Дар и Рад

В не столь давние времена жили муж да жена. Мужа звали Пётр, а жену его - Малаша. Жили они дружно, не бедствовали, соседей уважали. Петр был на все руки мастер: за что ни возьмётся, всё у него ладится - любо-дорого посмотреть. Да и Малаша была хорошей хозяйкой: дом в чистоте и порядке содержала, скотина в хлеву ухоженная стояла, в огороде сорняка не сыщешь.
Соседи тайно завидовали им, но никто не ведал про тайную кручину Петра и Малаши. А сокрушались они, что время идёт, а деток у них нет.
И вот пришёл год, когда уродился на огороде горох на славу. Радуются Пётр и Малаша, что будет из чего суп зимой варить, да случилась напасть - кто-то начал горох обносить.
Сделал Пётр в огороде засидку и остался на ночь горох сторожить. Час сидит, другой, а после третьего часа разобрала его зевота – слада нет. Прикрыл глаза сон перебить, да не заметил, как заснул. Да так крепко, что проснулся, когда солнце уже встало. Глянул на гороховую грядку и прослезился - чуть меньше половины от урожая осталось. Расстроился Пётр, что воришку проспал, а Малаша утешает – «Устал, мол, ты за день, вот сон тебя и сморил. У меня забот меньше. Разреши, я этой ночью горох посторожу. Оставлю окно открытым. Замечу воришку - кликну тебя».
Так и сделали.
Взяла Малаша клубок ниток, села в засидку сторожить. А ночь выдалась лунная, каждую травинку видно. Любуется Малаша лунным сиянием, но и на гороховую грядку поглядывать не забывает. К третьим петухам стали у неё глаза слипаться. Вот-вот заснёт.
- «Эдак, я, как Пётр воришку просплю» - подумала Малаша и, чтобы не заснуть, стала нитки с клубка на клубок перематывать. Вдруг слышит, кто-то горох щиплет. Выглянула – а то птица дивная разбойничает: перо у неё белее снега, а на голове золотистый хохолок.
Кинула Малаша в разбойницу клубок и, пока та испуганно крыльями хлопала, сграбастала её как домашнюю курицу для убоя.
- Ах, негодница! Вот сверну тебе шею и сварю мужу на обед, - погрозилась Малаша, но птица взмолилась человеческим голосом:
- Не губи меня! Я дочь своих родителей. Отказалась я выйти замуж за дива, а чтобы не вышла за другого, превратил он меня в птицу белую и наложил заклятие оставаться птицей год и питаться горохом. А если через год не одумаюсь - превратит он меня в статую. Улетела я из родительского дома. Отпусти меня. Подарю я тебе по перу с каждого крыла. Положи их в протопленную печь, закрой заслонкой до третьих петухов, а как пропоёт петух три раза, открой заслонку и увидишь, что будет.
Удивилась Малаша словам птицы и выпустила из рук. Птица скинула по перу с каждого крыла и улетела.
Малаша разбудила Петра, рассказала про птицу дивную, а чтобы он не подумал, что это ей приснилось, подала белоснежные перья.
Глянул Пётр на перья и со словами: - «Положи, Малаша, положи… Может, что путное из них получится», - повернулся на другой бок дальше спать, но не спится ему – про слова птицы думает.
Малаша тоже не спит. Зажгла лучину и села кудель прясть. На рассвете ушёл Пётр по росе на покос, а Малаша сделала, как велела птица.
День прошёл в трудах и заботах, а как стемнело, сели они в обнимку у окна ночь коротать, песню третьих петухов ждать. А летом ночи короткие. За тихой беседой время летело быстро.
На заре заголосил петух, залился, как никогда, звонкой песней.
Сорвалась Малаша с места, открыла печную заслонку - а в печи два белокурых мальчика лежат, ножками и ручками сучат и, как две капли воды, друг на друга похожие. А волосы у них мягче пуха.
Обрадовались Пётр и Малаша близнецам, будто кровным детям и назвали их Дар и Рад.
Пётр сделал для сыновей люльки, но недолго в люльках они лежали – росли не по дням, а по часам и скоро выросли в добрых молодцев. Стали приёмным родителям по хозяйству помогать, на охоту ходить, рыбу ловить. А как пришло время им жениться, решили Пётр и Малаша не неволить сыновей в выборе невест; разрешили самим милых сердцу поискать. Собрали сыновей в путь-дорогу, благословили, а братья, перед тем как уйти, отрезали у себя по пряди волос и наказали родителям каждый день на пряди смотреть, мол, чья прядь потемнеет, с тем из них беда приключилась. Попрощались с приёмными родителями и отправились в разные стороны.
Много прошло с той поры времени, мало ли, а пришёл Дар к синему морю; нанялся к купцу матросом и поплыл в дальние страны на мир посмотреть, себя показать и невесту поискать. Случилась по пути на море страшная буря. Разбился корабль купца о подводные рифы и затонул вместе с экипажем. Дару повезло. Вынесли волны его на незнакомый берег. Стал он искать место для ночлега, и набрёл на пещеру, в которой сундуки полные золота, серебра и драгоценных камней стояли, а в углу статуя красивой девушки пылилась. Полюбовался Дар богатствами несметными и решил статую в море помыть. Только погрузил статую в воду - девушка и ожила. А как ожила, спрашивает, что ему в этих местах надобно и как он сюда попал?
Рассказал Дар свою историю, а девушка и говорит:
- Я помогу тебе выбраться отсюда, но прежде ты должен победить дива. Раз в три дня див приходит к пещере и завтра тот день, когда он должен объявиться.
Призадумался Дар. Приглянулась ему девушка, а вот с дивом сражаться боязно, – как-никак сам он смертный человек.
Поделился сомнениями с девушкой, а та ему в ответ:
- Я отрежу свои косы и сплету из них рубашку, которая защитит тебя от ран и придаст силу. Смерть дива - единственный способ вернуться домой, а в плену косы мне ни к чему.
И была страшная битва. От ударов тел Дара и дива о землю сыпались камни с гор. Гул стоял по всему острову. Наконец, Дар изловчился, и поверг дива на землю. Наступил ногой ему на горло – и пришёл тут диву конец. А как только див испустил дух, превратилось его тело в лодку.
Открылась тогда девушка Дару, назвалась Ладой, и рассказала свою историю про то, как див с помощью колдовства нашёл её птицей дивной за синим морем. А, когда она во второй раз отказалась выйти за него замуж, превратил в статую и спрятал в пещере со своими сокровищами.
- Теперь сокровища дива твои.
Только Дар не захотел брать сокровища. Сел он вместе с Ладой в лодку и пустился в обратный путь домой.
Обрадовались Пётр и Малаша возвращению сына с невестой и назначили день их свадьбы. Накануне дня свадьбы увидел Дар во сне, что потемнела прядь его брата. Глянул утром на прядь Рада, а она из белокурой чернее ночи стала.
Сокрушаются Пётр и Малаша, что приключилась беда с их вторым сыном, а что делать и где искать его не знают.
Решил Дар поискать брата и попросил родителей свадьбу отложить. А Лада как узнала, что свадьба откладывается - в слёзы, разлюбил, мол, ты меня безкосую… Ну что с ней делать? Пришлось ему рассказать ей про сон и прядь брата.
Обрадовалась Лада, что по-прежнему любима; вытерла слёзы и стала просить Дара взять её с собой. Мол, не боюсь я трудностей и опасностей, а если суждено погибнуть - лучше погибну, чем буду жить без тебя любимого. Как ни убеждал её Дар остаться дома с его родителями, как ни стращал неизвестностью в пути, – всё напрасно. Та, знай, твердит своё. Пришлось согласиться взять её с собой.
Пустил Дар по ветру волос из пряди брата и поехал с Ладой следом. Привёл их волос к пролому в высокой горе и пропал из виду. Заглянул Дар в пролом, а там, в глубину скалы ведёт тоннель с множеством боковых ходов. Стал он думать, куда идти, а Лада и говорит:
- Расплети рубаху, что сплела я тебе из моих волос, свяжи их между собой и смотай в клубок. Станем нить по пути разматывать, глядишь, не заплутаем в ходах. А если нити не хватит, будем на каждом повороте кровью стрелки рисовать.
Жаль Дару распускать подарок невесты, да делать нечего. Достал рубаху из заплечной сумы и распустил. Но не пришлось рисовать им стрелки кровью. Один из ходов привёл их в грот с засыпанными наполовину снегом обледенелыми человеческими фигурами. В одной из фигур Дар признал брата, у которого из живого лишь глаза, молящие о помощи, остались.
Растерялся Дар. Что делать? У кого узнать, кто и за что заморозил всех этих людей? И вдруг заметил, как у одной из рядом стоящих фигур зашевелились губы. Подошёл он ближе и только успел несчастный сказать, что заморозила их всех ледяная дева, которой неведома сила любви, как ворвался в грот снежный вихрь.
Замёл вихрь обледенелые фигуры по самые плечи и предстал перед Даром и Ладой белолицей голубоглазой красавицей. Глянула красавица на незваных гостей – словно холодом обдала. Но Дар и Лада не испугались, крепко обнялись и жарко поцеловались. Да так жарко, что с уст ледяной красавицы сорвался сладкий стон. А со стоном оттаяло и забилось её сердце. Ожило лицо девы. Румянец заиграл на её щеках. Обвела она потеплевшим взором обледенелые фигуры тщетно добивавшихся её руки молодцев, - они и оттаяли.
Рад взял руки девы в свои ладони, заглянул в голубые бездонные её глаза, и вспыхнула между ними любовь. Прижал он деву к сердцу, назвал любимой и предложил выйти за него замуж. Дева зарделась, потупила взор и согласилась.
Поблагодарили оттаявшие молодцы своих освободителей, и стали собираться домой.
Вернулись братья домой с невестами. Пётр и Малаша сыграли им весёлые свадьбы. Прожили они вместе счастливо и дружно в мире и согласии много лет, и кто знает, может и среди нас живут их потомки…


Рецензии
Хорошая сказка.

Дарья Подчуфарова   24.12.2020 11:14     Заявить о нарушении