон очень практичен. У него нет терпения к вере, он ужасно боится суеверий, и он открыто высмеивает любые разговоры о вещах, которые нельзя почувствовать, увидеть и выразить в цифрах.
Джон - врач, и ВОЗМОЖНО - (я бы не сказала этого живой душе, но это мёртвая бумага и большое облегчение для меня) - ВОЗМОЖНО, это одна из причин, по которой я не выздоравливаю быстрее.
Видите ли, он не верит, что я больна! А что делать?
   
     Если высокопоставленный врач и собственный муж уверяют друзей и родственников, что на самом деле нет ничего, лишь временная нервная депрессия - лёгкая истерическая склонность - что с этим делать?
Мой брат тоже врач и тоже имеет высокое положение, и он говорит: тоже самое.

Поэтому я принимаю фосфаты или фосфиты - что бы это ни было, и тоники, и и путешествия, и воздух, и упражнения, и мне категорически запрещено "работать" пока я снова не выздоровлю.
Лично я считаю, что работа по духу, с волнением и переменами, пошли бы мне на пользу.

Но что делать?

Какое-то время я писала, несмотря на них; но это действительно утомляет меня хорошо
иметь дело - быть так хитро, иначе встретить серьезное сопротивление.

Иногда мне кажется, что в моём состоянии, если бы у меня было меньше сопротивления и больше
общества и стимулов - но Джон говорит, что худшее, что я могу сделать, - это
подумай о моем состоянии, и, признаюсь, мне всегда становится плохо.

Так что я оставлю это в покое и расскажу о доме.

Самое красивое место! Он совсем один, стоит далеко от дороги, верстах в трёх от села. Это заставляет меня думать об английском месте, о которых вы читали, потому что есть изгороди, стены и ворота, этот замок и множество отдельных домиков для садовников и людей.

Есть ВКУСНЫЙ сад! Никогда не видела такого сада - большого и тенистого, полного дорожек с рамками и длинные беседки, поросшие виноградом, с сиденьями под ними.
Были и теплицы, но все они сейчас сломаны.

Я полагаю, были какие-то проблемы с законом, наследники и единомышленники; во всяком случае, это место пустует годами. Боюсь, это портит моё привидение, но мне всё равно - есть
что-то странное в доме - я это чувствую. Я даже сказала это Джону однажды лунным вечером, но сказала то, что я чувствовала - был ПРОЕКТ.

Иногда я необоснованно злюсь на Джона. Я уверена, что никогда не использовала таким чувствительным. Думаю, это из-за нервного состояния. Но Джон говорит, что если я так чувствую, я пренебрегаю надлежащим самоконтролем; так что я стараюсь контролировать себя - по крайней мере, перед ним, и это заставляет меня очень уставать.
    Мне немного не нравится наша комната. Я хотел одну внизу, которая открывалась на
площади, и все окна были увешаны розами, и такие довольно старомодные
ситцевые драпировки! но Джон не хотел слышать об этом. Он сказал, что есть только одно окно, а не место для двух кроватей, и нет рядом место для него, если он взял другой.

Он очень осторожный и любящий, и с трудом даёт мне шевелиться без особого направления.

У меня есть рецепт на каждый час дня; он берёт всё, заботится обо мне, и поэтому я чувствую себя неблагодарной, если не ценю это как можно больше.

Он сказал, что мы приехали сюда исключительно из-за меня, чтобы у меня был идеальный
отдых и весь воздух, который я мог получить. "Ваши упражнения зависят от вашего
сила, моя дорогая, - сказал он, - и еда немного повлияет на аппетит; но воздух можно впитывать все время ». Итак, мы взяли детскую наверху дома.

Это большая, просторная комната, почти во весь этаж, с окнами, которые смотрят
все пути, и воздух, и солнце в изобилии. Сначала это была детская, а потом
игровая комната и спортзал, я должен судить; для окон зарешечены
маленькие дети, а в стенах кольца и прочее.

Краска и бумага выглядят так, как будто их использовали в школе для мальчиков. это
сорвал - бумагу - огромными участками вокруг изголовья моей кровати,
примерно так далеко, насколько я могу добраться, и в отличном месте на другой стороне
комната внизу. Я никогда в жизни не видел хуже газеты.

Один из тех обширных ярких узоров, в которых каждый художественный грех.

Достаточно тусклый, чтобы сбить с толку взгляд, достаточно выраженный, постоянно раздражать и провоцировать учёбу, и когда вы следите за хромые неуверенные кривые на небольшом расстоянии, которые они внезапно совершают самоубийство - броситься в невероятные углы, уничтожить себя  от неслыханных противоречий. Цвет отталкивающий, почти отвратительный; тлеющий нечистый желтый цвет, странно потускнел от медленно меняющегося солнечного света.

Это тусклый, но местами мрачный апельсин, в некоторых - болезненный серный оттенок.Неудивительно, что дети это ненавидели! Я бы сам ненавидел, если бы мне пришлось жить в этой комнате долго.
Приходит Джон, и я должен это отложить, - он ненавидит, когда я пишу слово.
Мы были здесь две недели, и мне не хотелось писать раньше, с того первого дня.
Я сейчас сижу у окна в этой ужасной детской и ничто не мешает мне писать столько, сколько мне угодно, кроме отсутствия
сил. Джон отсутствует весь день и даже несколько ночей, когда его дела серьезны. Я рада, что мой случай несерьезный!
Но эти нервные расстройства ужасно удручают.Джон не знает, как сильно я страдаю. Он знает, что нет ПРИЧИНЫ
страдать, и это его удовлетворяет.Конечно, это всего лишь нервозность. Это давит на меня, чтобы не делать
долг в любом случае!Я хотел быть такой помощью Джону, таким настоящим отдыхом и комфортом, и вот я уже сравнительная ноша! Никто бы не поверил, какое это усилие, чтобы сделать то, что я маленько умею, - одевать и развлекать, и заказывать вещи. К счастью, Мэри так хорошо воспитывает ребенка. Такой милый малыш! И всё же я НЕ МОГУ быть с ним, я так нервничаю. Полагаю, Джон никогда в жизни не нервничал. Он так смеётся надо мной за жёлтые обои!

Сначала он хотел отремонтировать комнату, но потом сказал, что я позволяла ему взять верх надо мной, и что нет ничего хуже для нервного пациента, чем поддаваться подобным фантазиям. Он сказал, что после замены обоев это будет тяжелая кровать, затем решетки на окнах, а затем ворота во главе лестницы и так далее.

«Ты знаешь, что здесь тебе хорошо, - сказал он, - и правда, дорогая, я не хотят ремонтировать дом только для трех месяцев аренды ". «Тогда давай спустимся вниз, - сказал я, - там такие красивые комнаты. там." Затем он обнял меня и назвал милой гусиной, и сказал, что спустится в подвал, если я захочу, и заберу побелены в придачу.
Но он достаточно прав насчет кроватей, окон и прочего. Это просторный и комфортный номер, какой угодно, и, конечно же,
Я не был бы настолько глуп, чтобы причинить ему дискомфорт просто из прихоти.

Я действительно очень люблю большую комнату, кроме этой ужасной бумаги.
Из одного окна я вижу сад, эти загадочные тени беседки, буйные старомодные цветы, кусты и корявые деревья.

Из другого я получаю прекрасный вид на залив и небольшую частную пристань.
принадлежащий имению. Есть красивый затененный переулок, который проходит там из дома. Мне всегда кажется, что я вижу людей, идущих в этих многочисленные дорожки и беседки, но Джон предупредил меня, чтобы я не уступал
фантазии в наименьшей степени. Он говорит, что с моим воображением и привычкой создания историй, нервная слабость, подобная моей, обязательно приведет ко всем возбужденных фантазий, и что я должен использовать свою волю и здравый смысл, чтобы проверьте тенденцию. Я стараюсь. Иногда я думаю, что если бы я был достаточно хорош, чтобы написать немного, освободит прессу идей и даст мне отдых. Но я очень устаю, когда пытаюсь.

Так обескураживает отсутствие совета и общения по поводу моей работы. Когда я поправлюсь, Джон говорит, что мы спросим кузена Генри и Джулия уезжает в долгий визит; но он говорит, что как только фейерверк поставит
в моей наволочке, чтобы позволить мне иметь этих стимулирующих людей сейчас. Я хотела бы выздороветь быстрее. Но я не должна об этом думать. Мне кажется, статья ЗНАЕТ какое ужасное влияние это имело!  Есть повторяющееся пятно, где узор свисает, как сломанная шея и два луковичных глаза смотрят на вас вверх ногами.

Я прямо злюсь на дерзость этого и вечность. Вверх-вниз и в стороны они ползают, и эти нелепые,
немигающие глаза повсюду. Есть одно место, где две ширины не совпадают, и глаза бегают вверх и вниз по линии, один немного выше, чем другие. Я никогда раньше не видел такого выражения в неодушевленных предметах, и все мы знаете, какое у них выражение! В детстве я лежал без сна и получить больше развлечений и ужаса от глухих стен и простой мебели, чем большинство детей может найти в магазине игрушек. Я помню, как ласково подмигивали ручки нашего большого старого бюро.
есть, и был один стул, который всегда казался сильным другом.
Раньше я чувствовал, что если что-то другое будет выглядеть слишком жестоким, я могу всегда запрыгивайте в этот стул и будьте в безопасности.
Мебель в этой комнате не хуже негармоничной, однако мы должны были принести все это снизу. Я полагаю, когда это использовалось в качестве игровой они должны были вынести детские вещи, и неудивительно! Я никогда не видела такого разрушения, которое устроили здесь дети. Обои, как я уже говорил, местами оторваны, и они прилипают ближе, чем брат - у них, должно быть, были и настойчивость, и ненависть.

Затем пол царапается, выдолбливается и раскалывается, штукатурка кое-где выкопан, и эта большая тяжелая кровать, мы нашли в комнате, выглядит так, как будто она пережила войны.
Но я не против - это только бумага.
Приходит сестра Джона. Такая милая девушка, как она, и такая заботливая обо мне! Я не должна позволить ей обнаружить, что я пишу. Она прекрасная и увлеченная хозяйка и не надеется ни на что иное. Профессия.
Я искренне верю, что она думает, что это письмо заставило меня быть больной!

Но я могу писать, когда ее нет дома, и видеть ее далеко от этих окна.

Есть тот, что управляет дорогой, прекрасной затененной извилистой дорогой, и тот, который просто смотрит на страну. Прекрасная страна, - великие вязы и бархатные луга.

На этих обоях есть своеобразный под-узор другого оттенка, особенно раздражающий, потому что вы можете увидеть его только при определенном свете, и непонятно тогда.

Но там, где не потускнело и где именно такое солнце - я может увидеть странную, вызывающую, бесформенную фигуру, которая кажется прячется за этим глупым и бросающимся в глаза дизайном передней части. Сестра на лестнице!
Что ж, Четвертое июля закончилось! Люди ушли, и я устала. Джон подумал, что мне будет полезно увидеть небольшую компанию, поэтому мы только что на неделю спустили мать, Нелли и детей.

Конечно, я ничего не сделал. Дженни сейчас обо всем позаботится. Но меня это все равно утомило. Джон говорит, что если я не приеду быстрее, он отправит меня к Вейру Митчеллу в падение. Но я совсем не хочу туда идти. У меня был друг, который был в его руках однажды, и она говорит, что он такой же, как Джон и мой брат, только больше!
Кроме того, зайти так далеко - это такая задача. Я не думаю, что стоило тратить время на что-нибудь,
и я становлюсь ужасно раздражительным и сварливым. Я ни перед чем не плачу и большую часть времени плачу.
Конечно, нет, когда здесь Джон или кто-то еще, но когда я в одиночестве. И я сейчас очень много одна. Джона очень часто держит в городе серьезные случаи, и Дженни в порядке и оставляет меня в покое, когда я этого хочу. Так что я гуляю немного по саду или по той прекрасной улочке, сижу на крыльце под розами, и лежу здесь много.
Комната мне очень нравится, несмотря на обои. Возможно ИЗ-ЗА обоев. Так оно и живёт в моей голове!
Я лежу здесь на этой огромной неподвижной кровати - она прибита, я верию - и часами следую этому образцу. Это так хорошо, как гимнастика, уверяю. Я начинаю, скажем так, внизу, внизу угол там, где его не трогали, и я определяю в тысячный раз, когда я буду следовать этому бессмысленному образцу заключения.

Я немного знаю принцип дизайна, и знаю, что эта вещь была не устроена по каким-либо законам излучения, или чередования, или повторения, или симметрия или что-нибудь еще, о чем я когда-либо слышал.

Повторяется, конечно, всесторонне, но не иначе. С одной стороны, каждая ширина стоит особняком, раздутые изгибы и
завитушек - этакая «испорченная романская» с белой горячкой - иди переваливаясь вверх и вниз отдельными колоннами тупости. Но, с другой стороны, они соединяются по диагонали, и раскидистые очертания разбегаются огромными косыми волнами зрительного ужаса, как многие валяются в погоне за водорослями.
Всё это тоже идет горизонтально, по крайней мере, так кажется, и я исчерпываю себя попытками различить порядок его прохождения в этом направление. Они использовали горизонтальную ширину фриза, и это добавляет чудесно до замешательства. Есть один конец комнаты, где она почти цела, а там, когда перекрестья гаснут, и низкое солнце светит прямо на него, я могу в конце концов, почти фантастическое излучение - бесконечные гротески кажутся образуются вокруг общего центра и устремляются стремительными рывками на равных отвлечениях. Я устаю следить за ним. Думаю, я вздремну.
Не знаю, зачем мне это писать.  Я не хочу. Я не чувствую себя способным.

И я знаю, что Джон счел бы это абсурдом. Но я ДОЛЖЕН говорить то, что чувствую, и подумайте как-нибудь - это такое облегчение!  Но усилие становится больше, чем облегчение.
Половину времени я ужасно ленив и очень много лежу.

Джон говорит, что я не должен терять силы, и велит мне принять рыбий жир и
много тоников и прочего, не говоря уже об эле, вине и редком мясе.

Дорогой Джон! Он очень сильно любит меня и ненавидит, когда я болею. Я старался
поговорить с ним на днях и рассказать как бы мне хотелось, чтобы он отпустил меня и нанёс визит кузену Генри и Юлии.

Но он сказал, что я не мог пойти и не выдержать после того, как приехал туда;
и я не придумал для себя очень хорошего случая, потому что я плакал прежде чем я закончил.

Для меня становится большим усилием мыслить правильно. Просто это нервная слабость, я полагаю.

И дорогой Джон взял меня на руки и просто понёс наверх и положил меня на кровать, и сел рядом, и читал мне, пока не утомилась моя голова.

Он сказал, что я его любимая, и его утешение, и все, что у него есть, и что я
должен заботиться о себе ради него и сохранять здоровье.

Он говорит, что никто, кроме меня, не может мне помочь, что я должен использовать свою волю
и самоконтроль, и не позволяй никаким глупым фантазиям убегать со мной.

Есть одно утешение: ребенок здоров и счастлив, и ему не нужно
Займите эту детскую своими ужасными обоями.

Если бы мы не использовали его, это благословенное дитя стало бы! Какая удача - побег! Да ведь у меня не было бы ребёнка, впечатлительного маленького, жить в такой комнате миров.

Я никогда не думал об этом раньше, но мне повезло, что Джон оставил меня здесь
в конце концов, я переношу это намного легче, чем ребёнок.

Конечно, я больше не говорю им об этом - я слишком умен, - но я всё равно слежу за этим.

В этой газете есть вещи, которых никто, кроме меня, не знает и никогда не узнает.

За этим внешним узором с каждым днем становятся все четче нечеткие формы.

Это всегда одна и та же форма, только очень многочисленная.

И это похоже на женщину, которая наклоняется и крадётся за этим шаблоном. Мне это немного не нравится. Интересно - я начинаю думать - я хочу, чтобы Джон забрал меня отсюда!

Так трудно говорить с Джоном о моем деле, потому что он такой мудрый, и потому что он меня так любит. Но вчера вечером я попробовала. Был лунный свет. Луна светит повсюду, как и солнце.

Я ненавижу это иногда видеть, он так медленно ползёт и всегда проходит мимо, одно окно или другое. Джон спал, и мне не хотелось его будить, поэтому я не двигался и смотрел лунный свет на волнистых обоях, пока мне не стало страшно.

Слабая фигура позади, казалось, поколебала узор, как будто она хотел выйти.

Я тихонько встал и пошел нащупать и посмотреть, ДВИГАЕТСЯ ли бумага, и когда вернулся, Джон не спал.

"Что это, маленькая девочка?" он сказал. "Не ходи, как это - ты простудишься ".

Я подумал, что это хорошее время для разговора, поэтому сказал ему, что на самом деле не
здесь, и что я хотел, чтобы он забрал меня.

"Почему дорогая!" сказал он, "наша аренда будет закончена через три недели, и я не вижу, как уйти раньше.

"Ремонт дома не делают, и я не могу просто уехать из города.
в настоящее время. Конечно, если бы тебе угрожала опасность, я мог бы и сделал бы это, но ты
действительно лучше, дорогой, видишь ты это или нет. Я доктор, дорогой, и я знаю. Вы набираете плоть и цвет, ваш аппетит лучше, мне действительно намного легче о тебе ".

«Я не вешу ни немного больше, - сказал я, - ни столько; и мой аппетит может быть
лучше вечером, когда ты здесь, но хуже утром когда тебя нет! "

"Благослови ее маленькое сердце!" сказал он с большим объятием, "она будет так же больна
как ей заблагорассудится! Но теперь давайте улучшим светящиеся часы, перейдя в
спать, а утром говорить об этом!"
"И ты не уйдешь?" - мрачно спросил я.

«Почему, как я могу, милый? Осталось всего три недели, и тогда мы будем совершать приятное небольшое путешествие на несколько дней, пока Дженни собирает дом готов. На самом деле дорогой, ты лучше! "

"Возможно, лучше телом" - начала я и резко остановилась, потому что он сел прямо и посмотрел на меня таким суровым, укоризненным взглядом, что я не могла сказать ни слова. -  "Моя дорогая, - сказал он, - я умоляю тебя, ради меня и нашего ребёнка.
Ради, а также ради себя, что вы никогда ни на миг не позвольте этой идее прийти вам в голову! Нет ничего опаснее, так что очаровательно, с таким темпераментом, как твой. Это ложная и глупая фантазия. Разве ты не можешь доверять мне как врачу, когда я тебе это говорю?"
     Так что, конечно, я больше ничего не сказала на этот счёт, и мы заснули, как раньше, долго не засыпая. Сначала он подумал, что я сплю, но это не так, и пролежал так час, пытаясь решить, подходит ли этот узор передней и задней части, действительно переехали вместе, или по отдельности.
На подобном узоре при дневном свете отсутствует последовательность, нарушение закона, что является постоянным раздражителем нормального ума.

Цвет достаточно отвратительный, и достаточно ненадежный, и приводящий в бешенство,
хватит, но узор мучает. Вы думаете, что справились с этим, но как только вы начинаете. Затем он делает сальто назад, и вот вам. Он даёт вам пощёчину по лицу, сбивает с ног и топчет. Это похоже на плохую мечту.

Внешний вид - витиеватый арабеск, напоминающий грибы. Если вы можете представить себе поганку в суставах, бесконечную вереницу поганок, распускающиеся и прорастающие в бесконечных извилинах - почему, это что-то вроде этого. То есть иногда!


Рецензии
Этот рассказ изучают в канадских школах в 9-10-ом классе. Рассказ напичкан набит наполнен ассоциациями. Критики серьёзные и не очень делятся на 2 части. Одна часть вещает что рассказ символизирует рождение свободной женщины, фактически пророчество феминизма. Вторая часть во всю критикует психиатрию тех лет.
История реальная. Гилман после «лечения» отказалась от ребенка, ушла от мужа, работала преподавателем, также стояла у истоков феминизма. Тётенька родилась 1860-каком-то. Когда у неё диагностировали рак, приняла решение об эвтаназии.
Я, лично, считаю что эта история не отделима от биографии автора. Вернее, не зная истории автора трудно дать реальную оценку рассказу.

Вячеслав Толстов   24.12.2020 23:25     Заявить о нарушении
Шарлотта Перкинс Гилман «Желтые обои» (1892).

Возможно, спойлер. Рассказ — «атипичная оптика» на роль и место женщины в патриархальном обществе. «Комната» — своего рода «пространственный эспас», аллюзия на дисциплинирующий паноптикум, снабженный элементами контроля: кровать прибитая к полу, металлическая решетка, дичайший рисунок обоев с дырами, расцарапанный пол… в конфронтации с ними система образов, завладевших сознанием героини. Художественный замысел автора раскрывается через рецепцию и интерпретацию «жёлтых обоев»… — «женщина, упавшая на живот и ползущая по волнистому рисунку обоев, которая захотела выйти»… В рассказе главная героиня выведена за границы понятий свободы, свободного самосознания, соответственно отчуждена от своего субъектного начала, превратившись в объект собственности, инструмент деторождения. Нет тут «диагноза»… И совершенно естественно, что обусловленный писательницей протест стал причиной возникновения феминистских идей, как одной из форм их реализации. Соглашусь с «первой частью» Вашего отзыва. Респект за комментарий… иначе вообще запутаешься… я бы из него аннотацию «забубенил».

Вячеслав Толстов   24.12.2020 23:26   Заявить о нарушении