Я умею читать! А рассказать?

Когда я осознала, что умею читать, я радовалась не столько оценкам учителя, сколько возможности самой приобретать новые книги в домашнюю библиотеку. Первый опыт покупки книги я вспоминала, краснея от стыда, потому что знающая буквы, не смогла сложить их в слова, и вместо названия книги "Дыхание полюса" прочитала "Дохлая курица". Мои старшие братишки долго посмеивались надо мной и просили найти в купленной книжке хоть одну курицу, живую или не очень. Да и книга оказалась совсем непонятной, написанная "ужасным" научно-популярным стилем и рассчитанная на широкий круг читателей, в который я в те времена, явно, не входила.

Научившись читать правильно, я еженедельно с гордостью появлялась в книжном магазине: долго перебирала книжки с яркими обложками, советовалась с продавцом, внимательно рассматривала цветные картинки, пытаясь связать их с названием. Маленькие книжки я умудрялась тут же прочитывать, а "толстые", если хватало карманных денег, покупала и с радостью спешила домой, испытывая предвкушение от предстоящего знакомства с новым миром.

В первое время, приходя домой с новым приобретением, я не сразу хвасталась покупкой, а только после прочтения. Мама заметила, что я стала больше уединяться и молчать, иногда расспрашивала, не случилось ли чего. Я отмалчивалась. Дочитав новую книжку, я молчать уже не могла, мне надо было высказаться. Теперь я понимаю, что я торопилась пересказать, но не то, о чем узнала. Меня переполняли эмоции от прочитанного - именно этим хотелось поделиться. Если это были трогательные истории, то я не могла удержаться от слез. Если рассказывалось о каких-то хитростях, мне очень хотелось применить их в своей жизни. Смешные события я не могла пересказать, так как "лопалась" от смеха. Не несколько часов, а порой несколько дней я мысленно возвращалась к событиям или героям понравившейся книги, "проживала" отдельные эпизоды, мое воображение "проигрывало" какие-то моменты, рисовало продолжение.

Когда я училась в средних классах школы, то поняла, что читаю больше своих сверстников, но совсем не умею складно пересказывать тексты, изложения писала очень короткие, хотя от прочитанного в голове "бродило" несметное количество мыслей, но, видимо, эмоции их захлестывали. И мои пересказы мне и самой казались какими-то косноязычными, сухими, не выражающими самой сути прочитанного.

Вот когда мы стали писать сочинения, тут уж меня осенило - это я могу! Сочинения получались красивые (сейчас бы сказала: приукрашенные), сочные, непохожие на сочинения одноклассников. Учительница литературы ставила меня в пример, часто отправляла мои работы на конкурсы. Мне это нравилось, но зазнайством я не страдала. Помню в 7 классе случилась такая история...

На перемене ко мне подбежала моя двоюродная сестра Надежда, ученица 9 класса, и давай тормошить меня, громко восклицая: "Как же так? Ты младшая, а такая умная! Как так получается? Как ты сумела?" И подобное она повторяла в разных вариантах, а до меня так и не доходило, о чем это она. Надя схватила меня за руку и потащила на лестничную площадку между первым и вторым этажами, где ткнула пальцем в школьный стенд. Там я увидела заметку о победителях конкурса сочинений и даже само сочинение (видимо, для образца, так как под ним крупным шрифтом написано: "Вот так надо писать!"). Тут я и вспомнила, что стала победителем конкурсного сочинения "Есть у революции начало, нет у революции конца" (уж я не поскупилась на цитаты из произведений советских поэтов по этой теме!). Победила и хорошо. И сразу забылось... Сестру я, конечно "успокоила", мол, что возмущаешься, не расстраивайся, я всегда хорошо пишу сочинения, зато за пересказы и изложения у меня тройки.


Рецензии