1. 4. Греческая кофейня. Ованес
Мальчик сидел на берегу, перед ним плескалось его море. Морем он привык любоваться с первых дней своей жизни и разговаривать с ним как с живым существом. И вот оно укрыто молочным покрывалом раннего утра, пролегло до самого горизонта. Не так давно он стал работать в греческой кофейне грека Александра. Сегодня он пришёл на работу пораньше, быстро навёл порядок после вчерашнего рабочего дня. На чистовую, протёр столы, пол, расставил пепельницы на столы, убрал вчерашние огарки и поставил новые свечи. Сходил в подсобку и вынес мусор в специальный ящик сзади кофейни, позже приедет извозчик и заберёт мусор на свалку. Впереди новый рабочий день, но было еще с полчаса времени и он побежал к своему морю, на берегу сел на деревянную лодку и предался размышлению:
- С 10 лет я стал работать в греческой кофейне грека Александра. Вставать приходится рано, прихожу домой поздно, глядя на родителей и видя, как они «вон лезут из кожи», очень стараюсь им помочь. Буду работать и пойду учиться! Стану знаменитым музыкантом! Нет, лучше буду великим художником! - так начиналось за размышлениями почти каждое утро Ованеса.
История Крыма тесно переплелась с кофе. Надо сказать, что кофе в Крыму начали пить задолго, чем оно пришло в Европу. Турки, армяне, греки издавна любили пить этот благородный, пахучий напиток. А Феодосия в своё время, носила имя Каффа — что возможно связано с торговлей кофейными зернами. Положением «О гостиницах, ресторациях, кофейных домах и харчевнях…» 1821 г. разрешалось кофейни строить в любых местах. Кофейня грека Александра располагалась на втором этаже и напоминала типичные крымские дома полуострова: двухэтажное здание, на первом этаже которого была мастерская ремесленника и лавка цирюльника, а на втором – кофейня, к которой вела деревянная лестница. При ней было и помещение для прибывших моряков, купцов и других посетителей города для ночлега.
Кофейню в основном посещали мужчины. Здесь они решали торговые сделки, передавали новости, обсуждали дела. Сидя за столами, играли в шашки, триктрак, юзюк (кольцо), пили кофе, курили трубки.
В кофейню часто приходил и играл на скрипке рапсод Хайдар. Хозяин всячески этому способствовал, с уважением относился к нему, так как его игра привлекала в кафе всё новых посетителей, иногда посетителям удавалось послушать рассказы заезжих народных сказителей кедаев. Кофейня последнее время ещё превратилась и в место сбора людей для обсуждения военных событий. Что касается характеристики посетителей, то особенно можно было уловить внешние оттенки, которыми различаются эти люди, принадлежащие к племенам совершенно разным. У армян вообще цвет лица темнее нежели у татар, они дороднее, бороду имеют длиннее и глаже… Караимы замечательны преимущественно тем, что всегда одеваются с чрезвычайною тщательностью. Но основной контингент кофейни грека Александра - это моряки, рыбаки, мелкие торговцы. Они дымят длинными трубками за столами и, попивая вино и кофе, делятся воспоминаниями своей молодости, морскими походами и участиями в битвах. Многие из них зашли в Феодосийский порт на торговых кораблях и шхунах. Больше всего споры шли между моряками и рыбаками, до хрипоты и до драк, они спорили о преимуществе их профессий и кому из них трудней приходится в море.
Ованес внимательно слушал морские истории и байки разнородных посетителей. Иногда случались пьяные перебранки, и тогда старый толстый грек, пробиваясь между столиками, приструнивал разбушевавшихся посетителей, предлагал выпить вкусное вино за примирение. В кофейне всегда стоял сумрак от табачного дыма, через который с трудом пробивался свет свечей. Но и без драк в кофейне всегда было шумно, как в разбуженном улье. Трудна была работа «мальчика» в кафе. Ованес очень старался угодить посетителям и юлой вертелся между столиками, доставляя посетителям еду, вино, кофе, трубки, чем вызывал у посетителей возгласы одобрения своей работой. Ованес тоже любил выпить пахучего кофе, когда удавалось «выцарапать» немного времени в бесконечной беготне между столиками по обслуживанию посетителей. Пройдёт немного времени, и замечательная крымская поэтесса того времени Дина Лопатто напишет гимн кофе, где есть слова:
«Как налёт волны прибоя
Поверх крепкого настоя.
Я, еще не все сказала,
Выпить кофе – это мало;
От Аравии до Крыма
Всем давно известно стало –
«Кофе чашечка без дыма –
Это сон без одеяла!»
Чтоб вполне довольным быть,
Надо с кофе закурить.»
Сегодня отдельно на мягком диване сидела группа караимов. Перед каждым из сидевших дымилась чашка кофе и стояло блюдце с маленькими кусочками сахара. Каждый из караимов через длинные промежутки времени откусывал крошечный кусочек сахара, потягивал из чашки ароматное кофе и неизменно заканчивал глоток возгласом:
- о-о-о-х!
А вчера был в кофейне толстый турок и он то и дело командовал, что ему принести:
- Мальчик, сюда! Мальчик, туда! - командовал он,
- Кафеджи дольдур! («Подлей ещё» - по-турецки), Кафеджи дольдур!
Среди шума Ованес не услышал требование турка и пронесся с подносом к соседнему столику. Турок обиделся и поднял крик. Прибежал хозяин, дороживший богатым клиентом, и, кланяясь, сам стал подливать ему кофе. Но расходившийся купец не унимался и требовал, чтобы хозяин прогнал из кофейни нерадивого армянского мальчишку. Неизвестно, чем бы все окончилось, если б не рапсод (здесь странствующий певец, музыкант) Хайдар, который отвёл грозу от паренька. С Хайдаром их семья познакомилась давно, ещё тогда Ованесу исполнилось 4 годика и на день рождение мама подарила голубую красивую рубашку, а папа игрушечный, вырезанный из дерева настоящий военный бриг, который изготовил и подарил известный феодосийский резчик Ваган Арутюнян. Он не стал брать у Константина деньги, узнав, что он хочет купить бриг в подарок сыну на день рождение. Тогда же Ваган и сказал Хайдару, бродячему музыканту, что у Ованеса, сына Константина, день рождение. И Хайдар пришёл совсем плохо одетый, сел и стал играть возле их дома, а мама его позвала и накормила едой. Он пел песни невольников, тягучие и печальные, пел заводные музыкальные песни новороссов (так в царской России называли Украину-Новороссия). Замечательный получился день рождения.
Хайдар стал каждый день приходить в кофейню и играть на скрипке, хозяин кофейни грек Александр был очень доволен, т.к. выручка сразу подросла, многие посетители приходили не только выпить вина и кофе, но и послушать музыку и пение Хайдара. Он стал учить Ованеса игре на скрипке. Учил как нужно правильно садиться, как правильно держать скрипку, как водить смычком. И Ованес старался всё выполнять как учил его рапсод. Вот он садится на стул, левую ногу кладёт на правую, скрипку берёт в левую руку и упирает её в левое колено перекинутой ноги, а в правую руку берёт смычок. Такая поза для игры на скрипке отличается от классической, когда нужно только играть мелодии, поза позволяет не только играть, но и петь. А голос у Ованеса был красивый, мелодично льющийся в такт музыке. Мальчик научился у Хайдара множеству красивых восточных мелодий и песен.
Посетителям всё больше нравилось, когда играл и пел Ованес, всё меньше его звали:
- Мальчик, иди сюда! - а всё больше просили:
- Ванюша, давай нам сыграй!
Понимая это, грек всё больше говорил:
- Хайдар, посиди, отдохни! Оник, давай сыграй гостям!
(Продолжение следует. http://proza.ru/2020/12/28/336 Полностью можно прочесть книгу в Литрес. В поиске набрать Александр Смольников )
Свидетельство о публикации №220122400390
Я тоже не знала, что Ованес любил музыку и красиво пел.
Но нужно исправить опечатки в предложении:
"ЗамечательнЫЙ получилСЯ день рождениЯ.
С уважением,
Элла Лякишева 26.03.2021 11:18 Заявить о нарушении
Александр Смольников 26.03.2021 18:57 Заявить о нарушении